Целевая аудитория: 7 класс
Дидактическая цель: раскрытие содержания и сущности наследования и наследия.
Детализация цели:
- знать термины наследование, наследие, основные права наследования
- отличать понятия наследование и наследие
- уметь классифицировать примеры наследия и наследования
- раскрыть особенности прав наследования собственности в РФ
- оценить значимость изученного материала в жизни человека, семьи, общества
Оформление доски: прикрепленные на магниты таблички с понятиями (частная собственность, Летний сад, наследование, коллекция пластинок, обручальное кольцо, архитектурный ансамбль Кижи, государственная собственность, боевые ордена и медали, приватизация, библиотека школы).
На партах: технологические карты РНС оценки образовательных результатов, тексты « Наследование и наследие», распечатки «верных – неверных» утверждений и «тонких» и «толстых» вопросов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Объяснение как работать с технологической картой.
2. Учащимся предлагается составить схему из понятий, представленных на доске:
Приватизация (это переход)
из государственной
в
частную собственность
наследовать
нельзя
можно
Летний
сад
коллекцию
пластинок
архитектурный ансамбль Кижи
обручальное
кольцо
библиотека
школы
боевые
ордена и медали
3. Учитель задает вопрос: «Почему оставшиеся
примеры (Летний сад, архитектурный ансамбль
Кижи, библиотека школы) нельзя отнести к
наследованию?»
Ответы учащихся: Это достояние
многих людей, не могут принадлежать одному
человеку.
Учитель: Это примеры наследия.
4. Запишите тему урока: наследие и наследование собственности.
5. Важной способностью человека является умение прогнозировать. Развить такую способность помогает прием Верных – неверных утверждений, который мы неоднократно использовали на уроках.
Учащиеся начинают заполнять таблицу, графу До чтения, учитель читает утверждения:
№ | Верные/неверные утверждения |
До чтения текста |
После чтения | Правильные ответы |
1 | Наследовать можно только материальное богатство | |||
2 | Впервые на Руси порядок наследования был определен «Русской правдой» | |||
3 | В настоящее время имущество можно наследовать только по завещанию | |||
4 | Существует две очереди нас ледования | |||
5 | Свобода завещания может быть ограничена только обязательной долей наследства | |||
6 | Наследование и наследие – это тождественные понятия | |||
7 | Санкт – Петербург – пример неповторимого наследия |
6. Работа с текстом «Инсерт», маркировка:
«V» – уже знал(а) | «+» – новая информация | «–» – думал(а) иначе | «?» – не понял(а) |
7. Учащиеся отслеживают свое понимание прочитанного текста, обсуждая каждую графу таблицы п.6.
8. Заполнение первой части ТК.
9. Завершающий этап работы с текстом: составление двух «толстых» и «тонких» вопросов.
Толстые вопросы (предполагают обстоятельный ответ) | Тонкие вопросы (предполагают однозначный ответ) |
Дайте 3 объяснения, почему? Объясните, почему? Почему Вы думаете? В чем различие? Предположите, что будет, если? Что, если? |
Кто? Что? Когда? Может? Будет? Могли? Было ли? Как зовут? Согласны ли Вы? Верно ли? |
Представление учащимися составленных вопросов и ответы на них.
10. Заполнение второй и третьей частей ТК.
11. Проверка графы После чтения п.5 и сопоставление с правильными ответами.
12. Заполнение четвертой части ТК.
13. Не могу не вернуться к седьмому утверждению верных – неверных утверждений, т.к. оно имеет отношение к нашему великому городу. Общеизвестна историческая и художественная значимость Петербурга. Он представляет собой уникальный музей – собрание уникальных достопримечательностей. Улицы, мосты, набережные, музеи, библиотеки, театры, созданные за время существования города – это материальное и интеллектуальное наследие сохранялось веками. Стоит задуматься о том, какой город мы хотим передать своим детям и внукам? Что нам удасться сохранить и что будет создано заново?
14. Учащиеся решают кроссворд «Наследие Петербурга», вопросы к которому представлены в Презентации.
15. Проверка кроссворда, заполнение пятой части ТК.
16. Задание «Было полезно», его прочтение.
17. Домашнее задание.
18. Подсчет результатов в ТК.