Урок русского языка по теме "Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема урока: Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
  • содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;
  • воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь к родному языку.

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебники, карточки.

Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Прозвенел уже звонок,
      Начинается урок.
      Всё ль на месте?
      Всё ль в порядке?
      Книжки, ручки и тетрадки?
      Все ли правильно сидят?
      Все ль внимательно глядят?
      Все готовы получать
      Только лишь оценку “5”!
      - Рада, что у вас хороший рабочий настрой.

      -Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно? (Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться, уметь договариваться)

    3. Чистописание.

На доске слова:

    1. - Объяснить написание пропущенных букв.
    2. Слайд 1 (см. презентацию)

    3. П.белка, тр.ва, доро…ка , з.вод, обл…ко, голу.ь, п..льто.
    4. - Какое слово, по вашему мнению, будет лишним? (пальто)

      -Объясните свой выбор (несклоняемое существительное)

      - Сегодня мы будем писать букву, которая встречается в корне слова, обозначающего одушевленное существительное, и обозначена согласным глухим мягким парным звуком. Какая это буква? (б).

    5. Письмо в тетради.
    6. Слайд 2.

      Бб бе бр ба

      Борис схватил барабан и убежал в раздевалку.

      - Подчеркните знакомые орфограммы.

      2 ученика работают у доски:

      -1 ученик разбирает предложение

      В зелени высокой травы белеет прелестный цветок.

      -2 ученик выполняет морфологический разбор слова в зелени.

      III. Работа над пройденным материалом.

      1.Повторение знаний о склонении.

      Слайд 3.

      Игра “Найди лишнее слово”.

      Л.ства, . кно, папа, . сина;

      Р.сунок, р.стен.е, ур.жай, мяч;

      Рожь, речь, печь, плащ.

      - Как определить тип склонения имен существительных?

      -Для чего необходимо уметь определять склонение?

      - Что еще нужно уметь, чтобы написать окончание существительных ?

      - Сформулируйте тему урока.

      Слайд 4.

      (сегодня на уроке будем упражняться в правописании безударных окончаний существительных.)

      2.Работа по таблице.

      Слайд 5.

      - В каких падежах пишется окончание –и?

      -В каких – пишется –е?

      - От чего это зависит?

      - Нужно ли определять склонение в родительном падеже, чтобы правильно написать окончание?

      - Можно ли то же сказать о дательном и предложном падежах?

      -Можно ли проверить написание безударных существительных?

      ( Ученики заполняют таблицу и проверяют себя по ударным окончаниям существительных 1, 2, 3-го склонений: зима, земля, конь, рожь)

      Дополнить выражения:

      Слайд 6

      1. Ставлю существительное в … и определяю….
      2. Подбираю…и ставлю…
      3. Пишу такое окончание…

4 Выполнить с комментированием( определите склонение и падеж данных имен существительных)

Слайд 7.

На площад..., о побед..., в метел.., на берез..., о берез..., в очеред„., об бпасност..., на служб…, к ноч..., у застежк..., в памят..., о мир..., на сирен,.., о мудрец....

5.Словарная работа ( упражнение в определении падежей).

Слайд 8.

Определить падеж, вставить пропущенные буквы

Б.жал по лес.ниц., лежал на л.дон., вышел из б.бл.от ек., завидовал дев.чк., отдыхали в лаг.р. , в.ренье из земл.ник..

(взаимопроверка в парах).

IV. Физкультминутка.

Я буду называть существительные с предлогом и ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – присели , если – с безударным – наклонились.

В реке, на дороге, от дорожки, на траве, к рябине, в Москве, о зерне, на месте.

V. Продолжение работы по теме урока

1Дифференцированная работа (упражнение в написании существительных с падежными окончаниями. )

1 группа: Упр. 137

2 группа: просклонять слова дочь, дочка.(1 у ченик работает за доской)

2. Гимнастика для глаз

VI. Логическая пятиминутка (работа в парах)

Слайд 9.

Замените данные слова и сочетания слов подходящими устойчивыми выражениями:

  • обмануть
  • неизвестно когда

  • свободный для транспорта путь

  • очень давно

  • очень быстро

  • очень много

  • сильно ругать

  • перестать говорить

Слова для справок: зелёная улица, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, поле дождика в четверг, при царе Горохе, разделать под орех, проглотить язык, прокатиться с ветерком.

(проверить на слайде)

VII. Самостоятельная работа учащихся

1. Работа на компьютере по обучающей программе-тренажере “Фраза”

2. Работа по карточкам (5 человек).

Карточка 1

- Списать, дописать окончания, указать падеж существительных и склонение.

Мы подошли к алле... старого парк... По краям росли кусты сирен..., черемух... Весело щебетала маленькая птичка. Она радовалась солнц..., свобод... Хорошо посидеть в беседк...

Карточка 2

- Списать, дописать окончания, указать падеж существительных и склонение.

Ранним утр... старик вышел из сторожк... За одну ночь все в природ... изменилось. Низкие облака чуть ли не цеплялись за верхушки елей. В воздух... кружилась живая сетка из мягких снежинок. Старик с собак... в лод... поехали за рыб....

(Д. Мамин-Сибиряк)

Карточка 3

- Дописать окончания, указать падеж существительных, склонение.

В апрел... в воздух... заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыш... сторожк... На пригорк... обсохла земля. Скоро в рощ... зацветут ландыши.

Карточка 4

- Дописать окончания, указать падеж существительных, склонение.

Был праздник. Вечер... весь народ вышел на улиц... В неб... вспыхнули огни салют... На площад... люди пели песни, водили хоровод. На груд... у Зои Петровны сверкал орден.

Карточка 5

- Дописать окончания, указать падеж существительных , склонение.

Без труд... нет добр...

Цыплят по осен... считают.

С миру по нитк... - голому рубаха.

По одежк... встречают, по ум... провожают.

Дерево вод... живет, дерево и вод... бережет.

VIII. Итог у рока.

Рефлексия.

- Продолжите предложения.(карточки у каждого ученика)

Сегодня на уроке я:

Научился….

Было интересно…..

Мне показалось важным….

Знания, полученные на уроке, пригодятся мне….

Мне еще нужно поработать над …

Я своей работой на уроке…(доволен или нет)

IX. Д/з

Слайд 10.

Упр. 139 с. 134

( списать, вставить пропущенные буквы;

по желанию выполнить творческую работу: составить небольшой рассказ о происхождении бумаги.)

Список использованной литературы

1.Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова

Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. М.: “Просвещение”, 2009.

2 С.В. Кутявина. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.- М.: ВАКО, 2009

3.И.А.Лазуткина, Г.В.Шакина. - Волгоград: “Учитель”,2010.

“Начальная школа: переход в среднее звено”

4.Н.В.Лободина.- Волгоград: “Учитель”,2008.

“Русский язык.1-4 классы : словарно - орфографическая работа”