Цели:
- Обобщить и систематизировать изученные орфограммы
- Сопоставлять и совершенствовать навык проверки гласных и согласных в корнях слова
- Развитие орфографической зоркости
Оборудование: выставка рисунков с урока ИЗО по теме “Морские обитатели”, творческие работы учащихся (сочиненные стихи по первой строчке “Я путешествовал по океану Орфографической страны), рисунки пиратов (информация из книги “Пиратология” модели корабликов с урока технологии.
Ход урока
Организационное начало.
Начинается урок
Он пойдет, конечно, впрок
Постарайтесь все понять –
Чтобы многое узнать.
Постановка задач и целей урока.
– Кто такие путешественники?
– Каких великих путешественников вы знаете? (Ф.Магелан, Миклухо-Маклай и др.)
С урока чтения мы знаем, что многие герои произведений И.Дика, С.Галицина, М Твена мечтали о путешествиях.
– А вы готовы отправиться в морское путешествие по океану орфографических знаний? Да?! А с какой целью?
У: Чтобы многое узнать, правильно писать слова, учиться преодолевать трудности, уметь работать дружно.
– Что мы можем встретить в пути? Кого мы можем встретить в пути?
У: упражнения по применению орфографических орфограмм, пиратов.
– Кто такие пираты?
Лексико-орфографическая подготовка.
Начнем путешествие из нашего уютного класса. Какая орфограмма встречается в слове “класс”?
У: Удвоенная согласная.
– 1-е задание: Записать слова с удвоенной согласной. Девочки пишут слова, которые относятся к предмету русский язык, а мальчики по теме “Спорт”
(Грамматика, орфограмма, русский, хоккей, теннис, кросс…)
Физкультминутка: танцевальные упражнения на мотив песни “Яблочко”.
Введение нового словарного слова.
– Я знаю, что Таня мечтает быть телеведущей, когда вырастет. Сегодня ей, представлена возможность, побыть в роли диктора нашего телеканала “Челны ТВ”. Она расскажет нам прогноз погоды.
У: Добрый день! Сегодня 19 октября, день недели среда. Пасмурно, на улице дождь, температура воздуха +5 градусов по Цельсию. Не забывайте свои зонтики. Желаю вам хорошего настроения! С вами была Таня Лопатина.
У: Ребята, а я по просьбе учителя заглянул в толковый словарь Ожегова, и вот сейчас расскажу, как там объясняется слово погода. “Погода”– состояние атмосферы в данном месте, в данное время и еще на уроке окружающего мира мы учились отличать погоду и климат.
– Исследуйте, можно ли проверить безударную гласную в этом слове. Как вы это будете делать?
У: Подберем однокоренные слова , запишем их, поставим ударение, выделим корень погод :погодка, погода, погодные условия, непогода, погожий(д//ж). Вывод – безударную гласную проверить нельзя, значит это словарное слово, написание которого надо запомнить.
– Выполним звукобуквенный анализ слова “погодка” 1 ученик на доске. Каждый ряд проверяет характеристику звуков (по слогам по-год-ка), делает свои выводы.
– Составить словосочетания со словом погода и запишите их (хорошая, плохая, солнечная, дождливая).
– А теперь, пожалуйста, объясните устойчивое сочетание “Ждать у моря погоды”.
У: Какое море – такая погода; нет, от моря зависит погода; невыполненное обещание чего-либо.
Повторение изученных слов с непроверяемым написанием.
– Заглянем в трюм корабля. Какие припасы мы должны взять с собой? Назовите и запишите за 1-й минуту не менее 10 слов в тетрадь. Проверяем по доске
Физкультминутка 2.
Упражнения в написании слов с безударными гласными.
– Ребята, а что это за удивительный остров, на одной половине которого гласные кричат, а на другой части гласные прикрыли рот рукой?
У: Безударные гласные проверяемые и непроверяемые.
