Программа «Перспектива».
Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Цель урока: Создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.
Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры каждой группы, уметь определять группу растения.
Оборудование:
- презентация к интерактивной доске SMART board;
- тест для учащихся;
- карточки с растениями;
- конверты для карточек;
- таблички с надписями: ОГОРОД САД ПОЛЕ ПОДОКОННИК.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей. (слайд 1)
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
К гостям красиво повернитесь
И очень дружно поклонитесь.
Все развернулись, раз, и два,
И тихо сели на места.
Глаза проверят: всё ль в порядке?
На парте – книжки и тетрадки.
Все улыбнулись. Собрались!
Работать дружно мы взялись!
II. Актуализация знаний.
– Чтобы узнать, какая будет тема нашего урока, о чём будет урок, надо преодолеть несколько испытаний. Готовы?
-
Расшифруйте ребусы (слайд 2).
-
Отгадайте загадки:
-
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик). - Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель, ёлка)
-
-
Игра «Третий – лишний» (слайд 3)
Все ответы: арбуз, смородина, одуванчик, ёлка, можжевельник, яблоня (слайд 4).
III. Постановка проблемы.
– Что у нас получилось? Какая же будет тема у нашего урока? (о растениях)
– Что мы уже знаем о растениях? (живая природа; делятся на деревья, кусты, травы; хвойные – лиственные)
– Так получается, что о растениях мы уже всё знаем? (мы о растениях не всё знаем говорят одни дети, другие – знаем всё)
– Сказочный старичок – лесовичок знает всё о растениях, он разделил наши растения на 2 группы (слайд 5).
– По какому признаку он их разделил? Помогите мне, я не могу догадаться (дети высказывают мнение).
– Как вы думаете, какое название этим группам можно дать? (мнения детей, проверка). На слайде открывается шторка, показывается название.
IV. Первичное закрепление.
– Приведите примеры дикорастущих растений. А теперь культурных растений.
– Где человек выращивает культурные растения? (огород, сад, поле, подоконник)
Физкультминутка (слайд 6)
Во саду и в огороде
Мы идём, смотря под ноги.
С грядки огурец сорвём
Груши с веточки возьмём.
Покрутились, посмотрели.
Всё собрали, что хотели?
Урожай несём домой.
Кто готов – красиво стой!
Сели, выпрямили спинки.
Снова смотрим на картинки!
– А сможете ли вы определить, какие культурные растения где живут? (да) (слайд 7)
– У вас на парте у каждого лежит сюрприз - конверт. Откройте его и рассмотрите растение, которое вам досталось. Подумайте, где оно растёт. (приложение фото растений)
– Выйдете те, у кого растение огорода. Давайте знакомиться. (дети выходят и говорят название растения. Учитель магнитиками прикрепляет картинки на доске под надписью – ОГОРОД)
– Кто согласен, что это растения огорода, поднимите руку. Что можно приготовить из этих растений? (дети высказывают варианты блюд)
– Выйдите те, у кого растение сада (работа проводится такая же).
Аналогично с растениями поля и подоконника.
– Молодцы! Хорошо справились с заданием. А подскажите, пожалуйста, почему, для чего, как вы думаете, человек занимается разведением культурных растений? (дети высказывают свои мнения). Проверка (слайд 8).
V. Проверка усвоения материала.
– Оцените себя а сегодняшнем уроке. Поднимите руку те, кто уверен, что сегодня понял весь материал.
– Поднимите руку те, кому было трудно.
– Вы уверены в своих знаниях? Тогда я вам предлагаю выполнить небольшой тест. (слайд 9) У вас на партах есть листочек. Возьмите его. Приготовьте красный карандаш. Подпишите лист. Выполните первое задание.
– Как выполнил(а) задание… (к доске выходит 1 ученик и показывает, подчёркивая так как сделал на листе). Поднимите руку, кто сделал так же. (аналогично остальные задания).
– Прочитайте получившиеся ответы (Дикорастущие, культурные, растения, Пермский край). Почему так получилось? Как вы думаете, о чём может быть наш урок по краеведению? (о растениях Пермского края).
VI. Итог урока.
(слайд 10)
– Вам понравился сегодня урок?
– Что узнали нового о растениях?
VII. Домашнее задание.
– Найти загадку, пословицу, стихотворение о культурном или дикорастущем растении. Выучить.