Энерготраты и пищевой рацион

Разделы: Биология


Цели:

  1. Образовательные: Сформировать представление об энерготратах человека и нормах рационального питания.

  2. Воспитательные: Содействовать в ходе урока формированию понятия необходимости рационального питания как залога здоровья.

  3. Развивающие.

  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем эвристической беседы и частично-поискового метода обучения.
  • Развивать коммуникативные навыки учащихся путем парной и групповой формы организации обучения

Оборудование: мультимедийная техника, калькуляторы, банка «Фанта», «Кола», «Ментос», грязные монеты, упаковка от чипсов, стаканы, пинцет, бинт, салфетки, инструкции, магниты.

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Целеполагание. (2 мин)
  3. Актуализация знаний. (3 мин)
  4. Изучение нового материала.(24 мин)
    1. Основной обмен – количество энергии, которое тратит организм на поддержание основных жизненных функций. Эвристическая беседа.
    2. Общий обмен. Практическая работа «Расчет затраченной энергии на определенный вид деятельности».
    3. Самостоятельная работа с учебником «Энергоемкость пищи».
    4. Практическая работа «Расчет калорийности бутерброда с колбасой».
    5. Эксперимент в парах. «Вредные продукты»
    6. Нормы питания (рассказ учителя)
    7. Режим питания – залог здоровья.
  5. Рефлексия (10 мин). Работа в группах «Советы по питанию».
  6. Оценка деятельности учащихся (2 мин)
  7. Подведение итогов урока. (2 мин)
  8. Домашнее задание. (1 мин)

Xод урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Тема нашего урока: Энерготраты человека и пищевой рацион.

II. Целеполагание.

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Дети самостоятельно пытаются сформулировать цель)

Цель: познакомиться с понятиями «энеготраты человека» и «рацион питания», выяснить степень их взаимосвязи и практическое значение для каждого человека.

III. Актуализация знаний.

Из века в век, во все человеческие времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Всё, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Это дало право И.П. Павлову сказать: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе».

Почему проблема правильного рационального питания актуальна в наши дни? (Высказывания детей).

Сегодня забота о питании приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и не перебрать лишнего.

Как вы думаете, сколько различных питательных веществ, требуется человеку в течение жизни?

За 70 лет человек съедает более 2,5 тонны белков. 2,5 тонны жиров, 10 тонн углеводов, 2-3 тонны поваренной соли.

IV. Изучение нового материала.

Внимание! Мне нужно провести закладку опыта, который требует определенного времени проведения. Какой напиток у меня в руках? («Фанта») Я наливаю ее в 2 стакана (из бутылки и алюминиевой банки) и опускаю в оба стакана грязные монеты. В конце урока мы с вами посмотрим, что с ними произойдет.

Ребята, а от чего зависят энерготраты человека?

(Предполагаемые ответы учеников: от нагрузки, т.е. мышечной работы, здоровья, питания)

При какой температуре: +20°С, +40°С, -10°С, энерготраты будут наиболее высокими и почему? (При высокой температуре наш организм будет затрачивать энергию на охлаждение организма, при низкой – на согревание).

Каким образом изменяться наши энерготраты при приеме пищи? Почему?

Когда больше затрачивается энергии, кода вы просто читаете художественную литературу или учите стихотворение?

Сформулируйте вывод: от чего зависят энерготраты человека?

Факторы, повышающие расход энергии:

  • Прием пищи
  • Низкая или высокая температура окружающей среды
  • Мышечная работа
  • Умственная деятельность.

Введение нового понятия: Для определения интенсивности энерготрат человека было введено понятие «основной обмен». Основной обмен – это интенсивность обмена веществ, при соблюдении стандартных условий.

Какие условия должны соблюдаться при измерении основного обмена? О каких стандартных условиях идет речь?

Откройте учебник на с.193 и прочитайте текст «Основной обмен». Ответьте на вопросы:

  • Какие условия должен соблюдать человек для вычисления основного обмена.
  • От чего зависит интенсивность основного обмена у разных людей?

Обсудите ответы на поставленные вопросы в парах. Отвечаем.

