Формы работы учителя начальных классов с родителями учащихся

Разделы: Работа с родителями


В системе педагогических отношений можно выделить подсистему “учитель – родители – учащиеся”. Семья является, бесспорно, важнейшим источником формирования разнообразных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребенка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребенка, в каких условиях происходило это формирование и последовательно продолжать развитие ребенка, учитывая его индивидуальность.

Характер взаимоотношений родителей и учителя нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Сотрудничество с родителями учащихся можно строить по двум направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Есть формы организации сотрудничества учителя с родителями, которые можно назвать общеизвестными, традиционными, обязательными:

  • родительские собрания;
  • лекции для родителей;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • семейные праздники.

Проработав 15 лет учителем начальных классов, я выработала свою систему форм работы учителя с родителями учащихся. Данные формы не описаны в специальной литературе. Думаю их можно назвать авторскими. Рассмотрим их более подробно.

  • письмо родителям;
  • переписка родителей с учителем;
  • пятница – родительский день;
  • шаг за шагом.

Письмо родителям я могла отправить в разных жизненных ситуациях. Например, когда ребенок болен, или когда я вижу явные пробелы в знаниях ребенка, или когда у учащегося начинает падать активность в учебном процессе, или просто на очередном родительском собрании, в качестве методических рекомендаций и индивидуального плана работы дома с ребенком.

Пример одного из писем родителям об ученике.

Здравствуйте, уважаемые Вячеслав Владимирович и Лариса Ивановна!

Я с удовольствием хочу отметить, что Ваш сын, Антон, достаточно серьезный и ответственный ученик. За первую четверть его успехи видны в тетрадях и в дневнике.

У Антона хорошо развито логическое мышление. Например, на уроке трудового обучения он опередил мое объяснение и показ и выполнил кусудаму самостоятельно, состоящую из 8 этапов. Молодец! На математике Антон отлично анализирует задачу и находит правильное решение. На уроках литературы хорошо ориентируется в содержании произведения.15 сентября Антон сочинил четверостишие и стал одним из авторов Первого сборника юных поэтов нашего класса. А вот технику чтения надо развивать, тренировать скорость чтения.

За первую четверть я определила некоторые пробелы по теме “Предложение”. Устраняю эти пробелы с учеником так – берем любой художественный текст или упражнение и выполняем следующие задания:

  • укажи части речи;
  • укажи главные члены предложения;
  • подчеркни все члены предложения;
  • найди сложные предложения;
  • найди предложения с однородными членами.

В общении с одноклассниками Антон справедлив и доброжелателен, не конфликтует, все проблемы решает по-деловому.

Желаю успехов в воспитании Вашего ребенка.

С уважением Оксана Александровна.

Очень эффективной в педагогическом процессе была переписка родителей с учителем. Разговор с учителем благодаря такой форме работы удобен для всех участников педагогического процесса. Он может состояться в любом месте, в любое время удобное для родителей и для учителя.

На родительском собрании учитель комментирует такую форму работы с родителями. Родители узнают о том, что в классном уголке появился почтовый ящик с надписью “Учителю!” Опустив в ящик конверт или просто записку, анонимно или с подписью, родители могут отправить учителю любое сообщение, вопрос, просьбу или совет.

Почту я смотрела каждый понедельник. В переписке я обнаруживала следующее:

“Спросите сына. Он не учит окружающий мир”

“Вчера в семье был праздничный ужин по поводу оценки “5” за решение задачи у доски. Счастью Алены не было предела”.

“Как научить сына списывать без ошибок?”, “Данил стеснительный, робкий, очень волнуется за успехи в школе. Что делать? С огромным уважением…”.

Ответы родителям давала по-разному: при встрече, по телефону, рекомендовала книгу или статью журнала, выносила для работы на ближайшем родительском собрании.

Следующую форму работы с родителями я назвала “пятница – родительский день”. Родителям в начале учебного года сообщалось, что пятница в нашем классе считается родительским днем. В любую пятницу родители могут прийти в школу получить консультацию, совет. Сначала были пятницы, когда не приходил никто из родителей, а к концу 4 класса пятницы для родителей становились долгожданными и затягивались до вечера. По пятницам состоялись такие встречи, вовремя которых разрешались следующие вопросы:

  • какие приемы использовать дома для развития орфографической зоркости;
  • как организовать досуг ребенка;
  • как помирить одноклассниц;
  • поощрять или наказывать;
  • как развивать индивидуальные способности.

“Мы в ответе за тех, кого приручили”. Эта известная фраза натолкнула меня на следующую форму работы с родителями, которую я назвала просто “шаг за шагом”.

На самой первой встрече учитель сообщает, что на каждом родительском собрании учитель будет говорить о коллективных и индивидуальных успехах, и будет давать отчет своей работе за четверть. Кроме того, учитель убедительно призывает родителей тоже готовить семейный отчет о воспитании ребенка за такой короткий период как учебная четверть. Каждый родитель должен на собрании говорить об успехах своего ребенка, о его победах и достижениях, о его новых умениях и т.д. Это было традицией всех собраний.

Вот что получалось в семьях:

“Научились организованно выполнять домашнее задание. По вашему совету ставили будильник и соотносили работу ученика со временем”;

“Добилась красивого почерка! Все было: и объясняла, и ругала, и просила, и переписывали домашнюю работу – ничего не помогало. А однажды я украсила рабочее место дочери ее фотографиями и цветами из бумаги”.

Данные формы работы помогают установить постоянный контакт учителя с родителями, абсолютную откровенность в отношениях учителя, родителей и детей, согласованную работу в воспитании и обучении. Я всегда высоко ценила доверие родителей, их стремление общаться со мной и старалась делать все возможное для установления с ними доброжелательных и деловых отношений.