Чтобы стать высококлассным специалистом, обучающимся необходимо изучать химию, физику и математику. В нашем колледже обучаются многим профессиям НПО и специальностям СПО. И не секрет, что химия является основой
-рабочих профессий технической направленности, таких как: Мастер отделочных строительных работ; Мастер сухого строительства; Мастер столярного и мебельного производства и специальности: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Прежде, чем раскрыть профильную направленность при разработке учебно-программной документации, давайте ответим на вопрос, а что включает в себя понятие учебно-программная документация?
В Законе об образовании РФ в Главе II. (ст 9) Система образования в 6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя
- учебный план,
- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
- и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,
- а также программы учебной и производственной практики,
- календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Рабочая программа учебной дисциплины – это документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студента по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения.
При разработке рабочих программ учебных дисциплин (химии и биологии) и тематическом планировании мы опираемся на:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта СПО или НПО
- Примерную программу учебной дисциплины «Химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Габриеляна (Олега Саркисовича), и Остроумова (Игоря Геннадиевича) ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 года
- Выписку часов из рабочего учебного плана по специальности или профессии
На слайде вы видите мою рабочую программу по химии для специальности
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
В пояснитеьной записке которой я указываю, что она составлена в соответствии с нормативными документами для написания рабочей программы по общеобразовательным дисциплинам, а именно
- приказом Министра образования РФ от 30.06.1999 № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования»; В 2011/2012 учебном году преподаватели многих колледжей стали оформлять рабочие программы согласно рекомендациям ГОУ ДПО УМЦ ПО от 08.07.2011г по разработке рабочих программ учебных дисциплин по профессиям НПО и специальностям СПО.
Структуру рабочей программы (см. слайд 7). Паспорт рабочей программы (см. слайд 8). Структуру и содержание учебной дисциплины (см. слайд 9)
Содержание (дидактика) дисциплины- это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы дисциплины.
Дидактическая единица — это ≪квант≫ содержания дисциплины.
Это может быть термин, определение, понятие и т. п., подлежащее усвоению в процессе изучения дисциплины.
В данном разделе рабочей программы приводится все содержание дисциплины. Дидактический материал дисциплины можно объединить в несколько групп.
- 1 группа – это теории. При изучении сведений о закономерностях возникновения и протекания химических реакций мы рассматриваем элементы химической термодинамики и кинетики. Например, гашение извести; гипсование – экзотермический процесс.
- 2 группа – это законы. Изучая закон сохранения и превращения энергии, закон постоянства состава, и другие законы, необходимо предложить студентам решить задачу, связанную с профессией. А в качестве закрепления предложить составить задачу самим ребятам.
- 3 группа – это химические понятия. Основными являются четыре: вещество, химическая реакция, химический элемент и основы химического производства.
- 4 группа – это методы химической науки. Это общенаучные и специфические химические методы исследования. Студенты учатся выдвигать гипотезы, проверять их экспериментально, делать выводы, теоретически обосновывать, чтобы использовать на практике. Они приобретают умения, связанные с техникой химического эксперимента, работой с посудой, реактивами и инструментами, осваивают химическую символику и методы моделирования веществ и процессов.
- 5 группа – это факты. Факты можно узнать от учителя, получить экспериментально, прочитать в учебнике, или взять из других источников.
- 6 группа – творческое наследие выдающихся ученых. Очень важно показать, что наука делается людьми и все научные достижения являются результатом кропотливого труда.
Отбор содержания курса химии для обучающихся НПО и СПО в ГОУ СК№12 осуществляется на основе классических принципов дидактики, применяемых в методике обучения химии (принципы научности, доступности, системности, систематичности, интегративности, непрерывности и преемственности, комплексности, согласованности, вариативности и профильной направленности, связи с жизнью и т.д.).
Принцип профильной направленности – системообразующий. Он взаимосвязан со всеми остальными принципами и управляет ими. Именно принцип профильной направленности определяет специфичность методического компонента содержания курса химии непосредственно для обучающихся колледжа.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
Принцип научности. Обучающиеся должны понимать, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы, новыми технологиями применяемыми в строительстве.
Принцип интегративности предполагает не только внутри предметную интеграцию, но и межпредметные связи, например, с с общепрофессиональными и профессиональными дисциплинами: основы материаловедения, основы технологии отделочных строительных работ, технология штукатурных работ, облицовочных работ, мазаичных работ, малярных работ, технология облицовочных работ синтетическими материалами, технология монтажа каркасно-обшивочных конструкций, строительные конструкции,
Интеграция заключается во взаимосвязанном получении обучающимися химической и профессиональной подготовки и призвана обеспечить целостность взгляда на окружающий мир.