– Расскажите правило проверки, выполните задание:
Б.р.датый к.питан, д.лекий бер.г, с.леная в.да, слабый в.терок, м.ряки-хр.брецы
– Кому понадобилась помощь?
– Итак, путешествие продолжается. А кто же “обличился” в жилет и брюки малинового цвета, на голову нахлобучил шляпу с пером, на груди красуется алмазный крест.
У: это пират Джек Воробей.
– Верно, это он. Он передал вам письмо.
У: (Читает.) “Я, капитан Джек Воробей, заклинаю Вас, 1000 чертей, что никогда вам не справиться с моим заданием. Сколько не старайтесь! Вот оно первое задание: назовите и запишите пары согласных по звонкости глухости
Ну. А если вы, дети мои, правильно назовете правило проверки парных согласных на конце и в середине слова, то, надеюсь: удача будет за вами и дальше!
Итак, вы на моем острове, добро пожаловать, маленькие незваные гости! Вы непременно, должны напомнить мне старому пирату “ В чем сходство и различие в правилах проверки безударной гласной в корнях слова и парной согласной в корнях слова”
У: (Правило, сходство. различие.)
– Надеюсь. Вы не забыли взять с собою компас? Чтобы миновать обрыв, похожий на раскрытый рот гигантского хищника. “Назовите орфограмму в слове “гигантский”.
Ну, а вот теперь и таинственная пещера, где я зарыл сои сокровища. Вы никогда не доберетесь сюда никогда!!!
Хотя, если выполните последнее задание – вы откроете сундук! А что вы там найдете?!
– Ваши предположения..
Распределите слова по островам.
Остров удвоенных согласных | Остров непроизносимых согласных | Остров парных согласных | Остров проверяемых гласных | Остров непроверяемых гласных |
Вот эти слова: нахо.ка, ра.каз, Кари.ское море, в.селый пира.,зат.нувшие к.рабли, выхо. в море , жгучее со.нце, ло.ка
Запишите цифрами количество слов на каждом острове. Ваш ответ: число 11521. Молодцы!
Дома же , заселите на эти острова другими “ морскими” словам. Внимание! Новый ответ
55886.
Ребята, счастливого плаванья!
– Из путешествия можно привести сувениры и получить массу впечатлений и удовольствие. Результатом вашего путешествия будут оценки за активную работу и выполнение письменных заданий.
А сейчас заполним наш судовой журнал (карту рефлексии).
Утверждения. | Поставь + или - |
тема урока мне понятна. | |
Я достиг цели урока. | |
Я знаю, как проверять безударную гласную в корнях слова. | |
Я знаю, как проверить парные согласные на конце и в середине слова. | |
Мне необходимо поработать над темой. | |
Самооценка. |
– Ребята, это у нас уже не первое путешествие. Некоторые из вас сочинили свои стихи, и вот они сейчас прозвучат в вашем исполнении.
1. Я путешествовала по морю
Орфографической страны
Страны – где знанья правят балом,
Страны – где знания важны.
Там острова согласных, гласных
Там рифы звонких и глухих,
Заливы твердых звуков и мягких
Мы в школе дружно учим их!2. Мы плыли мимо островов и рифов
И изучали наш язык
Недаром говорят все люди
Что он могучий и велик.3. Попали мы в цунами гласных,
Прошли сквозь шторм согласных,
Преодолели рифы правил,
Подружились со страной Знаний-
Теперь без всякого труда
Напишем сложные слова.4. И посещал я острова,
Где жили разные слова.
Слова нас правильно учили
Как рифы лучше обогнуть
Как по заливы прошмыгнуть
И как набраться больше знаний
Чтоб справиться с программой5. Я путешествовал по морю
Орфографической страны,
Наметив путь в заливе Знаний,
Преодолел я рифы правил,
Достигнув острова Мечты
– Кто получил удовольствие от путешествия?
– Спасибо за урок.