Стандартные условия:

  • После суточного голодания.
  • Исключение из рациона белковых продуктов в течение 3-х дней.
  • Утром, после сна.
  • При температуре комфорта.
  • Состояние полного психического покоя.
  • Не совершать физической и умственной деятельности.
  • Не спать.

Основной обмен зависит:

  • От возраста: У детей выше, чем у взрослых.
  • От пола: У мужчин выше, чем у женщин.
  • От генетических особенностей человека
  • От состояния здоровья

Как вы понимаете, в повседневной жизни мы не находимся в выше упомянутых условиях.

Поэтому, существует другое понятие общий обмен.

Общий обмен – фактические энерготраты, совершаемые человеком за единицу времени.

От чего зависят затраты энергии при различных видах деятельности? Проанализируйте таблицу с.194

Сформулируйте вывод, как зависят энерготраты человека от интенсивности труда? (возрастают)

Вывод: С увеличением интенсивности физического труда растут энерготраты.

В таблице представлена затрата энергии на 1 кг массы тела в час. Прочитайте вслух, задание на экране.

Практическая работа. Посчитайте, сколько энергии вы потратили на перемещение из 35 школы в СШ 29, если вы двигались со скоростью 6 км/час и затратили 15 минут.

Какой вид деятельности указан в условии задачи? Найдите по таблице, сколько ккал тратит человек на ходьбу со скоростью 6 км/час.

Какую часть часа вы находились в пути? Какую физическую величину, мы должны знать для решения данной задачи?

По какой формуле мы будем вычислять затраченную энергию?

Используйте инструкцию №1 для решения задачи.

Какие результаты у вас получились? Почему у вас получились разные результаты?

(Примерно 52,5 ккал – 50 кг)

Так, что такое «энерготраты человека»?

Количество энергии, затраченной человеком за определенный промежуток времени.

Организм человека получает энергию, заключенную в питательных веществах. Какие питательные вещества вы знаете? (белки, жиры, углеводы).

При распаде (окислении) 1 грамма белков образуется 17,2 кДж энергии;

углеводов – 17,2 кДж ,

жиров – 38,9 кДж.

В калориях: 1 г белков – 4,1 ккал, углеводы – 4,1 ккал, жиров – 9.3 ккал.

Давайте попробуем применить, полученные знания, на практике. Возьмите инструкцию 2. Прочитайте задание.

Задача. Рассчитайте, сколько килокалорий вы восполните, если съедите гигантский бутерброд с колбасой сервелат. Масса хлеба 100г, масса колбасы – 50 г. Данные калорийности продуктов приведены в таблице.

Обратите внимание, в таблице указана калорийность 100 граммов продукта.

Как будем делать вычисления? Обсудите это в парах.

Калорийность 100г хлеба – 239 ккал, 100 г колбасы – 425 ккал.

Сколько колбасы по условию задачи? Что, мы должны сделать? (Разделить калорийность колбасы на два и прибавить калорийность хлеба)

Какие результаты, у вас получились? (451,7 ккал)

Рациональное питание – соблюдение трех основных принципов:

  • Баланс поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности энергии;
  • Удовлетворение потребности в определенном количестве и соотношении питательных веществ;
  • Соблюдение режима питания.

Что произойдет с человеком, если он будет затрачивать энергии на жизнедеятельность больше, энергии, полученной с питательными веществами. (Уменьшение массы тела, затем истощение организма).

А если наоборот? (Масса человека будет увеличиваться и приведет к ожирению).

Прочитайте вопрос, обсудите его в парах и сформулируйте ответ.

Почему для детей и подростков (для вас) требуется примерно на 30% энергии больше, чем затратил организм? (Так как происходит рост – образование новых веществ, клеток, тканей).

Сколько белков, жиров, углеводов, требуется взрослому здоровому человеку в сутки? Найдите ответ в учебнике «Нормы питания» с. 194.

Что, мы должны учитывать при составлении рациона? Помимо энергоёмкости пищи необходимо учитывать ее качественный состав.

Но всегда ли мы это делаем?

Какие продукты, вы чаще всего покупаете, когда идете на прогулку в парк? (чипсы, сухарики, «кока-колу», «спрайт», «ментос», «рондо»)

Перед вами на экране и у каждого на парте упаковка от чипсов, найдите, какую калорийность они имеют? 515-524 килокалории в 100 г..

