Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП у детей в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Воспитывать интерес детей направленное на развитие познавательных и интеллектуальных способностей, проявление смекалки и сообразительности в логических занимательных задач.
  • Развивать самостоятельность, инициативу, креативность, творчество в поиске детьми вариативных способов с использованием цветных палочек Кюизнера.
  • Способствовать проявлению исследовательской активности детей в моделированиях.

Программные задачи:

- Познакомить с составом числа 10 из двух меньших;

- Закрепить количественный прямой и обратный счёт;

- Закрепить умение получать равенства из неравенства;

- Упражнять в ориентировке во времени (времена года);

- Упражнять в сравнение рядом стоящих чисел, используя палочки Кюизенера;

- Упражнять в умении устанавливать родо-видовые отношения между понятиями;

- Совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги;

- Совершенствовать навыки кодировки с помощью символов.

Подготовка к занятию:

- Игры с палочками Кюизенера.

- Рассматривание - иллюстраций с временами года.

- Закрепление счёта.

- Проведение игры "Муха" (ориентир на бумаге).

- Моделирование "Весёлые задачи" (отображение услышанного геометрическими фигурами и числовыми карточками.

- Кодировка стихотворений , русских народных сказок с помощью символов.

- Игры на счёт "Волшебный мешочек".

- Работа в рабочих тетрадях.

Демонстрационный материал:

-"Числовая и Цифровая Ёлочка";

- Декодированное стихотворение (смоделированное карточками);

- Картинки "Времена года";

- Мольберт;

- Объёмные игрушки.

Раздаточный материал:

- Числовые карточки (бабочки, цветы);

- Палочки Кюизенера;

- Тетради в крупную клетку;

- Простые карандаш

Ход занятия

1-я часть: Воспитатель демонстрирует детям изображение "Числовой и Цифровой Ёлочки" см. Рисунок № 1.

Предлагает детям рассмотреть её, затем задаёт вопросы:

  1. Какое сегодня число на макушке? (....) (10.)
  2. Какие цифры составляют число 10? (...). (1 и 0.)
  3. Какие цифры висят на верхних ветках слева и справа ?(....) (Слева цифра 1, а справа цифра 9.)

Ребята, число 10 состоит из чисел 1 и 9.

- Кто из вас догадался, из каких еще чисел состоит число 10? (...) (2 и8 .)

- Правильно, число 10 состоит еще из чисел 2 и 8.

- Об этом нам говорят цифры, которые висят на следующих ветках.

- Как они висят? (...) (Слева цифра 2, а справа цифра 8.)

- Кто из вас догадался, из каких еще чисел состоит число 10? (...) (3 и 7 .)

- Правильно, число 10 состоит еще из чисел 3 и 7.

- Какое получится число, если соединить вместе числа 4 и 6? (....) (10.)

- Кто из вас догадался, из каких еще чисел состоит число 10? (....) (5 и5 .)

- Правильно, число 10 состоит еще из чисел 5 и 5.

- Что вы можете сказать о числах 5 и 5? (....)

- Какое число получится, если мы соединим вместе числа 6 и 4?(....) (10.)

- Правильно, получится число 10.

- Об этом нам говорят цифры ,которые висят на следующих ветках.

- Есть ли ещё вариант образования числа 10? (:.) (7 и3.)

- Правильно, число 10 состоит ещё из чисел 7 и 3.

- А ещё число 10 состоит из чисел 8 и 1 . Верно? (.:) (Нет.) Дети исправляют "ошибку" воспитателя.

- Имеется ли ещё закономерный вариант состава числа 10? (: ) (9 и1.)

- Верно, число 10 состоит из чисел 9 и 1 .

Воспитатель напоминает детям правило образования чисел: каждое последующее число на единицу больше предыдущего, а каждое предыдущее число - на единицу меньше последующего.

2-я часть: Количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке.

Счёт игрушек и предметов, расположенных по кругу;

- по вертикали;

- по диагонали;

- по спирали;

- "змейкой".

Ответы детей: Индивидуальны.

3-я часть: "Числовая прямая". Сравнение рядом стоящих чисел.

Воспитатель задаёт вопрос:

- Какое число больше, меньше и на сколько?

