ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2–4-х классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и последовательно рассуждать, находить наиболее удачные пути решения задач, тождественных преобразований, решения уравнений и т. д.
Данный курс поможет развивать у учащимся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку. Формировать умение пользоваться наглядными, в том числе геометрическими представлениями при изучении различных вопросов математики, при решении разнообразных задач.
Цели и задачи курса:
- расширение и углубление знаний по математике;
- развитие устойчивого интереса и любви к предмету;
- развитие образного и логического мышления, пространственного воображения.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Числовые множества. | 9 ч. |
2. | Разные задачи. | 9 ч. |
3. | Забавная геометрия. | 9 ч. |
4. | Математические развлечения. | 7 ч. |
Итого: | 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. ЧИСЛОВЫЕ МНОЖЕСТВА.
Отгадывание одного или нескольких чисел, если каждое из них не превышает десяти.
Отгадывание чисел используя известные знаки действий, определенные цифры, количество цифр (Работа над вычислительными навыками и порядком действий).
Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата.
Перевод числа из одной системы счисления в другую и наоборот (Отработка навыка деления и умножения).
2. РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ.
Решение задач на внимательное прочтение текста, простые логические задачи.
Решение задач с конца.
Преобразование задач в более простые и более сложные.
Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения.
Сравнение арифметического и алгебраического методов решения задач.
3. ЗАБАВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.
Составление фигур с помощью спичек, используя свойства изученных фигур.
Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до конца.
Умение разрезать данную фигуру на 2–3 других, используя свойства изученных фигур.
Различные способы изображения объемных тел на плоскости.
4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
Обобщение знаний о свойствах сложения и вычитания, умножения и деления.
Использование свойств сложения и вычитания, умножения и деления для рационализации их выполнения.
Построение с помощью чертежных инструментов различных фигур и объемных тел на плоскости.
Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
- уметь находить наиболее удачные пути решения задач;
- уметь пробовать различные подходы к решению данного задания;
- преобразовывать и применять изученные алгоритмы к вновь изучаемым объектам;
- уметь применять полученные мамтематические знания в жизни.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная математика. С-Петербург: «Лань», 2006.
- Е.И. Игнатьев. Математическая смекалка. М.: «Омега», 2005.
- Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение», 2007.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. М.: «Астрель», 2005.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Сборник задач и примеров по математике. М.: «Астрель», 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 2–4.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Ступень обучения: начальное общее образование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование | ||
по плану | по факту | |||||
Числовые множества. | 9 | |||||
1. | 1. | Угадать число. | 1 | |||
2. | 2. | Волшебная таблица. | 1 | |||
3. | 3. | Угадать несколько задуманных чисел. | 1 | |||
4. | 4. | Отгадать несколько задуманных чисел, если каждое из них не превышает десяти. | 1 | |||
5. | 5. | Волшебные квадраты. | 1 | |||
6. | 6. | Числовые головоломки. | 1 | |||
7. | 7. | В мире чисел. | 1 | |||
8. | 8. | Игры с числами. | 1 | |||
9. | 9. | Игры с числами и предметами. | 1 | |||
Разные задачи. | 9 | |||||
10. | 1. | Задачи – шутки. | 1 | |||
11. | 2. | Шуточные задачи. | 1 | |||
12. | 3. | Шуточные задачи и загадки. | 1 | |||
13. | 4. | Комбинированные задачи с квадратами. | 1 | |||
14. | 5. | Старинные задачи. | 1 | |||
15. | 6. | Сказки и старинные истории. | 1 | |||
16. | 7. | Решение задач с конца. | 1 | |||
17. | 8. | Задачи на восстановление. | 1 | |||
18. | 9. | Разные задачи. | 1 | |||
Забавная геометрия. | 9 | |||||
19. | 1. | Упражнения со спичками. | 1 | |||
20. | 2. | Упражнения со спичками. Греческий храм. | 1 | |||
21. | 3. | Упражнения со спичками. Ключ. | 1 | |||
22. | 4. | Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. | 1 | |||
23. | 5. | Упражнения с куском бумаги. | 1 | |||
24. | 6. | Разрежьте правильно на части. | 1 | |||
25. | 7. | Построения с препятствиями и ограничениями. | 1 | |||
26. | 8. | Геометрические головоломки. | 1 | |||
27. | 9. | Замечательные кривые. | 1 | |||
Математические развлечения. | 7 | |||||
28. | 1. | Арифметическая викторина. | 1 | |||
29. | 2. | Геометрическая викторина. | 1 | |||
30. | 3. | Головоломный лабиринт. | 1 | |||
31. | 4. | Лабиринт английского короля. | 1 | |||
32. | 5. | Веселые вопросы. | 1 | |||
33. | 6. | Развлечения и игры. | 1 | |||
34. | 7. | Математическая викторина. | 1 |