Задачи:
- повторить типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных,
- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,
- развивать мышление, внимание, речь учащихся
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Проверю вашу готовность к работе:
Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в родительном падеже.
Учащиеся 2 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное в дательном падеже.
Учащиеся 3 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное в предложном падеже.
Примеры словосочетаний: в берёзовой роще, начертить по линейке, прибежал с площадки.
- Я рада, что ошибок вы не допустили (если ошибки были - проанализировать).
- Кто заметил, к какому типу склонения относятся все существительные в словосочетаниях? Как это доказать?
2. Сообщение темы урока.
- Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (Повторим типы склонений и правописание безударных падежных окончаний имён существительных).
3. Актуализация знаний.
А) Давайте восстановим порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных:
1) Определяю склонение
2) Определяю падеж
3) По соотношению склонения и падежа определяю окончание
Б) На доске слова: из Казан., с ветк., о лошад., в Елабуг., по тарелк., на дорог., по площад., о счасть..
- Какие гласные напишем в окончаниях имён существительных и почему?
4. Закрепление.
А) Работа с текстом.
- Прочитайте текст:
Береговушка и говорит: "Не привыкла я на чистом воздух_ спать, на голом песке, без подстилочк_!" И Голубь сказал Береговушк_ адрес Иволг_. Живёт Иволга в рощ_, на самой красивой берёз_. Высоко над землёй к ветк_ подвешена корзиночка. Смотрит Береговушка: на суку высокой ел_ выстроен дом. Сладко спалось Береговушк_ у себя на мягкой пастельк_ из травинок и перьев.
- Выпишите словосочетания, в которые входят имена существительные с безударными окончаниями. Обозначьте орфограмму. Тот, кто выполнит работу правильно и быстро, будет проверять у остальных.
Прверка: Выбранный учителем ученик называет словосочетания, которые выписал, остальные проверяют, определяя падежи.
5. Физминутка.
- У Ярослава было задание подготовить физминутку. Пожалуйста, Ярослав.
Ярослав: Если услышите существительное в Р.п. - приседайте, в Д.п. - наклон вперёд. В П.п.- хлопок в ладоши.
6. Работа по теме урока.
А) на доске группы слов:
Участвовать повесть-Р.п Узнать мать- Д.п. Приезжать бумага - Р.п. Вырезать картина - П.п. Увидеть праздник - П.п. Возвратился роскошь - П.п. Жить дрожь - Р.п. Волноваться поездка - Р.п. Вырос совесть - Д.п. Поступил пустошь - П.п.
- Поставьте имена существительные в указанные падежные формы и составьте словосочетания глагол + существительное (Устно)
Б) - Прочитайте предложения:
Кислую клюкву вы найдёте на болот_.
За брусникой надо идти к ельник_.
Каждая ягодка лежит красной бусинк_.
Малину можно чаще увидеть на вырубк_ или в овраг_.
На низком кустик_ висит эта поздняя ягода.
Душистая земляника созревает на лесной опушк_ или на солнечном пригорк_.
- Ориентируясь на таблицу. Определите порядок их записи. Напишите, выделите окончания существительных.
И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. | |
1 | 1 | 2 | ||||
2 | 1 | 2 | ||||
3 | 1 | 1 | ||||
4 | 1 | 1 | ||||
5 | 1 | 1 | ||||
6 | 1 | 1 |
- Прочитайте получившийся текст. Какова тема этого текста? (У каждой ягоды свой адрес)
В) Работа по индивидуальным карточкам.
- Перед вами лист с разноуровневыми заданиями. Прочитайте внимательно. Выберите посильное и выполните его. На выполнение задания 3-4 минуты. Затем листочки сдайте мне на проверку.
Задание первого уровня сложности:
- Вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.
На лошад_, по алле_, около деревн_, к бабушк_, на обочин_, о мам_, о матер_, в музе_, на выставк_, в печк_, в печ_,
Задание второго уровня сложности:
- Подчеркнуть словосочетания, в которых существительное имеет окончание -е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание -и.
Просит о помощ_, идти по дорог_, писать в тетрад_, оказаться на опушк_, идти к деревн_, петь от радост_, рисовать в альбом-.
Задание третьего уровня сложности:
- Е или - И в окончаниях существительных:
1) Рисовать в альбом_, в тетрад_, в тетрадк_;
2) стоять на опушк_, на дорог_, на площад_;
3) ехать к дочер_, к мам_, к бабушк_;
4) лежал на стол_, на полк_, на парт_;
5) направляться к рек_, к избушк_, к площад_;
6) край рощ_, дорог_, алле_;
7) запах полын_, сирен_, зелен_;
8) просить о помощ_, о поддержк_, о выдержк_,
7. Обобщающий контроль.
- Проведём обобщающий контроль. Я называю словосочетания, вы на своей дорожке штрихуете нужную клетку.
Е И
По лесной чаще, по болотистой тундре, по жаркой пустыне, соревнование в скорости, в выносливости, увидеть в музее, требует наблюдательности, осторожности, использовали в древности, служили для передачи.
- Проверьте правильность выполнения по доске. Оцените свою работу. Кто справился на "5"? Молодцы!
8. Рефлексия.
- Поделимся впечатлениями о нашем уроке. Что, на ваш взгляд, удалось? Что не удалось, почему? Что учесть на будущее?