Общедидактическая цель урока:создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами проблемной технологии.
Триединая дидактическая цель урока:
образовательная: закрепить знания обучающихся о звуках и буквах; правилах написания гласных после шипящих; познакомить с правилом написания гласной после «ц»; совершенствовать умение читать, высказывать свои мысли;
развивающая: содействовать развитию у школьников речевых умений, внимания, умения анализировать, обобщать;
воспитательная: формировать коммуникативные навыки через сотрудничество на уроке; воспитывать у детей позитивные чувства через чтение и общение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание
1) Чтение алфавита.
2) Ответы на вопросы:
- Какая буква в алфавите стоит перед буквой «о»? (Н)
- Какая буква по счёту в алфавите десятая? (И)
- О какой букве идёт речь, если соседи её «ц» и «ш»? (Ч)
- Назовите букву, которой обозначаются звуки [т] и [т']? (Т)
- На какую букву падает ударение в слове «небо»? (Е)
- Назовите ударную букву в слове «месяц» (Е)
НИЧТЕЕ
– Соберите в слово рассыпанные буквы. Что получилось? (ЧТЕНИЕ)
– Чем же мы займёмся на уроке? (Предположения ребят).
(Вспомним изученный материал и «откроем» новое знание).
III. Дыхательная гимнастика
– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задуйте одну большую свечу.
– Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую из трёх свечей.
IV. Речевая разминка
1) Ры-ры-ры. Ры-ры-ры. Рома катится с горы.
– Прочитайте медленно, быстро, тихо, громко, с логическим ударением на первом слове, на втором, на последнем.
V. Повторение о звуках и буквах
1) Ответы на вопросы:
– Из чего состоят слова?
– На какие группы делятся звуки?
– Какими могут быть согласные звуки? Гласные?
2) Работа с наборным полотном:
– Дайте характеристику первым звукам слов: зима, санки, иней.
– Петя и Оля поспорили: Петя говорит, что эта звуковая модель подходит к слову «Коля», а Оля утверждает, что к слову «Поля». Кто прав?
(Дети делают вывод и объясняют, почему каждый из них прав).
– Как мы напишем слова «Коля» и «Поля»?
– Почему с большой буквы?
4) Повторение знаний о роли Ь и Ъ знаков:
– Ь, Ъ – что это за буквы?
– Чьи слова-отгадки будут: мягкого или твёрдого знака?
(Ребята называют слово-отгадку и вставляют нужный знак).
- Говорят, они «воришки»
Эти серые малышки.
И шумливы, и драчливы
Всё щебечут: «Чьи вы? Чьи вы?»
(Воробьи)
– Чьё слово? Какую работу выполняет Ь?
- Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут, положу,
Человеку я служу.
(Подъёмный кран)
– Чьё слово? Какую работу выполняет Ь?
- Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
– Чьё слово? Какую работу выполняет Ь?
– Определите количество букв и звуков в слове «ель».
Вывод: буквы «е, ё, ю, я» особенные, могут обозначать 2 звука.
– В каких позициях?
5) Повторение изученных орфограмм
(Индивидуальная работа на карточках)
– Вставьте буквы в слова: Лыж_, шурш_т, уч_, щ_ка, ч_йник, рощ_.
– Какие правила знаем? (Ребята рассказывают правила).
VI. Новое знание
1) – Петя и Оля приготовили для вас звуковые модели слов:
– Что общего в словах?
– Почему ЦЫ со звуком [Ы]?
2) Групповая работа
– Сделайте к словам буквенные записи.
3) Проверка (Мнения разделились)
4) Решение проблемы
– Рассмотрите столбики слов, понаблюдайте, в какой позиции стоит сочетание [ЦЫ] и разгадайте секрет, когда И, а когда Ы:
Вывод: Если ЦЫ стоит в начале слова или в середине, то пишется буква И, а если в конце слова, то Ы.
5) Сейчас посмотрим, внимательными ли вы были читателями. Мы читали с вами стихотворение Даниила Хармса «Добрая утка», вспомните его и соберите по строчкам.
(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник для первоклассников).
(Работа в парах)
На каждой полоске написана одна строка, полоски перепутаны, ребята распределяют их в нужном порядке.
Речку переплыли
Ровно в полминутки:
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
А курица на утке.
– О чём это стихотворение? (О доброте, взаимовыручке. Утка добрая и учит доброте своих утят).
– Почему слово «цыплёнок» написано с буквой «ы»? (Предположения ребят).
Есть слова-исключения: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок, цыц, куцый.
– Какое слово обозначает то же, что и «прикрикнуть»?
– А «куцый» какой? (С обрубленным хвостом).
VII. Работа с произведениями Геннадия Цыферова
– Вспомните фамилию автора сказок про цыплёнка. (Геннадий Цыферов)
– Скажите, как написана фамилия автора?
Оказывается, написание многих фамилий не подчиняется правилу.
– Соедините, пожалуйста, иллюстрацию с названием сказки.
Спор | |
Про чудака-лягушонка | |
Как цыплёнок впервые сочинил сказку | |
Как цыплёнок рисовал |
Проверка: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 1, 4 – 3.
Ответьте, из какой сказки слова?
«Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки».
(Про чудака-лягушонка)
– Кто так думает? (Кузнечик)
«Всё уходит». «Всё приходит». (Спор) Инсценирование.
– Что хотел сказать автор читателям?
«Котёнок получился смешной». (Как цыплёнок рисовал)
– Почему котёнок получился смешной? (Потому что разноцветный)
«Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули». (Как цыплёнок впервые сочинил сказку)
– О чём цыплёнок сочинил сказку?
– Г. Цыферов прямо не сказал нам, какой был цыплёнок, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». Какой цыплёнок?
(Маленький, выдумщик, фантазёр, с чувством юмора, любит сказки, с ним интересно).
Чтение сказки Г. Цыферова «Про друзей».
– Какую ещё сказку Г. Цыферова читали?
(Про друзей).
Чтение «цепочкой».
– Почему цыплёнок искал друзей по цвету?
(Он был маленький, глупенький)
– Что хотел сказать автор своим читателям?
(По цвету друзей не выбирают. Друзей объединяют дела, взаимоотношения, но в детстве может быть и такая странная дружба, потому что у детей небольшой жизненный опыт).
Короткие добрые сказки Геннадия Цыферова учат ребят нежно и осторожно относиться к прекрасному. А прекрасными могут быть даже самые обыкновенные вещи, если взглянуть на них по-новому...
– Что объединяет героев сказок Цыферова?
(Они наивны, любознательны, непосредственны, как дети. Большие выдумщики и фантазёры).
VIII. Рефлексия
– Что мы повторили на уроке?
– Что нового узнали?
– Продолжите, пожалуйста, одну из фраз:
- Я узнал …
- Мне понравилось…
- Я задумался…
- Мне было трудно …
– А сейчас соберите слово из букв: (Молодцы)
– Какую букву выберем? Почему?
– Спасибо за урок.