Практические рекомендации по внедрению проектной технологии в процесс обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Не случайно, основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычной речевой деятельности, в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий.

Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, на современном этапе преподавания иностранных языков являются технология коммуникативного обучения иноязычной культуре и метод проектов, так как данные технологии позволяют при их интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать образования цели, обозначенные в ФГОС.

Деятельностный подход, лежащий в основе обеих технологий, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательного процесса через активные способы действий.

Спектр проектной деятельности учащихся нашей школы разнообразен и включает в себя подготовку и проведение мини-исследований, викторин, опросов, экскурсий, учебных спектаклей, концертов, конференций, круглых столов, интервью. Продуктами данной деятельности, в зависимости от возраста учащихся, являются: постеры, коллажи, доклады, рефераты, эссе, аудиоматериалы и видеоролики, презентации, буклеты, анкеты, макеты, стенгазеты, ЦОРы, составленные самими учащимися.

Для более продуктивной работы по внедрению технологии предлагаем схему этапов работы над проектом, так как от правильно спланированной деятельности зависит ее результат. Надо отметить, что если вы планируете краткосрочный (см. конспект урока), а не долго или среднесрочный проект, то данная схема будет иметь сжатый вариант, а именно I и II этапы должны быть отработаны раньше на предварительных уроках. Например, вводя в тему, вы сообщаете о форме заключительного урока и в режиме «мозгового штурма» в группах учащиеся разбирают роли, обсуждают вид продукта и планируют сбор необходимой информации.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
  1. Организация проектной деятельности учащихся:
    • инициирование идеи проекта
    • общее описание проекта
    • инструктаж участников проекта
    • подготовка материального обеспечения
  2. Обсуждение возможных затруднений при работе над проектом.
  3. Консультация учащихся.
  4. Организационная помощь учащимся.
  1. Обсуждение идеи проекта:
    • одобрение темы и проблематики проекта в ходе групповой дискуссии (мозговой штурм)
    • постановка задач
    • выбор вида проектной работы
  2. Установление контакта с партнерами по проекту.
  3. Определение состава участников и распределение проектных заданий.
  4. Выбор формы записи результатов проекта и формы его презентации.
  5. Подготовка материалов для дальнейшей систематизации информации (анкет, таблиц, диаграмм).
II. ЭТАП ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
  1. Консультация учащихся.
  2. Постоянный мониторинг деятельности учащихся.
  3. Корректировка деятельности учащихся (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
  4. Побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации общения, сопоставлять факты.
  5. Оказание необходимой помощи отдельным учащимся или группе в целом.
  1. Обсуждение сроков и последовательности выполнения проектных заданий.
  2. Работа с источниками информации.
  3. Обзор, анализ и систематизация материала.
  4. Индивидуальное или групповое планирование и выполнение заданий.
  5. Обсуждение индивидуальных результатов проектной работы в группе.
  6. Подведение итогов выполнения каждого проектного задания.
III. ЭТАП ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  1. Выдвижение критериев оценки полученных результатов.
  2. Консультация учащихся и координация их деятельности.
  3. Помощь в оформлении результатов и организации презентации.
  1. Сообщение о результатах проектной деятельности партнерам по проекту.
  2. Обсуждение дизайна конечного проектного продукта.
  3. Оформление результатов согласно выбранной форме.
  4. Организация презентации проекта.
IV. ЭТАП ПУБЛИЧНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
  1. Констатация достигнутых результатов.
  2. Общий вывод о проведении проектной деятельности.
  3. Оценивание
  1. Публичное выступление.
  2. Защита результатов проектной деятельности.
  3. Обмен мнениями.
V. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
  1. Рекомендации.
  2. Формулировка окончательного итога деятельности.
  1. Анализ и обобщение полученных результатов.
  2. Оценка и самооценка деятельности каждого участника проекта и всей группы в целом.