6 и 7 (:.) (< на 1) ; 3 и 4 (.:) ( < на 1); 5 и 6 (:.) ( < ; > на 1).

- Какое число стоит после 5;2;7;8?(:.) (последующее 6;3;8;9.)

- Какое число стоит перед 3;4;6;9?(:)(предыдущее 2;3;5;8.)

- Какое число стоит между 2 и 4; 6 и 8?(:)(пропущено число 3; 7.)

В качестве подсказки воспитатель предлагаетдетямвзять набор цветных палочек Кюизенера. Дети раскладывают цветные палочки Кюизенера на столе от 1до 10, и если сомневаются в своём ответе пользуются подсказкой (цветными палочки Кюизенера ).см. Рисунок № 2

4-я часть: Работа с карточками.

Учить получать равенства из неравенства.

Детям даётся задание.

- Положите на нижнюю полоску 9 цветочков, а на верхнюю 10 бабочек слева направо.

Выполнив задание, дети отвечают на вопросы :

- Чего больше, на сколько? (:.) (10 больше 9 на 1.)

- Что нужно сделать, чтобы было одинаково? Поровну?(:.) (Если к 9+1, то =10.)(10 - 1 = 9).

5-я часть: Ориентировка во времени .

Воспитатель обращается к детям :

- Сколько времён года вы знаете? (:) (4.)

- Назовите их ? (:) (лето, весна, зима, осень.)

- Разложите картинки с изображением времён года по порядку? (...) (зима, весна, лето, осень).

Вызывая к мольберту по одному ребёнку задаёт им вопросы:

  1. Что нельзя делать зимой, осенью? :
  2. Что бывает летом, весной? :..
  3. Какое по счету время года... (осень)?(4); (весна)? (2).

Физкультминутка: Воспитатель, а теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём. Дети выходят из -за столов и встают свободно на ковре делая круг.

"Раз, два - кружева, (Руки в стороны, вверх, рисуют руками круг).
Три, четыре - нос в чернике, (Наклоны в право, влево, показывая на нос).
Пять, шесть - кашу есть, (Прыжки на месте ).
Семь, восемь - сено косим, (Хлопки, косят сено).
Девять, десять - тесто месим ". (Топаем , тесто месим ).

6-я часть: Игра "Сосчитай и назови одним словом".

Установление родо-видовых отношений между понятиями.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру которая называется "Сосчитай и назови одним словом ", слушайте внимательно. Воспитатель перечисляет:

- 1 стол, 2 стула, 2 кресла... (5 предметов мебели);

- 2 яблока, 1 груша, I банан... (4 фрукта);

- Пара кошек, корова, овца... (4 домашних животных);

- 3 платья, по одной кофте и рубашке...(5 предметов одежды);

- Воробей, сорока, ворона. Каждой птицы - по паре...(6 птиц).

7-я часть: Работа в тетради в крупную клетку . Ориентировка на листе бумаги .

Воспитатель предлагает детям , взять тетради положить перед собой и открыть их . Сейчас мы будем работать в тетрадях , будьте внимательны.

Далее Воспитатель уточняет место расположения каждого объекта на листе бумаги:

В центре нарисуйте -

В левом верхнем углу -

В правом нижнем углу -

В правом верхнем углу -

В левом нижнем углу -

8 -я часть: Декодирование информации - детского стихотворения

(см. Рисунок №3) - по смоделированным карточкам.

Воспитатель предлагает детям моделирующие карточки.(см. Рисунок № 4). Объясняет, что каждой моделирующей карточке соответствует определенное понятие. Необходимо соединить между собой понятия в каждой сточке в рифму, а затем объединить все последующие строчки между собой, чтобы получилось детское стихотворение. Только после того как дети предложат свои варианты интерпретации стихотворения, можно зачитать закодированное. (см. Рисунок №5).

Таким образом, декодирование содержания стихотворения - это первый этап формально-символической интеллектуальной задачи, в процессе решения которой у детей развиваются такие интеллектуальные способности, как: вербальная гибкость, оперативная память, креативность, система логических операций и т.д. Вторым этапом является собственно-решение арифметической задачи, заключенной в данном стихотворении.

См. рисунки в приложении.