Посчитайте в парах калорийность данной пачки чипсов или сухариков.

Но помимо этого чипсы содержат большое количество ароматизаторов, консервантов, красителей. Готовят их во фритюре, масле. При длительном нагревании фритюра образуются канцерогенные вещества, вызывающие развитие раковых клеток. Не зря киргизы говорят: «Беда, когда желудок, упрямей, чем рассудок».

Групповая работа. (1, 3 парты повернитесь ко 2, 4)

Я наливаю в ваши стаканы напиток «КОЛУ», а вы опустите в него пастилку «Ментоса». Что происходит? В стакане происходит бурное выделение пузырьков газа. Аналогичный процесс происходит в нашем желудке. Какой мы можем сделать вывод? (Учащиеся говорят, что пить шипучие напитки вредно).

Перед вами другой напиток – «фанта». В начале урока мы опустили в него грязные монеты. Давайте посмотрим, что с ними произошло. Они стали чистыми, значит, фанту можно применять как чистящее средство. Разве наша пищеварительная система достойна такого обращения?

Стоит ли энергия, заключенная в чипсах, сухариках, лимонаде, нашего подорванного здоровья?

Человек нуждается в качественной смешанной пище: примерно 1/3 часть получаемых им питательных веществ должна быть животного происхождения, 2/3 – растительного происхождения. Чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается.

Ребята, а почему человек должен соблюдать режим питания, т.е питаться примерно в одно и тоже время? Вы уже изучили тему пищеварение, как можно объяснить пользу соблюдения режима питания? (Возникает условный рефлекс выделения пищеварительных соков и пищеварение протекает более эффективно).

Сколько раз в день нужно принимать пищу?

Для взрослых людей 3 раза, для подростков и детей – 4 раза.

При этом завтрак должен содержать примерно 30-35%, второй завтрак – 10-12% суточного рациона, обед – 40-45%, ужин – 20%,

А.В. Суворов известен как талантливый полководец, заботящийся о здоровье простых солдат. Вы знаете его высказывания, ставшие поговорками «Тяжело в учении, легко в бою», «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». О режиме питания он говорил: «Завтрак съешь сам, обед подели с товарищем, а ужин отдай врагу».

Почему нельзя поздно и плотно ужинать? (При расщеплении продуктов могут образовываться вещества, которые возбуждающе действуют на нервную систему и происходит нарушение сна, а также происходит отложение жира в подкожной жировой клетчатке).

А.С. Пушкин писал:

«Не ужинать – святой закон,
Кому всего дороже легкий сон».

Так, что такое рацион питания? Определенное количество пищи и соотношение питательных веществ в сутки.

V. Рефлексия.

На экране и у каждого на парте карточка с советами по питанию.

Выберите вредные и полезные советы и разделите их. Напишите номера полезных и вредных советов в таблице.

Проверяем , полезные советы:

Вредные советы:

Я снова попрошу вас объединиться в группы по 4 человека. За 1 минуту, каждой группе нужно придумать по 1-2 полезных совета, которые не встречались вам в предыдущем задании, и написать их на зеленых листочках.

Вы зачитываете совет и прикрепляете его магнитом к «Дереву полезных советов».

К чему приводит соблюдение полезных советов? Ответ спрятался в ребусе.

Отгадайте ребус. (ЗДОРОВЬЕ)

А какие поговорки о здоровье вы знаете? (В здоровом теле – здоровый дух. Пейте дети молоко, будете здоровы!)

VI. Подведение итогов урока.

Мне хочется отметить активную работу на уроке следующих детей: ...

Давайте вернемся к цели урока. Ребята, мы достигли цели урока?

Если вам понравился сегодняшний урок, то улыбнитесь.

На память я дарю вам буклеты, чтобы вы всегда могли в них заглянуть и вспомнить важные аспекты нашего урока.

VII. Домашнее задание

Обязательная часть – § 38, ответить на вопросы после §.

Задание на выбор:

  • Придумать ребус о здоровом питании.
  • Приготовить сообщение или презентацию о полезных советах рационального питания.

Приложение.