Открытый урок истории по теме ""За" и "против" смертной казни"

Разделы: История и обществознание


Мы считаем, что жизнь священна, и отнимать, ее ни у кого нет права. Убитых все равно не вернешь. Убийство же самого преступника государством пользы не принесет, родственники жертв- преступления подлинного облегчения не получат. Тяжелейшее состояние духа, раскаяние, угрызение совести, душевные страдания – соизмерима ли их тяжесть с мигом физической смерти? Если человек, осужденный на пожизненное заключение, мечтает о смерти, значит, есть страдания страшнее самой смерти. Одиночество, бессмысленное и бессодержательное времяпровождения, отсутствие перспективы – это и есть тяжкое наказание. Вот тогда-то придет к лютому убийце прозрение, мысли о загубленных им людях, о своей собственной душе.

Цель: Развивать представления учащихся о сложности и противоречивости проблемы отмены смертной казни в Российской Федерации.

Задачи:

  • Показать сущность проблем, связанных с отменной смертной казни.
  • Способствовать усвоению учащимися альтернативных точек зрения и развитию уважения к противоположному мнению.

Подготовка к уроку: Индивидуальные задания учащимся (подготовить материал по сторонникам смертной казни и противникам смертной казни в Российской Федерации – Презентацию), провести опрос среди учащихся Видимской СОШ (8–11 класс).

Ход урока

Вступительное слово учителя: Многие люди понимают, что рассуждения о запрещении смертной казни воспринимаются в обществе с недоверием, в них слышат мотивы мягкотелости. Большинство детей спрашивают: «А если он пятерых детей убил с особой жестокостью?»

Мы считаем, что жизнь священна, и отнимать, ее не у кого нет права. Убитых все равно не вернешь. Убийство же самого преступника государством пользы не принесет, родственники жертв преступления подлинного облегчения не получат. Тяжелейшее состояние духа, раскаяние, угрызение совести, душевные страдания – соизмерима ли с их тяжестью мигом физической смерти? Одиночество, бессмысленное и бессодержательное времяпровождение, отсутствие перспективы – это и есть тяжкое наказание. Вот тогда-то и придет к любому убийце, прозрение, мысли о загубленных им людях, о своей собственной душе.

Все ли думают так? Проблема смертной казни в настоящее время волнует значительную часть человечества, есть как сторонники, так и противники смертной казни. Сегодня на уроки я предлагаю высказать свою точку зрения по данной актуальной проблеме. Попробуйте определиться на чьей вы стороне.

Учитель предлагает: Просмотреть презентацию, в которой отражено мнение противников и сторонников смертной казни. (Презентацию представляют два учащихся, один сторонников смертной казни, другой ее противник).

Просмотр презентации заставляет ребят задуматься. Возникает проблема, которую может сформировать учитель: «Нужна ли смертная казнь? Справедливо ли лишать жизни человека, даже совершившего страшное преступление?» Чтобы определиться в своем решении учитель предлагает провести сопоставление статей Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право на жизнь, и статьи Конституции РФ, предусматривающей постепенную отмену исключительной меры наказания – смертной казни.

Задания для учащихся:

  1. Внимательно прочитайте ст. 3 Всеобщей декларации прав человека.
  2. Согласны ли вы с мнением юристов, что применение смертной казни противоречит нормам Декларации.
  3. Изучите текст ст. 20 Конституции РФ.
  4. Как в ней решается вопрос о смертной казни?
  5. Определите свое отношение к сохранению смертной казни в России.

Пока ученики работают, учитель готовит на доске таблицу, в которой будут размещены аргументы ребят.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

«ЗА» «ПРОТИВ»

Информация, с которой познакомились учащиеся, нова для них. Поэтому на ее осмысление и изучения необходимо выделить 7–10 минут. Как правела ребята делятся на две группы (сторонников, противников) смертной казни. Целесообразно предложить ребятам выписать аргументы «За» и «Против» (заполняется таблица).

Обмен информацией можно построить в форме дебатов.

Цель дебатов – принятие решения после изложения противоположных точек зрения.

Учитель напоминает учащимся, что на уроке обсуждается проблема смертной казни в России, применение которой является нарушением права человека на жизнь. Ребятам предлагается выслушать друг друга и после этого внести изменение в отношение к смертной казни или утвердится в своей позиции

Правила проведение дебатов.

  1. Затем слово переходит к одному из «противников»
  2. Начинает выступление «защитник» смертной казни.
  3. Начиная со второго оратора, каждое выступление должно состоять из двух частей: опровержение доводов предыдущего выступающего; приведение своих аргументов.
  4. Для подготовки контраргументов группа может брать 20–30 сек.

Самое сложное – это добиться соблюдения третьего правила. Можно применить следующий прием: учитель перечеркивает выписанный на доске аргумент, если противникам удается его опровергнуть.

В конце урока учащимся предоставляется возможность высказаться по вопроса:

  1. Какое отношение к смертной казни было у вас в начале урока?
  2. Как изменилось ваше отношение к проблеме в конце урока?
  3. Какой аргумент изменил (закрепил) это отношении.

Тем, кто пришел к выводу об ошибочности своей прежней позиции, можно предложить перейти в соответствующую группу.

Приложения.