В настоящее время в России наблюдается тенденция к постоянному снижению уровня здоровья детей. А в детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Программа дополнительного образования «Будь здоров!» была разработана в МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр» Ивановой М.С., педагогом психологом высшей квалификационной категории, и Соколовой М.А., педагогом дополнительного образования первой квалификационной категории, в ответ на социальный заказ одной из общеобразовательных школ г. Владимира о проведении курса занятий по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся начальной школы в рамках сотрудничества с учреждениями дополнительного образования. Причиной социального заказа послужили частые отказы многих учащихся от горячего питания, организованного в школьной столовой, в пользу пиццы и другой выпечки, а также большое количество пропусков учебных занятий по болезни. Администрация таким образом отреагировала на обеспокоенность со стороны родителей этой категории учащихся.
За основу нашей работы была взята образовательная программа интегрированного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», разработанная О.С. Гладышевой, доктором биологических наук, зав. лабораторией проблем здоровья в образовании Нижегородского института развития образования (НИРО) и И.Ю. Абросимовой, старшим научным сотрудником лаборатории НИРО. Данная программа была модифицирована с учетом пожеланий обратить особое внимание на те разделы, которые соответствуют социальному заказу, и апробирована в 3-х – 4-х классах, как программа дополнительного образования. Таким образом, актуальность программы связана с приобщением младших школьников к культуре питания, общения, постижению своего внутреннего мира, осознанию здоровья как ценности.
Разработанный курс может быть рекомендован для начальной ступени общеобразовательных школ в качестве дополнительной образовательной программы эколого-валеологического направления и в начальных классах сельских школ, прежде всего для малокомплектных школ.
Программа ориентирована на школьников начального периода обучения. Главная авторская идея базируется на определении понятия «здоровье», данное Всемирной организацией здравоохранения. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Содержание уроков направлено на объединение биологического, психического, социального и духовно-нравственного в человеке, решая как чисто образовательные, так и воспитательные задачи.
Новизна данной программы обусловлена, с одной стороны, использованием, деятельностного подхода с применением интерактивных форм обучения: групповой работы, тренинговых упражнений, метода «мозгового штурма», игр и проблемных ситуаций. На каждом занятии используются оздоровительные физкультминутки, что позволяет детям приобрести навыки саморегуляции. С другой стороны, программой предусмотрено использование заданий повышенной сложности, творческих работ, благодаря которым учащиеся могут оценить свой интеллектуальный и творческий потенциал. Все это способствует интериоризации полученных знаний и приобретению важных для обучения в средней школьной ступени навыков: конструктивного общения со сверстниками, навыки саморегуляции, рефлексии, творческое мышления.
Цель программы – создание условий для формирования у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни; «появления у детей желания заботиться о своём здоровье» (Д.А.Медведев)
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания учащихся в области анатомии, физиологии, гигиены;
- формировать первоначальные знания по психогигиене;
- формирование умений применять способы самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения.
Воспитательные:
- повышение мотивации к ведению учащимися здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
- формирование у младших школьников отношения к здоровью как к одной из основополагающих жизненных ценностей;
- воспитание основ культуры здоровья через освоение знаний по рациональному питанию, движению, психологии.
Развивающие:
- развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
- актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании .
Условия проведения занятий.
Программа предназначена для учащихся 9 – 11 лет (3 – 4 класс), группы для проведения занятий формируются по желанию учащихся и их родителей в количестве 8 – 15 человек, состав их постоянный.
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года. Общее количество часов– 34.
Прогнозируемые результаты.
Для оценивания результатов можно использовать различные варианты анкетирования. Мы выбрали для мониторинга знаний учащихся о здоровом образе жизни анкету «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни». Анкетирование проводится дважды: в начале и в конце учебного года с целью выявить уровень знаний учащихся в динамике. Результатом работы по программе можно считать сформированность у учащихся первичных здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, элементарных навыков самонаблюдений, самоорганизации; приобретение навыков межличностного общения. Реализация программы предполагает овладение учащимися определенным уровнем знаний и умений.
