Готовимся к ЕГЭ с… 7-го класса

Разделы: Русский язык


Что волнует любого учителя-словесника, работающего в выпускных классах? Конечно, вопрос о том, как наиболее эффективно построить работу по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку.

Не менее сложно выбрать материал, на основе которого будет осуществляться подготовка.

Предлагаю одну из возможных форм работы с одиннадцатиклассниками. Аналогичная работа может быть выстроена и на уроках русского языка в 7-х, 8-х, 9-х, 10-х классах.

В части А единого государственного экзамена по русскому языку есть задание А28 (в изменениях 2012 года А6) , в котором проверяется умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, а именно – умение заменять придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом.

В методических рекомендациях по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку 2011 г. даны краткие сведения по теме.

Я предлагаю различные задания и упражнения, которые позволят обратить внимание учащихся 7–11-х классов на условия замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом.

Алгоритм для учащихся.

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Нельзя заменить:

1. Если перед союзным словом стоит предлог.
Есть еще на свете города и страны, в которых я мечтаю побывать.

2. Если союзное слово отделено каким-либо словом от главного предложения.
Микрорайон возник на месте пригородного поселка, название которого он закрепил за собой.

3. Если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.
Университет , в котором он будет учиться, один из старейших в стране.

4. Если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в условном наклонении.
Лицо девушки, которую он хотел бы снова увидеть, вдруг явственно всплыло в памяти.

5. Если в придаточной части сказуемое является составным именным сказуемым..
Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.

6. Если в придаточной части сказуемое является составным глагольным сказуемым.
Получение продуктов питания из воды и минеральных солей , которые можно извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.

7. Если придаточная часть представляет собой безличное предложение.
Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.

8. Если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части.
Девочка мечтала о той профессии, которая бала у ее бабушки.

9. Если действия в главной и придаточной частях относятся к разным лицам.
Сейчас моя помощь требовалась товарищу, которому (Д.п.) я доверял как самому себе.

Образец рассуждения:

1. Из придаточной части требуется сделать причастный оборот. Чем он отличается от придаточной части? Тем, что в нем нет грамматической основы. Значит, ее нужно из предложения убрать. В основу придаточной части практически всегда входит слово “который”. Следовательно, убираем “который”. Это первое.

2. Дальше находим в придаточной части глагол и образуем от него причастие. Не всегда можно образовать причастие. Именно в этом и будет заключаться ответ.

Пробуем:

1. Героем зимы среди птиц части считают клеста, который выкармливает (какой ? – выкармливающий) птенцов в самое холодное время года.

2. Страус – самая крупная птица на Земле , которая не умеет (какая? – не умеющая) летать.

3. На Кавказе есть легенда о скакуне, которого никто не мог обогнать (какой? – ????)

7-й класс.

Домашнее задание по развитию речи.

В тексте замените обороты "который + глагол" причастным оборотом. Запишите преобразованный текст, сохраняя знаки препинания. Когда вы справитесь с заданием, то у вас получится отрывок из романа М.Лермонтова "Герой нашего времени".

Славное место эта долина! Со всех сторон неприступные горы, скалы, которые обвешал зеленый плющ, желтые обрывы, которые исчертили промоины, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, которая шумно вырывается из черного ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею.

Задание на уроке – обобщения по теме “Причастие” (аналогичное заданию ЕГЭ):

– Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Обозначьте его графически.

1. Травы, которые мы сорвали на лугу, сушились на чердаке.

2. Мало кто поймет восторг, который охватил меня.

3. Сотни людей глазели на обезьяну, которая уселась на крыше.

4. Калиныч отворил нам избушку, которую кто-то украсил пучками сухих душистых трав.(И.С.Тургенев)

Ответы:

1. Травы , сорванные нами на лугу, сушились на чердаке.

2. Мало кто поймет восторг, охвативший меня.

3. Сотни людей глазели на обезьяну, усевшуюся на крыше.

4. Калиныч отворил нам избушку, украшенную пучками сухих трав.

Комплексное задание на уроках – закрепления по теме “Причастие”:

Задание.

Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своем делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..орож..ю и гречихой.

Ответы:

1. Объяснение орфограмм и пунктограмм:
Расположились – пишется буква о перед согласной ж
возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной
засеяно – краткое причастие
рожью – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчиненного предложения можно.)

2. Объяснение орфограмм и пунктограмм:
вдоль (производный предлог)
делала (где? в чем?) в течении (окончание -и; сущ. в П.п., на -ие)
влево (наречие места, корень -лев-, пишется слитно)
вправо (наречие места, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).

8-й класс.

Тема “Обособленные определения”.

Комплексные упражнения с элементами развития речи.

Задание.

1. Объяснить графически орфограммы и пунктограммы.

2. Найти причастия, определить синтаксическую роль.

3. Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.

Хмель, глушивш..й (в)низу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушк.. всего ч..стокола, взбегал, наконец, (в)верх и обв…вал до половины сломле…ую березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался (в)низ и начинал уже ц..плять вершины других дерев или же висел в воздухе, зав..завши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колебл..мые воздухом. (Н.В.Гоголь, “Мертвые души”.)

