Интегрированный урок "математика + история", посвященный Дню Победы "Этот день мы приближали, как могли"

Разделы: Математика, История и обществознание


Цель: Обобщение и систематизация знаний обучающихся в нестандартных ситуациях.

Совершенствование навыков самостоятельности. Осуществление практической направленности обучения.

Формирование и развитие нравственных качеств личности на основных ценностях нашего народа, воспитание уважения к историческому прошлому.

Воспитание патриотизма.

Задачи: 1.Создать психологический настрой обучающихся.

2.Развивать навыки самостоятельной работы.

3.Совершенствовать духовно-нравственное развитие личности.

Оборудование: Географические карты, интерактивная доска.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Урок памяти. Память о прошлом…

К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Память не нейтральна. Не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. И чем меньше остается живых свидетелей прошлого, тем большей становится наша общая забота об его сохранении в вечной памяти благодарных потомков. Урок повторения по основным разделам курса основной школы. 1941 год занимает особое место в истории минувшей войны.

2. Математический диктант.

Записать числа в стандартном виде (перечисляются числа)

Фашистская Германия развернула против СССР 153 расчетные дивизии, сухопутных войск численностью 33000000 человек, более 42000 орудий и минометов, 3582 танка и штурмовых орудия, 3470 боевых самолетов. Кроме того предусматривалось, что выступят войска союзников Германии, численностью около 9000 человек с 5200 орудий и минометов, 262 танками и 978 боевыми самолетами.

(Проверка с помощью интерактивной доски).

Соотнесите данные диктанта с конкретными событиями.

Учитель. Гитлеровцы рассчитывали на молниеносную войну. Они планировали сокрушить СССР за 9-17 недель. Но они не учли самоотверженности и героизма нашего народа.

3. Устная работа (Найти значение выражения)

1. (0,25+ ?) – (3,56+0,44)+103=100

2.Вычислить значение выражения при х = 1,5

2 -4Х+6,75)*10,1+69,7=100

3. 271/3 +811/4 *5- v324+100=100

4. Слово учителя.

100 метровый штык-обелиск символ советского оружия воинской славы и доблести устремляется ввысь рядом с величественной головой воина в скульптурно-архитектурном сооружении мемориального комплекса, созданного на территории Брестской крепости, который увековечил бессмертный подвиг ее защитников.

/Приложение 1 /

5. Сообщение ученика

В ночь на 22 июня 1941 года в Брестской крепости первый свой шаг сделала война. Большинство защитников крепости погибло. Лишь небольшим группам удалось вырваться из вражеского окружения и пробиться к линии фронта. Многие раненые оказались в фашистском плену. Некоторым из них удалось продолжить борьбу с врагом они в рядах движения Сопротивления европейских стран.

/Приложение 2/

1941год – год не только трудных, суровых испытаний, но и год крупных побед над фашистскими захватчиками.

Важнейшим событием 1941 года явилась великая битва под Москвой.

В битве под Москвой немецко-фашистские войска потеряли свыше 500 тыс. солдат и офицеров, 1300 танков, 2500 орудий, 15тыс. машин и много другой боевой техники. Войсками противовоздушной обороны столицы сбито 1300 самолетов противника.

/Приложение 3/

5. Самостоятельная работа Задание. Выразить в процентах потери врага в первый год войны (используя данные диктанта) –

  Численность войск Танки Орудия и др техника. Самолеты
На начало войны 3300000 3582 42000 3470
Потери врага в битве под Москвой 500000 1300 17500 1300
В%        

Ответ:

Потери врага Потери численности войск Танки Орудия и др. техника Самолеты
В % 15% 36,3% 41,7% 37,5%

Подвиг Москвы в годы Великой Отечественной войны навсегда вошел в историю нашей Родины как символ беспримерного мужества, стойкости и героизма.

5-6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой и нанесли фашистам крупное поражение. Враг был отброшен от Москвы на 100-250км.

/Приложение 4/

6. Память о прошлом…

За массовый героизм, мужество, стойкость, проявленные советскими воинами и трудящимися городов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула удостоены почетного звания “Город-герой”, Брестская крепость – “Крепость-герой”.

7. Вы,
Живые,
Знайте,
Что с этой земли
Мы уйти не хотели,
И не ушли.
Мы стояли насмерть
У темной Невы.
Мы погибли
Чтоб жили вы…
/Р.Рождественский/

/Приложение 5/

8. Учитель: 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва – одно из величайших сражений второй мировой войны.

Советские воины стояли насмерть, защищая каждую пядь земли.

Немецко-фашистские войска потеряли до 1,5 млн. солдат и офицеров, более 3 тыс. танков и штурмовых орудий, тысячи самолетов, орудий и другой военной техники.

Победа под Сталинградом была настоящим историческим подвигом.

/Приложение 6/

Ранним утром 22 июня 1941 г. на мирные улицы Киева обрушились первые фашистские бомбы. С самого начала войны развернулись ожесточенные сражения на южном крыле советско-германского фронта. Гитлеровское командование рассчитывало захватить город с ходу, однако планы фашистов были сорваны упорным сопротивлением советских войск. 71 день длилась оборона Киева. Враг потерял более 100 тыс. солдат и офицеров.

/Приложение 7/

Столица Белоруссии была одним из первых городов, принявших на себя удар врага. Тысячи и тысячи минчан противопоставили гитлеровской военной машине свой героизм и волю к Победе.

28 июня 1941г. фашисты захватили Минск. Но город не был покорен. Борьба с оккупантами велась в сложных условиях, но ни массовые казни, ни зверства карателей не смогли сломить героев. Плечом к плечу вели подпольную работу с гитлеровцами в Минске русские и украинцы, армяне и латыши, татары и грузины, литовцы и поляки, словаки и мордвины – представители 25 национальностей нашей страны и 9 зарубежных стран.