Принцип систематичности и последовательности, т.е. от известного материала к неизвестному, от простого к сложному. Например, изучение свойств веществ опирается на знание их состава и строения, а применение – на знание свойств. Он предполагает логическую последовательность в процессе обучения и связь между изучаемыми учебными предметами.
Принцип наглядности.Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
Принцип сознательности и активности. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.
Обучающимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
Принцип комплексного подходак диагностике и реализации потенциальных возможностей студентов в обучении и воспитании.
Принцип непрерывности и преемственности характеризуется стремлением создать у учащихся необходимую базу для продолжения своего образования.
Связь с жизнью, с практикой – это принцип, обеспечивающий мотивацию обучения, носит прикладной характер. Принцип историзма, способствует реализации логики науки в учебном процессе.
Специфика изучения химии при овладении профессиями технического профиля отражена в каждой теме «содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания» (см. слайд 13-14). Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся, например, написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов. В процессе учебной деятельности под руководством преподавателя можно также осуществлять профильную направленность при выполнении химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д. Возьмём, например тему 1.5 «Классификация неорганических соединений и их свойства». Профильные и профессионально значимые элементы содержания в ней: гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов и т. д. Я провожу урок «Соединения кальция, их свойства и применение в строительстве» (см. слайды 18-34). В нём я и мои студенты рассказываем о получении извести и её свойствах, о гипсе и гипсовании, о применении мрамора и известняка в строительстве. На уроке проводится мастер-класс и лабораторная работа по гипсованию, лабораторный опыт по приготовлению суспензии карбоната кальция. Таким образом, обучающиеся приобретают практический опыт, могут оперировать химической терминологией и становится понятен смысл изучения дисциплины химии в выбранной ими профессии или специальности.
Практически все технические профессии связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся на первых уроках «Химии». Нельзя обойти стороной тему полимеры, ведь сейчас очень многие строительные материалы на их основе, да и многое другое.
Принцип межпредметных связей и профессиональную направленность можно осуществлять и при решении химических задач. Достаточно посмотреть на далеко не весь перечень типов задач, решение которых обучающиеся осваивают в колледже (см. слайд 35). Например, можно решить такие задачи:
Определить массовую долю (%) кальция в доломите СаСО3MgСО3.
Определить массовую долю (%) раствора, полученного при взаимодействии 4 г оксида кальция с 20 мл воды.
После полного термического разложения 2,0 г смеси карбонатов кальция и стронция получили 1,23 г смеси оксидов этих металлов. Оксид углерода (IV) улетучился. Вычислить массу карбоната стронция в исходной смеси.
И при этом можно параллельно сообщить о том, что карбонат стронция при добавлении в стекло делает последнее стойким к радиации и действию рентгеновских лучей.
В содержании рабочей программы должны быть представлены разделы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной частей ОПОП. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные разделы, темы идидактические единицы по сравнению с примерными программами. Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного материала, выполнение лабораторных работ и (или) практических занятий, самостоятельную работу обучающихся. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Дополнительно оформляется перечень лабораторных и практических работ, вопросы к экзамену, обязательные контрольные работы, Виды самостоятельной работы студента.
Адаптируя химическое содержание к различным профессиям НПО или специальностям СПО, следует конструировать его на основе двух компонентов: инвариантного ядра и вариативной составляющей.
Инвариантное ядро содержания включает химический язык, основные химические понятия, законы, теории, факты и методы исследования, используемые в химии.
Вариативная составляющая содержания должна отражать специфику профиля, устанавливать и иллюстрировать взаимосвязи химического содержания с содержанием общепрофессиональных и спец. дисциплин. Она так же может включать биологический, физико-математический и гуманитарный компоненты.
Литература:
- Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Экзаменационный экспресс – справочник по педагогике. — Ростов-на-Дону, 2000.
- Измайлов А. О., Махмутов М. И. Профнаправленность как педагогическое понятие и принцип // Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. — М., 1982.
- Малштейн Л. К., Ермолаев В. С., Осоргин Е. Л. Методологические аспекты преемственности инженерно-педагогического образования // Методология исследования инженерно-педагогического образования. – Свердловск, 1987.