Тема урока: Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
- содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;
- воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь к родному языку.
Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебники, карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Чистописание.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все готовы получать
Только лишь оценку “5”!
- Рада, что у вас хороший рабочий настрой.
-Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно? (Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться, уметь договариваться)
На доске слова:
- - Объяснить написание пропущенных букв.
- П.белка, тр.ва, доро…ка , з.вод, обл…ко, голу.ь, п..льто.
- Письмо в тетради.
- Ставлю существительное в … и определяю….
- Подбираю…и ставлю…
- Пишу такое окончание…
Слайд 1 (см. презентацию)
- Какое слово, по вашему мнению, будет лишним? (пальто)
-Объясните свой выбор (несклоняемое существительное)
- Сегодня мы будем писать букву, которая встречается в корне слова, обозначающего одушевленное существительное, и обозначена согласным глухим мягким парным звуком. Какая это буква? (б).
Слайд 2.
Бб бе бр ба
Борис схватил барабан и убежал в раздевалку.
- Подчеркните знакомые орфограммы.
2 ученика работают у доски:
-1 ученик разбирает предложение
В зелени высокой травы белеет прелестный цветок.
-2 ученик выполняет морфологический разбор слова в зелени.
III. Работа над пройденным материалом.
1.Повторение знаний о склонении.
Слайд 3.
Игра “Найди лишнее слово”.
Л.ства, . кно, папа, . сина;
Р.сунок, р.стен.е, ур.жай, мяч;
Рожь, речь, печь, плащ.
- Как определить тип склонения имен существительных?
-Для чего необходимо уметь определять склонение?
- Что еще нужно уметь, чтобы написать окончание существительных ?
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 4.
(сегодня на уроке будем упражняться в правописании безударных окончаний существительных.)
2.Работа по таблице.
Слайд 5.
- В каких падежах пишется окончание –и?
-В каких – пишется –е?
- От чего это зависит?
- Нужно ли определять склонение в родительном падеже, чтобы правильно написать окончание?
- Можно ли то же сказать о дательном и предложном падежах?
-Можно ли проверить написание безударных существительных?
( Ученики заполняют таблицу и проверяют себя по ударным окончаниям существительных 1, 2, 3-го склонений: зима, земля, конь, рожь)
Дополнить выражения:
Слайд 6
4 Выполнить с комментированием( определите склонение и падеж данных имен существительных)
Слайд 7.
На площад..., о побед..., в метел.., на берез..., о берез..., в очеред„., об бпасност..., на служб…, к ноч..., у застежк..., в памят..., о мир..., на сирен,.., о мудрец....
5.Словарная работа ( упражнение в определении падежей).
Слайд 8.
Определить падеж, вставить пропущенные буквы
Б.жал по лес.ниц., лежал на л.дон., вышел из б.бл.от ек., завидовал дев.чк., отдыхали в лаг.р. , в.ренье из земл.ник..
(взаимопроверка в парах).
IV. Физкультминутка.
Я буду называть существительные с предлогом и ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – присели , если – с безударным – наклонились.
В реке, на дороге, от дорожки, на траве, к рябине, в Москве, о зерне, на месте.
V. Продолжение работы по теме урока
1Дифференцированная работа (упражнение в написании существительных с падежными окончаниями. )
1 группа: Упр. 137
2 группа: просклонять слова дочь, дочка.(1 у ченик работает за доской)
2. Гимнастика для глаз
VI. Логическая пятиминутка (работа в парах)
Слайд 9.
Замените данные слова и сочетания слов подходящими устойчивыми выражениями:
- обмануть
неизвестно когда
свободный для транспорта путь
очень давно
очень быстро
очень много
сильно ругать
перестать говорить
Слова для справок: зелёная улица, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, поле дождика в четверг, при царе Горохе, разделать под орех, проглотить язык, прокатиться с ветерком.
(проверить на слайде)
VII. Самостоятельная работа учащихся
1. Работа на компьютере по обучающей программе-тренажере “Фраза”
2. Работа по карточкам (5 человек).
Карточка 1
- Списать, дописать окончания, указать падеж существительных и склонение.
Мы подошли к алле... старого парк... По краям росли кусты сирен..., черемух... Весело щебетала маленькая птичка. Она радовалась солнц..., свобод... Хорошо посидеть в беседк...
Карточка 2
- Списать, дописать окончания, указать падеж существительных и склонение.
Ранним утр... старик вышел из сторожк... За одну ночь все в природ... изменилось. Низкие облака чуть ли не цеплялись за верхушки елей. В воздух... кружилась живая сетка из мягких снежинок. Старик с собак... в лод... поехали за рыб....
(Д. Мамин-Сибиряк)
Карточка 3
- Дописать окончания, указать падеж существительных, склонение.
В апрел... в воздух... заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыш... сторожк... На пригорк... обсохла земля. Скоро в рощ... зацветут ландыши.
Карточка 4
- Дописать окончания, указать падеж существительных, склонение.
Был праздник. Вечер... весь народ вышел на улиц... В неб... вспыхнули огни салют... На площад... люди пели песни, водили хоровод. На груд... у Зои Петровны сверкал орден.
Карточка 5
- Дописать окончания, указать падеж существительных , склонение.
Без труд... нет добр...
Цыплят по осен... считают.
С миру по нитк... - голому рубаха.
По одежк... встречают, по ум... провожают.
Дерево вод... живет, дерево и вод... бережет.
VIII. Итог у рока.
Рефлексия.
- Продолжите предложения.(карточки у каждого ученика)
Сегодня на уроке я:
Научился….
Было интересно…..
Мне показалось важным….
Знания, полученные на уроке, пригодятся мне….
Мне еще нужно поработать над …
Я своей работой на уроке…(доволен или нет)
IX. Д/з
Слайд 10.
Упр. 139 с. 134
( списать, вставить пропущенные буквы;
по желанию выполнить творческую работу: составить небольшой рассказ о происхождении бумаги.)
Список использованной литературы
1.Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова
Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. М.: “Просвещение”, 2009.
2 С.В. Кутявина. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.- М.: ВАКО, 2009
3.И.А.Лазуткина, Г.В.Шакина. - Волгоград: “Учитель”,2010.
“Начальная школа: переход в среднее звено”
4.Н.В.Лободина.- Волгоград: “Учитель”,2008.
“Русский язык.1-4 классы : словарно - орфографическая работа”