Ход урока
1. Организационный момент.
Что бы в жизни не ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла,
Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный, нерадостный труд
За десяток счастливых минут.
Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора, -
Человечество живо одною
Круговою порою добра…
Слово учителя:
– Одним из самых главных и, к сожалению, на сегодняшний день дефицитных человеческих качеств является доброта. Быть добрым, значит быть отзывчивым, обладать чувством сострадания ко всему живому.
Учиться добру можно по-разному: на жизненных примерах людей, которые вас окружают, на достойных поступках литературных и коногероев.
Но сегодня на уроке примером для подражания будут не только люди. Мы станем учиться добру у природы. Еще в ХVIII веке немецкий поэт Иоганн Зейме сказал: “Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы скоро познакомитесь с добродетелью. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вам нужно, и столько мужества, сколько вы захотите ”.
Поэтому главным героем, наставником на уроке будет представитель животного мира – Белый гусь, герой одноименной новеллы Е. И. Носова.
Сейчас прозвучало слово, незнакомое для вас: новелла. Что это за литературный термин и лексическое значение других непонятных из текста слов мы обязательно чуть позже узнаем.
Иногда человеку для выражения чувств, более глубокого понимания действительности не хватает земного языка. И вот тогда на помощь приходит “более красноречивый язык – музыка” (П. И. Чайковский). Именно она поможет мне вести сегодняшний урок, а вам ярче и глубже оценить нашего героя: его характер, его проказы, его подвиг. “Ведь без музыки жизнь была бы неполной, глухой, бедной…” (Д. Шостакович).
А теперь давайте посмотрим, в чем истоки таланта писателя, откуда у него такое дарование писать о самом добром, задевать струны души. Я хочу рассказать вам о Евгении Ивановиче Носове.
2. Знакомство с биографией писателя.
Евгений Иванович родился в 1925 году под Курском в селе Толмачеве. Отец будущего писателя был мастеровым человеком – он работал слесарем, молотобойцем в кузнечном цехе, котельщиком. Его дед в свое время тоже кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу глубочайшее уважение к труду, “умение видеть сквозь будни красивую сторону … любого ремесла”.
Будучи мальчишкой, Евгений Иванович любил ходить в ночное с дедом. Кони, росные травы, костерок, студеное предрассветье. Слияние с природой сильно вдохновляло будущего писателя.
Следует добавить к тому, что Женя был по природе романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами о путешествиях и приключениях. Еще малышом, взобравшись на колени к отцу, он с восхищением следил, как тот вырезает из бумаги ножницами забавные фигурки лошадей и собак. Мальчик просил вырезать буденовца, трактор или самолет, но отцовского умения недоставало для этих “заказов”. И вот пятилетний Женька сам начинает пристально вглядываться в окружающий мир, старается с помощью ножниц, а потом и карандаша воспроизвести, “удержать” все, что его поражает. Уже подростком он перерисовывает в семейный альбом великое множество цветных изображений зверьков и птиц.
Евгений Иванович сохранил и развил в себе это живописное восприятие.“Я и в самом деле, когда что-нибудь описываю, непременно спрашиваю себя: “А как это можно нарисовать красками?” Поэтому в любом рассказе светятся множеством тончайших оттенков живые краски огромного мира.
Евгению Ивановичу было 18 лет, когда он ушел на фронт, артиллеристом. Свидетель многих крупных сражений. Удостоен многих наград: “За отвагу” и “За победу над Германией”. Май 1945 года – ранение, госпиталь. Евгений Иванович испытал на себе беды и тяготы войны. Он понял, что жизнь дается только один раз: нужно любить ее, любить людей, любить все живое и делать добро.
Ему было двадцать лет, когда он выписался из госпиталя с пособием по инвалидности. Е.И. думает продолжить учебу, ведь до войны он закончил восьмой класс. Но когда он вошел к девятиклассникам теперь, после госпиталя, в выцветшей гимнастерке, поблескивая медалями и орденами, ребята дружно встали, приняв его за нового учителя…
Школу пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь. Носов уезжает в Казахстан, начинает работать в одной из местных газет – сперва художником-оформителем (пригодилось былое увлечение), потом – литературным сотрудником. Эта работа и стала той завершающей школой, в которой сложилось мастерство Евгения Ивановича.
В своих произведениях Е. И. Носов одинаково глубоко воспринимает красоту природы и красоту человеческой души. Он никогда не выступал в качестве детского писателя. Однако многие его рассказы, конечно же, доступны, а главное – нужны вам, тем, кто готовится вступить в более взрослую жизнь.
3. Словарная работа.
На доске предлагается перечень слов из текста и уточняется их лексическое значение.
Новелла – литературный жанр, в центре которого важное событие, случай, раскрывающий характер героя, с острым, захватывающим сюжетом и неожиданным концом, финалом.
(Для сравнения можно дать и определение понятия “рассказ”.)
Рассказ – литературный жанр; в нем описывается одно или несколько событий, случай из жизни героя, со спокойным развертыванием сюжета.
Отмель – мель, идущая от берега.
Плес – широкое водное пространство между островами.
Армада – о большом военном флоте (например: морская армада, воздушная армада).
Гомон – громкий шум от множества голосов, звуков.
Дюжина – количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).
Привада – корм для приманки зверей, птиц.
Кильватер– волновая струя, остающаяся позади идущего судна. Кильватерный строй (из текста) – строй гусят, плывущих один за другим.
4. Работа над содержанием текста.
Перед нами текст повествование, значит, его можно разделить на три части.
(С помощью ребят ведется работа по озаглавливанию частей текста. Приблизительно это выглядит так:
1. Своенравный Белый гусь.
2. Бедствие.
3. Жизнь продолжается.
Возможны и другие варианты.)
