Цель: выявить признаки успешного общения, вооружить родителей навыками развития доверительного общения, как фактора сохранения здоровья.
Задачи:
- Оценить значимость процесса общения, выявить его особенности при взаимодействии с детьми.
- Выявить противоречия и проблемы общения взрослых и детей.
- Вооружить родителей навыками развития доверительного общения с детьми для использования их в практике семейного воспитания.
Форма: беседа с элементами тренинга и игровых приемов.
Правила собрания:
- Право каждого на свое мнение.
- Активная работа на собрании каждого участника.
- Внимательность к говорящему.
- Доверие друг к другу.
- Недопустимость насмешек.
Ход мероприятия
Эпиграфом нашего собрания я выбрала слова: «Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме». (Правила семейного воспитания. www.23apa.narod.ru)
Семья – это начало всех начал для ребенка, зачастую ему можно и нужно помочь сформировать добрые отношения с родными. Потому что от семейного климата зависит его поведение, здоровье и то, каким человеком он станет в будущем.
Тема сегодняшнего родительского собрания подсказана жизнью. Наши дети взрослеют, утверждают себя, а принятая в семье практика общения, зачастую, догматична и основана на постоянных запретах, подавлении личности ребенка, неуважения к нему. Мы обременены своими проблемами и, порой не находим времени, чтобы поговорить с сыном или дочерью, вникнуть в то, что важно для них. А потом они уже и сами не подходят к нам; так утрачивается что-то очень ценное в отношениях родителей и детей, теряется доверие и взаимопонимание. (Правила благополучных родителей www.nachshool.ucoz.ru)
Послушайте притчу.
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет пятилетний сын.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твое дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
– Пап, – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами.
– Пап, ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.
– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?
Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошел в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок.
– Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени?
Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Мораль.
Хочется напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную ее толику тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям. Если нас завтра не станет, наша компания очень быстро заменит нас кем-то другим. И только для семьи и друзей это будет действительно большая потеря, о которой они будут помнить всю свою жизнь. Подумайте об этом, ведь мы уделяем работе гораздо больше времени, чем нашим детям. (Притча о цене времени. www.pedagog-psiholog.blogspot.com)
А что думают наши дети о наших методах воспитания и общения с ними. Мы провели видеоинтервью с нашими семиклассниками. Внимание, на экран!
(Демонстрация видеосюжета опроса детей)
По мнению опроса детей, идеальными родителями считаются взрослые, которые:
- не кричат на своих детей (99 %);
- не читают нотации, любят своих детей (95%);
- понимают своих детей (90%);
- готовы всегда выслушать и поддержать своих детей (87%);
- помогают решать проблемы (85%).
Дети и родители влияют друг на друга и воспитывают друг друга. Мы-взрослые пытаемся привить детям свою систему ценностей, далеко не всегда успешно. Дети пытаются научить нас уважать себя и свою точку зрения. В любом случае именно мы-родители ответственны за то, какие отношения выстраиваются в семье. Согласны ли вы с этим мнением, давайте проверим.
Игра «Скульптор»
Я приглашаю три человека. Вы – фигура, вы – скульптор, вы – глина. Я прошу вас (глину) отвернуться. Фигура – примите любую позу. Скульптор – не используя жестов и прикосновений, словами слепите из глины скульптуру, подобную фигуре.
Одинаковые ли фигура и полученная скульптура? (да)
В общении дети копируют своих родителей?
Абсолютно ли одинаковы 2 фигуры?
Разумно ли осуждать детей за неправильное общение или поведение, если одним из примеров являемся мы.
Дороти Нолт утверждает: «Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться».
Взаимопонимание и теплые отношения строятся на основе доверия к ребенку. Мы часто верим чужим людям, а не своим детям. Не найдя в нас поддержки они ищут ее в других… Правильно ли мы поступаем? (мнения родителей)
Давайте проверим.
Игра «Испорченный телефон».
Одному из участников зачитывается информация: «Завтра вы должны пойти в пиццерию, но она будет закрыта. Посещение пиццерии переносится на четверг. Позвони Васе и сообщи об этом, и попроси его по дороге зайти в «Пушкинский», купить 4 сосиски с сыром, бутылочку фанты, 2 килограмма яблок, рулон туалетной бумаги, одноразовые стаканчики, а сегодня пойдем в кино». По цепочке участники передают информацию последующему. (Произошло искажение информации)
Какой вывод мы можем сделать? (Не всегда нужно верить слухам) Но при этом следует ли проверять информацию? Каким образом?
Истинная культура общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией. В любой ситуации есть свои плюсы и минусы.
Игра «Умей убеждать».
(разделить родителей на 2 группы)
«Сотовые телефоны – это хорошо или плохо?». Попытайтесь убедить своего собеседника. Первый вариант – негативное влияние, второй – положительное.
Чему мы должны научить наших детей? (ответы родителей – в каждой ситуации видеть плохое и хорошее)
Представьте ситуацию, ваш ребенок не написал конспект по истории и получил двойку. На экране три варианта решения проблемы. Какой из них будет самым действенным:
- «Быстро пиши конспект. Мне надоели твои двойки».
- «Солнышко мое, да как посмели учителя тебе поставить «2», ты еще не готов к таким заданиям».
- «Сын, ты уже взрослый. Чтобы ты сделал на моем месте? Как исправить ситуацию?»
Вывод: Как лучше общаться с ребенком? (ответы родителей – как с равным партнером)
Закончите фразу: Лучшее решение любой проблемы – это… (возможные варианты ответа родителей)
Итак, можно ли научиться доверительному общению? Да, можно. И это доказало наше собрание. Чтобы правильно общаться с детьми, нужно следовать правилам, которые мы пытались сформулировать на нашей встрече. Все эти правила я вложила в символический веер «надежд», веря в успешное общение между вами и детьми.
Правила доверительного общения.
- Находи время на общение с ребенком.
- Соблюдай правила общения сам, а потом требуй этого от ребенка.
- Помни, что каждый ребенок-личность. Ты не бог, не твори по своему подобию.
- Доверяй своему ребенку, а не слухам. (PS: но при этом проверяй).
- Научи ребенка в каждой ситуации видеть плохое и хорошее, отстаивать свое мнение.
- Общайся с ребенком как с равным.
- Компромисс- лучшее решение проблемы.
Хочется завершить наше собрание одним из законов родительской истины: «Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!» (Законы родительской истины. www.23apa.narod.ru)