Урок обучения грамоте по теме "По страницам любимого букваря"

Разделы: Начальная школа


Общедидактическая цель урока:создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами проблемной технологии. 

Триединая дидактическая цель урока:

образовательная: закрепить знания обучающихся о звуках и буквах; правилах написания гласных после шипящих; познакомить с правилом написания гласной после «ц»; совершенствовать умение читать, высказывать свои мысли;

развивающая: содействовать развитию у школьников речевых умений, внимания, умения анализировать, обобщать;

воспитательная: формировать коммуникативные навыки через сотрудничество на уроке; воспитывать у детей позитивные чувства через чтение и общение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

1) Чтение алфавита.

2) Ответы на вопросы:

  • Какая буква в алфавите стоит перед буквой «о»? (Н)
  • Какая буква по счёту в алфавите десятая? (И)
  • О какой букве идёт речь, если соседи её «ц» и «ш»? (Ч)
  • Назовите букву, которой обозначаются звуки [т] и [т']? (Т)
  • На какую букву падает ударение в слове «небо»? (Е)
  • Назовите ударную букву в слове «месяц» (Е)

НИЧТЕЕ

– Соберите в слово рассыпанные буквы. Что получилось? (ЧТЕНИЕ)

– Чем же мы займёмся на уроке? (Предположения ребят).

(Вспомним изученный материал и «откроем» новое знание).

III. Дыхательная гимнастика

– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задуйте одну большую свечу.

– Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую из трёх свечей.

IV. Речевая разминка

1) Ры-ры-ры. Ры-ры-ры. Рома катится с горы.

– Прочитайте медленно, быстро, тихо, громко, с логическим ударением на первом слове, на втором, на последнем.

V. Повторение о звуках и буквах

1) Ответы на вопросы:

– Из чего состоят слова?

– На какие группы делятся звуки?

– Какими могут быть согласные звуки? Гласные?

2) Работа с наборным полотном:

– Дайте характеристику первым звукам слов: зима, санки, иней.

– Петя и Оля поспорили: Петя говорит, что эта звуковая модель подходит к слову «Коля», а Оля утверждает, что к слову «Поля». Кто прав?

(Дети делают вывод и объясняют, почему каждый из них прав).

– Как мы напишем слова «Коля» и «Поля»?

– Почему с большой буквы?

4) Повторение знаний о роли Ь и Ъ знаков:

– Ь, Ъ – что это за буквы?

– Чьи слова-отгадки будут: мягкого или твёрдого знака?

(Ребята называют слово-отгадку и вставляют нужный знак).

  • Говорят, они «воришки»
    Эти серые малышки.
    И шумливы, и драчливы
    Всё щебечут: «Чьи вы? Чьи вы?»
    (Воробьи)

– Чьё слово? Какую работу выполняет Ь?

  • Длинной шеей поверчу,
    Груз тяжёлый подхвачу,
    Где прикажут, положу,
    Человеку я служу.
    (Подъёмный кран)

– Чьё слово? Какую работу выполняет Ь?

  • Её всегда в лесу найдёшь,
    Пойдём гулять и встретим.
    Стоит колючая, как ёж,
    Зимою в платье летнем.
    (Ель)

– Чьё слово? Какую работу выполняет Ь?

– Определите количество букв и звуков в слове «ель».

Вывод: буквы «е, ё, ю, я» особенные, могут обозначать 2 звука.

– В каких позициях?

5) Повторение изученных орфограмм

(Индивидуальная работа на карточках)

– Вставьте буквы в слова: Лыж_, шурш_т, уч_, щ_ка, ч_йник, рощ_.

– Какие правила знаем? (Ребята рассказывают правила).

VI. Новое знание

1) – Петя и Оля приготовили для вас звуковые модели слов:

– Что общего в словах?

– Почему ЦЫ со звуком [Ы]?

2) Групповая работа

– Сделайте к словам буквенные записи.

3) Проверка (Мнения разделились)

4) Решение проблемы

– Рассмотрите столбики слов, понаблюдайте, в какой позиции стоит сочетание [ЦЫ] и разгадайте секрет, когда И, а когда Ы:

Вывод: Если ЦЫ стоит в начале слова или в середине, то пишется буква И, а если в конце слова, то Ы.

5) Сейчас посмотрим, внимательными ли вы были читателями. Мы читали с вами стихотворение Даниила Хармса «Добрая утка», вспомните его и соберите по строчкам.

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник для первоклассников).

(Работа в парах)

На каждой полоске написана одна строка, полоски перепутаны, ребята распределяют их в нужном порядке.

Речку переплыли
Ровно в полминутки:
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
А курица на утке.

– О чём это стихотворение? (О доброте, взаимовыручке. Утка добрая и учит доброте своих утят).

– Почему слово «цыплёнок» написано с буквой «ы»? (Предположения ребят).

Есть слова-исключения: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок, цыц, куцый.

– Какое слово обозначает то же, что и «прикрикнуть»?

– А «куцый» какой? (С обрубленным хвостом).

VII. Работа с произведениями Геннадия Цыферова

– Вспомните фамилию автора сказок про цыплёнка. (Геннадий Цыферов)

– Скажите, как написана фамилия автора?

Оказывается, написание многих фамилий не подчиняется правилу.

– Соедините, пожалуйста, иллюстрацию с названием сказки.

Спор
Про чудака-лягушонка
Как цыплёнок впервые сочинил сказку
Как цыплёнок рисовал

Проверка: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 1, 4 – 3.

Ответьте, из какой сказки слова?

«Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки».

(Про чудака-лягушонка)

Кто так думает? (Кузнечик)

«Всё уходит». «Всё приходит». (Спор) Инсценирование.

– Что хотел сказать автор читателям?

«Котёнок получился смешной». (Как цыплёнок рисовал)

Почему котёнок получился смешной? (Потому что разноцветный)

«Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули». (Как цыплёнок впервые сочинил сказку)

О чём цыплёнок сочинил сказку?

– Г. Цыферов прямо не сказал нам, какой был цыплёнок, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». Какой цыплёнок?

(Маленький, выдумщик, фантазёр, с чувством юмора, любит сказки, с ним интересно).

Чтение сказки Г. Цыферова «Про друзей».

– Какую ещё сказку Г. Цыферова читали?

(Про друзей).

Чтение «цепочкой».

– Почему цыплёнок искал друзей по цвету?

(Он был маленький, глупенький)

– Что хотел сказать автор своим читателям?

(По цвету друзей не выбирают. Друзей объединяют дела, взаимоотношения, но в детстве может быть и такая странная дружба, потому что у детей небольшой жизненный опыт).

Короткие добрые сказки Геннадия Цыферова учат ребят нежно и осторожно относиться к прекрасному. А прекрасными могут быть даже самые обыкновенные вещи, если взглянуть на них по-новому...

– Что объединяет героев сказок Цыферова?

(Они наивны, любознательны, непосредственны, как дети. Большие выдумщики и фантазёры).

VIII. Рефлексия

– Что мы повторили на уроке?

– Что нового узнали?

– Продолжите, пожалуйста, одну из фраз:

  • Я узнал …
  • Мне понравилось…
  • Я задумался…
  • Мне было трудно …

– А сейчас соберите слово из букв: (Молодцы)

– Какую букву выберем? Почему?

– Спасибо за урок.