9-й класс.

Задания по теме “Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными”.

Задания для работы устно по цепочке (вариант для учащихся).

В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

1. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы.

2. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. (М.Булгаков)

3. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.

4. Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!

5. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

6. Задачу, которая затруднит тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

7. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам.

8. Я знаю край, в котором все обильем дышит.

9. Мы свернули на дорогу, которая ведет к реке.

10. Дети подошли к сосне, которую трудно было не заметить среди елей.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10.

9-й класс.

Задания по развитию речи.

Отредактируйте текст, устранив назойливое повторение союзного слова который. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Укажите в исправленном варианте придаточные определительные, способ связи. К какому стилю относится текст? Аргументируйте свой выбор.

Только нужный предмет который использу..тся в практике получа..т наименование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб..рают у (не) съедобных же которые (ни) кто (не) берет далеко (не) всегда есть название. Перевод гриба который ранее (не) употр.блялся в пищу в класс съедобных всегда связ.н с тем что он пр.обрета.т имя. Слово как будто прор.ста.т с позн.ва.мым предметом.

10–11-й классы.

В рамках подготовки к выполнению заданий А6 (синтаксические нормы) можно использовать и задания А11(части речи), А17 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени), В5 (Простое осложненное предложение), В6 (Виды придаточных предложений) .

Наиболее эффективными будут тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, как теоретического , так и практического плана.

Задания.

1. Укажите верное утверждение.

Замена придаточного предложения причастным оборотом возможна, если…

1) союзное слово который соотносится в главном предложении с указательным местоимением тот (та, то, те);

2) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в будущем времени;

3) союзное слово который имеет форму именительного падежа или винительного падежа без предлога;

4) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в сослагательном наклонении.

2. Прочитайте текст и выполните задания А6, А11, А17, А22.

(1)Линии в пустыне Наска – одна из немногих реальных тайн, разгадать которые ученые пока не в силах. (2)Территория в 500 квадратных километров покрыта гигантскими, до 300 метров в длину, изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами. (3).... (4)Воистину большое видится на расстоянии: с поверхности Земли все эти фигуры не разглядеть. (5)Еще в 1946 году немецкий математик и астроном Мария Райхе предположила, что в изображениях в пустыне Наска отражены космические познания племен, населявших эти места в древности. (6)Например, они могли рисовать известные им созвездия и другие интересные небесные объекты.

А6. Возможно ли заменить придаточную часть предложения 1 причастным оборотом. Объясните.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга.
  2. Заканчивая свою речь, хочу особо отметить того гимнаста, который выступал первым.
  3. Городок, из которого к нам пришло письмо, вскоре избавится от вредных выбросов.
  4. Из письма, которое придет скоро, вы узнаете обо мне очень многое.
  5. Почерк у него был четкий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди.

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТА из второго (2) предложения.

1. краткое причастие

2. наречие

3. краткое прилагательное

4. глагол

А17. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1. они просмотр..т, дремл..щий щенок

2. бор..щиеся отряды, они догон..т

3. та..щий снег, стел..щийся туман

4. они кол..т дрова, стро..щийся дом.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Лунный свет (1) прорезавшись сквозь чащу деревьев (2) скользил по резьбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами.

1)1 – выделяется причастный оборот

2) 1,3 – выделяется деепричастный оборот

3) 1,2 – выделяется причастный оборот

4) 1,2 – выделяется деепричастный оборот

А22. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Молодые деревья (1) поднявшиеся по краям дороги (2) давали спасительную тень от зноя (3) досаждавшего даже к вечеру.

1) 2, 3 – выделяются два причастных оборота

2) 1, 2, 3 – выделяются два причастных оборота

3) 1 – выделяется причастный оборот

4) 1, 2, 3 – выделяются два деепричастных оборота

Ответы:

1).3

2. А6. Нельзя.

А6. 1. 2. 3. 4. 5.

А17 – 3.

А22 – 3.

А22 – 2.

Предложения для самостоятельной работы или работы на уроке устно по цепочке.

Задание.

В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

Вариант для учащихся

1. Заканчивая свою речь, хочу особо отметить того гимнаста, который выступал первым.

2. Городок, из которого к нам пришло письмо, вскоре избавится от вредных выбросов.

3. Из письма, которое придет скоро, вы узнаете обо мне очень многое.

4. Почерк у него был четкий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди.

5. Сегодня мы побывали всей семьей на выставке, которая посвящена памяти выдающегося художника.

6. Фотография, которая висит над телевизором, очень дорога мне.

7. Яркие звезды, которые сверкали бы еще долго, закрылись тучками.

8. Мы познакомились с девушкой, которая была хозяйкой этого дома.

9. Мимо нас пронесли цветы, запах которых невозможно забыть и сейчас.

10. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. (Л.Толстой)

11. Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

12. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы.

13. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. (М.Булгаков)

14. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.

15. Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

16. Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!

17. Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

18. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

19. Задачу, которая затруднит тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 19.