/Приложение 8/

73-дневная оборона Одессы – один из ярких примеров массового героизма советских воинов и жителей города.

Партизаны и подпольщики уничтожили более 5 тыс. гитлеровских солдат и офицеров, взорвали 27 воинских эшелонов, 16 мостов, сожгли 248 автомашин и т.д.

/Приложение 9/

С 29 октября 1941 года по 3 июля 1942 года Севастополь героически защищали войска Севастопольского Оборонительного района в составе соединений, кораблей, частей Черноморского флота, Приморской армии и трудящихся города.

/Приложение 10/

Битва за Новороссийск вошла в историю минувшей войны как один из примеров несгибаемой воли советских людей к Победе, ратной доблести и бесстрашия.

Живые хранят память о павших.

/Приложение 11/

“Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!” - такую радиограмму, по свидетельству оставшихся в живых бойцов подземной крепости, передал в эфир командир гарнизона каменоломен, расположенных вблизи Керчи.

/Приложение 12/

Атаки отборных частей противника следовали одна за другой, но прорваться к Туле с юга врагу не удалось.

В ноябре командование гитлеровских частей перенесло центр наступления на северо-восток, но и здесь его планы прорвать оборону, захватить Тулу и тем самым открыть себе дорогу к Москве, потерпели провал.

/Приложение 13/

Великая Отечественная война заставила перестроить всю работу промышленности, прежде всего черной металлургии, на обслуживание нужд фронта. Не исключением стал и Кузбасс. В суровых условиях Кузнецкие металлурги держали перед Родиной экзамен на зрелость.

/Приложение 14/

9. Задание. (Выполнить самостоятельно с последующим обсуждением)

Найдите по графику:

1.В каком году производство чугуна на Кузнецком комбинате было наибольшим?

2.Как изменилось производство стали в 1945 году по сравнению с 1941 годом?

3.В 1944 году выплавка чугуна составила 5,1 млн.т, стали 9,1 млн.т, проката 6,1 млн. т.

Используя график определить производство металла до войны.

10. Учитель. Из стали, выплавленной на комбинате в военное время, можно было бы изготовить 100 млн. снарядов, 50 тыс. тяжелых танков, 45 тыс. самолетов. 1/3 часть сырья для КМК поступала с Горно - Шорских рудников. Первые тонны Таштагольской железной руды были добыты и отправлены на КМК 3 июля 1941года. Потоком шла на фронт Таштагольская руда, превращенная в танковую броню. Для нужд фронта и народного хозяйства за годы Великой Отечественной войны горняки Таштагольского рудника добыли 1 млн 620 тысяч тонн железной руды. За весь военный период южно-кузбасские рудники и Кузнецкий металлургический комбинат выдали треть чугуна и четверть стали и проката, производимых в стране.

/Приложение 15/

11. Работа со справочной литературой.

Скорости самолетов периода Великой Отечественной войны. (Выбрать наиболее скоростной самолет того периода)

Штурмовик Ил-2 до 420 км/ч
Бомбардировщик Ту-2………… 547 км/ч
Истребитель Як-9……………… 605 км/ч
Як-3……………… 660 км/ч (наиболее скоростной самолет того периода)
Ла-5 648 км/ч
МиГ-3 640 км/ч
(Скорость современного боевого самолета – до 3000км/ч)

12. Работа у доски.

Задача.

Штурмовик Ил-2 в тихую безветренную погоду летит со скоростью 420км/ч, запас топлива рассчитан на 4 часа полета. На какое расстояние может удалиться этот самолет, если ему необходимо вернуться к месту вылета и преодолеть сопротивление ветра, скорость которого 10м/с.

Решение:

436t=364(4-t), t=1456/800=1,82; S = 436 *1,82=793,52(км)

Ответ:793,52км

13 .Домашнее задание.

1.В память о героических подвигах моряков-десантников на бетонном постаменте в форме высоко поднявшейся волны установлен торпедный катер, который стал символом всех катеров, принимающих участие в боях за Новороссийск в сентябре 1943 года. Составить задачу, зная, что скорость торпедного катера равна 100км/ч вычислить время движения катера из Новороссийска в Одессу, определить. расстояние по географической карте.

2.Определить, какую часть составили бы самолеты, произведенные из Кузбасской стали, от общего числа самолетов, если известно, что за годы войны на заводах произведено штурмовиков Ил-2 - 40000 , истребителей конструкции Як -37000, истребителей Ла-5 22000, фронтовых бомбардировщиков конструкции Петлякова В.М. –11000, бомбардировщиков, конструкции Илюшина -6500, истребителей конструкции А.И.Микояна и М.И. Гуревича -3500, бомбардировщиков Ту - 800.

14. Итог урока.

/Учитель объявляет отметки, благодарит за работу/.

По всей территории нашей страны – в граните, в бронзе, в металле - высятся памятники воинам, городам и сражениям, партизанам и подпольщикам, матерям и сестрам, тем, кто самоотверженно ковал в тылу священное оружие Победы. Слава им всем! 9 мая – святой праздник, праздник “со слезами на глазах”.

Весомый вклад в Победу внесли и наши земляки. Они героически трудились и сражались за Родину. Из 20000 ушедших на фронт Таштагольцев около 8000 погибли в боях.

Вечная им слава!

В честь наших земляков в городе воздвигнут памятник воину-освободителю на площади Победы. Таштагольцы возлагают цветы и склоняют головы над мраморными плитами, на которых высечены имена павших героев.

/Приложение 16/