Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь”.
Я.Корчак
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Принципиальное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в общем итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих.
Исследовательская деятельность как одно из условий развития личности рассматривалась, и изучалось многими исследователями.
“XIX в. А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития”.
“Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте “что-нибудь делать”. Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы”.
“В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев – исследовательская деятельность как стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего поколения. Исследовательская деятельность должна проявляется не только к положительным, ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам”.
“Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов рассматривали исследовательскую деятельность – как познавательное отношение к миру, основанное на потребностях”.
Исследовательская деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, а значит, со всеми областями.
Наблюдение – непременная составная часть любого исследования. Элементарные математические представления – во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции – связь с областью “Познание”.
Трудовые действия – без выполнения их исследование не бывает – область “Труд”.
Развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи – область “Коммуникация”.
Обучение детей правилам безопасности во время проведения исследований – решение задач области “Безопасность”.
Изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности – область “Художественное творчество”. При этом мы решаем вопрос учета принципа интеграции образовательных областей, что является одним из требований ФГТ.
“Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (Б.В. Всесвятский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.В. Оконь, Б.Е. Райков, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, К.П. Ягодовский), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В. Кларин, В.Г. Маралов, В.В. Ситаров).
Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. И выявить качества личности, формируемые в процессе исследовательской деятельности:
– “Любознательный, активный” – любознательность – как ценное состояние личности, и интегративное качество личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На стадии исследовательской деятельности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью;
– интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет “ядром познавательного процесса”. Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.В. Пантюхин, Н.Н. Поддъяков и др.). При этом развивается такое интегативное качество, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
– эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Значит, развивается такое интегративное качество, как эмоциональная отзывчивость. “Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”;
– волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н. Мясищева, Н.Г. Морозовой, А.И. Сорокиной и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности, а значит и развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. “Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту”;
– “Имеющий первичные представления о мире и природе”;
– “Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”;
– “Овладевший необходимыми умениями и навыками”.
Итак, познавательно – исследовательская деятельность не только учит детей ориентироваться в потоке информации, помогает вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования, а имеет важное значение для развития интегративных качеств личности, что является одним из условий работы в современном детском саду, согласно ФГТ к основной общеобразовательной программе ДОУ.