Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Не случайно, основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычной речевой деятельности, в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий.
Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, на современном этапе преподавания иностранных языков являются технология коммуникативного обучения иноязычной культуре и метод проектов, так как данные технологии позволяют при их интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать образования цели, обозначенные в ФГОС.
Деятельностный подход, лежащий в основе обеих технологий, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательного процесса через активные способы действий.
Спектр проектной деятельности учащихся нашей школы разнообразен и включает в себя подготовку и проведение мини-исследований, викторин, опросов, экскурсий, учебных спектаклей, концертов, конференций, круглых столов, интервью. Продуктами данной деятельности, в зависимости от возраста учащихся, являются: постеры, коллажи, доклады, рефераты, эссе, аудиоматериалы и видеоролики, презентации, буклеты, анкеты, макеты, стенгазеты, ЦОРы, составленные самими учащимися.
Для более продуктивной работы по внедрению технологии предлагаем схему этапов работы над проектом, так как от правильно спланированной деятельности зависит ее результат. Надо отметить, что если вы планируете краткосрочный (см. конспект урока), а не долго или среднесрочный проект, то данная схема будет иметь сжатый вариант, а именно I и II этапы должны быть отработаны раньше на предварительных уроках. Например, вводя в тему, вы сообщаете о форме заключительного урока и в режиме «мозгового штурма» в группах учащиеся разбирают роли, обсуждают вид продукта и планируют сбор необходимой информации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | |
|
|
II. ЭТАП ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | |
|
|
III. ЭТАП ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
|
|
IV. ЭТАП ПУБЛИЧНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ | |
|
|
V. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ | |
|
|