Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слова "Путешествие по океану страны орфографии"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать изученные орфограммы
  2. Сопоставлять и совершенствовать навык проверки гласных и согласных в корнях слова
  3. Развитие орфографической зоркости

Оборудование: выставка рисунков с урока ИЗО по теме “Морские обитатели”, творческие работы учащихся (сочиненные стихи по первой строчке “Я путешествовал по океану Орфографической страны), рисунки пиратов (информация из книги “Пиратология” модели корабликов с урока технологии.

Ход урока

Организационное начало.

Начинается урок
Он пойдет, конечно, впрок
Постарайтесь все понять –
Чтобы многое узнать.

Постановка задач и целей урока.

– Кто такие путешественники?

– Каких великих путешественников вы знаете? (Ф.Магелан, Миклухо-Маклай и др.)

С урока чтения мы знаем, что многие герои произведений И.Дика, С.Галицина, М Твена мечтали о путешествиях.

– А вы готовы отправиться в морское путешествие по океану орфографических знаний? Да?! А с какой целью?

У: Чтобы многое узнать, правильно писать слова, учиться преодолевать трудности, уметь работать дружно.

– Что мы можем встретить в пути? Кого мы можем встретить в пути?

У: упражнения по применению орфографических орфограмм, пиратов.

– Кто такие пираты?

Лексико-орфографическая подготовка.

Начнем путешествие из нашего уютного класса. Какая орфограмма встречается в слове “класс”?

У: Удвоенная согласная.

– 1-е задание: Записать слова с удвоенной согласной. Девочки пишут слова, которые относятся к предмету русский язык, а мальчики по теме “Спорт”

(Грамматика, орфограмма, русский, хоккей, теннис, кросс…)

Физкультминутка: танцевальные упражнения на мотив песни “Яблочко”.

Введение нового словарного слова.

– Я знаю, что Таня мечтает быть телеведущей, когда вырастет. Сегодня ей, представлена возможность, побыть в роли диктора нашего телеканала “Челны ТВ”. Она расскажет нам прогноз погоды.

У: Добрый день! Сегодня 19 октября, день недели среда. Пасмурно, на улице дождь, температура воздуха +5 градусов по Цельсию. Не забывайте свои зонтики. Желаю вам хорошего настроения! С вами была Таня Лопатина.

У: Ребята, а я по просьбе учителя заглянул в толковый словарь Ожегова, и вот сейчас расскажу, как там объясняется слово погода. “Погода”– состояние атмосферы в данном месте, в данное время и еще на уроке окружающего мира мы учились отличать погоду и климат.

– Исследуйте, можно ли проверить безударную гласную в этом слове. Как вы это будете делать?

У: Подберем однокоренные слова , запишем их, поставим ударение, выделим корень погод :погодка, погода, погодные условия, непогода, погожий(д//ж). Вывод – безударную гласную проверить нельзя, значит это словарное слово, написание которого надо запомнить.

– Выполним звукобуквенный анализ слова “погодка” 1 ученик на доске. Каждый ряд проверяет характеристику звуков (по слогам по-год-ка), делает свои выводы.

– Составить словосочетания со словом погода и запишите их (хорошая, плохая, солнечная, дождливая).

– А теперь, пожалуйста, объясните устойчивое сочетание “Ждать у моря погоды”.

У: Какое море – такая погода; нет, от моря зависит погода; невыполненное обещание чего-либо.

Повторение изученных слов с непроверяемым написанием.

– Заглянем в трюм корабля. Какие припасы мы должны взять с собой? Назовите и запишите за 1-й минуту не менее 10 слов в тетрадь. Проверяем по доске

Физкультминутка 2.

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

– Ребята, а что это за удивительный остров, на одной половине которого гласные кричат, а на другой части гласные прикрыли рот рукой?

У: Безударные гласные проверяемые и непроверяемые.

– Расскажите правило проверки, выполните задание:

Б.р.датый к.питан, д.лекий бер.г, с.леная в.да, слабый в.терок, м.ряки-хр.брецы

– Кому понадобилась помощь?

– Итак, путешествие продолжается. А кто же “обличился” в жилет и брюки малинового цвета, на голову нахлобучил шляпу с пером, на груди красуется алмазный крест.

У: это пират Джек Воробей.

– Верно, это он. Он передал вам письмо.

У: (Читает.) “Я, капитан Джек Воробей, заклинаю Вас, 1000 чертей, что никогда вам не справиться с моим заданием. Сколько не старайтесь! Вот оно первое задание: назовите и запишите пары согласных по звонкости глухости

Ну. А если вы, дети мои, правильно назовете правило проверки парных согласных на конце и в середине слова, то, надеюсь: удача будет за вами и дальше!

Итак, вы на моем острове, добро пожаловать, маленькие незваные гости! Вы непременно, должны напомнить мне старому пирату “ В чем сходство и различие в правилах проверки безударной гласной в корнях слова и парной согласной в корнях слова”

У: (Правило, сходство. различие.)

– Надеюсь. Вы не забыли взять с собою компас? Чтобы миновать обрыв, похожий на раскрытый рот гигантского хищника. Назовите орфограмму в слове “гигантский”.

Ну, а вот теперь и таинственная пещера, где я зарыл сои сокровища. Вы никогда не доберетесь сюда никогда!!!

Хотя, если выполните последнее задание – вы откроете сундук! А что вы там найдете?!

– Ваши предположения..

Распределите слова по островам.

Остров удвоенных согласных Остров непроизносимых согласных Остров парных согласных Остров проверяемых гласных Остров непроверяемых гласных
         

Вот эти слова: нахо.ка, ра.каз, Кари.ское море, в.селый пира.,зат.нувшие к.рабли, выхо. в море , жгучее со.нце, ло.ка

Запишите цифрами количество слов на каждом острове. Ваш ответ: число 11521. Молодцы!

Дома же , заселите на эти острова другими “ морскими” словам. Внимание! Новый ответ

55886.

Ребята, счастливого плаванья!

– Из путешествия можно привести сувениры и получить массу впечатлений и удовольствие. Результатом вашего путешествия будут оценки за активную работу и выполнение письменных заданий.

А сейчас заполним наш судовой журнал (карту рефлексии).

Утверждения. Поставь + или -
тема урока мне понятна.  
Я достиг цели урока.  
Я знаю, как проверять безударную гласную в корнях слова.  
Я знаю, как проверить парные согласные на конце и в середине слова.  
Мне необходимо поработать над темой.  
Самооценка.  

– Ребята, это у нас уже не первое путешествие. Некоторые из вас сочинили свои стихи, и вот они сейчас прозвучат в вашем исполнении.

1. Я путешествовала по морю
Орфографической страны
Страны – где знанья правят балом,
Страны – где знания важны.
Там острова согласных, гласных
Там рифы звонких и глухих,
Заливы твердых звуков и мягких
Мы в школе дружно учим их!

2. Мы плыли мимо островов и рифов
И изучали наш язык
Недаром говорят все люди
Что он могучий и велик.

3. Попали мы в цунами гласных,
Прошли сквозь шторм согласных,
Преодолели рифы правил,
Подружились со страной Знаний-
Теперь без всякого труда
Напишем сложные слова.

4. И посещал я острова,
Где жили разные слова.
Слова нас правильно учили
Как рифы лучше обогнуть
Как по заливы прошмыгнуть
И как набраться больше знаний
Чтоб справиться с программой

5. Я путешествовал по морю
Орфографической страны,
Наметив путь в заливе Знаний,
Преодолел я рифы правил,
Достигнув острова Мечты

Кто получил удовольствие от путешествия?

– Спасибо за урок.