А). Разбор первой части произведения.
– Ребята, как вы думаете, какое значение этой части? (Знакомство с героем, раскрываются его черты характера.)
– Кем перед нами предстал герой новеллы? С кем его сравнивает автор ? (С адмиралом.)
– Итак, наш герой – “адмирал”. Так ли это? Докажите мне текстом.
(Выправка, походка, тон, ходил важно, никогда не бежал, даже если припустит за ним собака, высоко и неподвижно держал шею, упругие полутораметровые крылья, звонкий голос, не признавал никого.
Красивая птица: белоснежные тугие перья как глыба рафинада, белоснежный китель, клюв цвета апельсиновой корки, на него засматривались лучшие гусыни.)
– Да, автор подбирает слово, оно действительно живописно. Перед нами “живые краски огромного мира”, “удивительного мира”. Какой музыкой наполнилась ваша душа, когда говорили о гусе – адмирале? (Торжественная, нежная и т.д.)
– Конечно же, у каждого своя музыка, свое видение героя. Предлагаю вам послушать музыку, в которой я увидела Белого гуся. (Ребята слушают музыку.)
– Теперь давайте прочитаем начало текста под эту музыку, чтобы ярче для нас, и для наших гостей предстал Белый гусь. (Чтение с продолжением до стр. 233 “…Но самое главное …”)
– Ребята, а какие взаимоотношения сложились у автора с нашим героем? (Поясняют цитатами из текста до стр. 234 “…Очевидно, Белый гусь считал…”)
– Но, что мы видим дальше? Как автор называет Белого гуся в следующей сцене. Адмиралом ли? (Нет, на сей раз это “буйный папаша”, “легкомысленная птица”. Это задира, забияка.)
– И до какого момента у вас о нем остается такое мнение? И есть ли ему оправдание? (Степка, хозяин гуся, доводит до нашего сознания то, что все это делал гусь – отец, глава большого семейства, у которого двенадцать гусят-сироток, их мать погибла.)
– Значит, буйность героя автором оправданы. Белый гусь действительно не такой, как все его собратья. И свидетельство тому поступок, о котором пойдет речь во второй части нашего произведения.
Б). Разбор второй части новеллы.
– В произведении появляется новый персонаж, новый герой. Это туча – хищник, который “пожирает все на своем пути”. Какие средства выразительности речи использует автор для яркости представления?
(Сравнения: тяжелой стеной; как мешок; расплавленным свинцом.
Олицетворения: росла, пожирала, поднималась,
свирепствовала…)
– А теперь давайте воспроизведем происходившее, всю картину нарастания бури. (На доске ведется запись глаголов, помогающих представить картину бедствия.)
– Итак, глаголы нам помогли ощутить возрастающее напряжение в природе.
– Как вели себя герои второго плана? (Суета. Ответы подтверждают цитатами из текста.)
– Как вел себя наш главный герой на протяжении всей бури? (Стр. 236 “…Белый гусь сидел, высоко вытянув шею…”)
– Посмотрите – снова перед нами гусь-адмирал; он мужествен, он – герой! Почему гусь не побежал спасаться? (Он не мог бросить своих детей, он в ответе за судьбу двенадцати “одуванчиков”, как ласково называет гусят Евгений Иванович.)
В). Разбор третьей части новеллы.
(Под музыку учитель читает третью часть стр. 236.)
“... Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.
Я сдернул плащ.
Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь.
Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри стекала струйка крови.
Все двенадцать пушистых “одуванчиков”, целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.
Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.
Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.”
– Какие чувства переполнили ваши сердца при чтении этого эпизода? (Боль, грусть, печаль…)
– А стоило ли идти на смерть? (Да. Ради спасения двенадцати жизней.)
– Почему я назвала эту часть “Жизнь продолжается”? (Глупый гусенок, который вскарабкался на спину своего отца, своими чертами характера, напористостью, уверенностью, старанием, силой воли напоминает своего отца.)
– И снова гусь похож на адмирала. Он и в смерти прекрасен, он мужественно принял смерть и теперь лежал, “широко раскинув могучие крылья”. Автор гордится своим героем. О величии любви говорит он нам, о красоте подвига, поэтому и не скрывает своего восхищения.)
5. Вывод, впечатления по новелле.
– Какова основная мысль новеллы? (Любовь ко всему живому.)
– Какие чувства остались у вас после прочитанного? (Ответы детей.)
– Одним из средств выразительности речи являются фразеологические обороты, которые украшают ее, делают образной. Вы знаете, что одни из них возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из сказок, загадок, песен, литературных произведений.
Сейчас мы вспомним несколько фразеологизмов, связанных с повадками животных, их характером, образом жизни. Я буду говорить начало крылатой фразы, а вы ее концовку.
Голоден как Хитер как Труслив как Здоров как Грязный как . |
волк. лиса. заяц. бык. свинья. |
– А теперь вспомните, что может быть связано с рыбой? (Нем как рыба.)
– С сорокой? (Болтлив как сорока.)
– А давайте придумаем фразеологизм, связанный с героем нашего урока. И пусть поистине эта фраза станет действительно крылатым выражением. И большой честью будет удостоен тот, кого сравнят с Белым гусем. (Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, любящий, благородный, своенравный и т. д. как Белый гусь.)
– Я благодарю всех за урок и надеюсь, что он не пройдет бесследно. Ведь на любви, доброте построено все произведение, как и вся жизнь. И давайте попробуем своими поступками опровергнуть изречение, сказанное еще в X веке до нашей эры греческим философом Гераклитом: “Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом – дикими”.
6. Домашнее задание.
- Можно придумать свою концовку, с менее трагическим концом.
- Написать отзывы о прочитанном.
- Найти и прочитать произведения, где главными героями будут животные, поступки которых могут являться примером для нас.