Учащие должны знать:
- основные термины и правила здорового образа жизни,
- факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье,
- части тела, основные органы и системы своего организма,
- состав пищи, значение питательных веществ для жизнедеятельности,
- правила здорового питания, культуру приема пищи,
- меры профилактики заболеваний органов пищеварения,
- значение двигательной активности для укрепления здоровья,
- меры профилактики заболеваний опорно-двигательной системы,
- основы культуры бесконфликтного общения в семье и со сверстниками,
- основы психогигиены,
- правила оказания доврачебной помощи при пищевых отравлениях и травмах.
Учащиеся должны уметь:
- вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем; правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия; применять способы самоконтроля, саморегуляции; выполнять комплексы физических и кинезиологических упражнений, гимнастику для глаз; уметь составлять рацион питания.
Тематический план.
1. Что такое здоровье. (4 часа).
Урок № 1. Понятие «здоровье».
Урок № 2. От чего зависит здоровье.
Урок № 3. Образ жизни и здоровье.
Урок № 4. Здоровье как ценность.
2. Питание и жизнь. (12 часов).
Урок № 5. Зачем мы едим.
Урок № 6. Значение питания.
Урок № 7. Болезни и неправильное питание.
Урок № 8. Правила питания.
Урок № 9. Разнообразие в питании.
Урок № 10. Рацион питания.
Урок № 11. Рациональное питание.
Урок № 12. Составление меню на день.
Урок № 13. Витамины.
Урок № 14. Свежие и несвежие продукты.
Урок № 15. Полезные продукты и консерванты.
Урок № 16. Викторина «Питание и жизнь».
3. Движение и жизнь. (9 часов).
Урок № 17. Почему мы двигаемся.
Урок № 18. Мышцы и тренировка.
Урок № 19. Как стать Геркулесом.
Урок № 20. Виды физической активности. Подвижные игры.
Урок № 21. Физическая работа дома, в саду. Почему это важно?
Урок № 22. Физкультура и спорт.
Урок № 23. Заболевания двигательной системы и их профилактика.
Урок № 24. Травмы, виды травм.Как оказать первую помощь при травмах.
Урок № 25. Двигайся больше, проживешь дольше.
4. Эмоции и здоровье. (7 часов).
Урок № 26. Базовые эмоции человека.
Урок № 27. Способы выражения эмоций.
Урок № 28. Эмоции и конфликт.
Урок № 29. Пути решения конфликта.
Урок № 30. Хорошие отношения – основа положительных эмоций.
Урок № 31. От чего зависит настроение.
Урок № 32. Как улучшить настроение.
5. Хотим быть здоровыми – действуем. (2 часа).
Урок № 33. Как ты относишься к себе.
Урок № 34. Хочешь быть здоровым – действуй!
Краткое содержание программы
1. Что такое здоровье.
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни, правила здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки.
2. Питание и жизнь.
Значение питания для человека. Еда, как повод для общения: культурные и религиозные традиции питания. Состав пищи. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Основные правила здорового питания. Разнообразие в питании. Рацион питания. Рациональное питание. Витамины и их значение в питании. Полезные продукты. Свежие и несвежие продукты. Способы сохранения продуктов. Консерванты. Признаки пищевого отравления, первая помощь при отравлении.
3. Движение и жизнь.
Понятие опорно-двигательная система человека: мышцы, кости, суставы, нервы, мозг. Что такое движение. Почему человек двигается. Как в организме образуется энергия. Мышцы, значение мышц для человека. Мышцы и тренировка. Виды физической активности: утренняя зарядка, физкультура, спорт, подвижные игры, физический труд, пешие прогулки, туризм, рукоделие (лепка, рисование). Заболевания опорно-двигательной системы и меры их профилактики. Что такое травма. Первая помощь при травмах.
4. Эмоции и здоровье.
Что такое эмоции. Базовые эмоции человека: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Положительные и отрицательные эмоции. Способы выражения эмоций: мимика, пантомимика, интонации голоса. Значение эмоций в жизни человека. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты. Что такое конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций: сотрудничество, конкуренция, приспособление, избегание, компромисс. Хорошие отношения с людьми – основа положительных эмоций. Что такое настроение. Как улучшить настроение, способы саморегуляции.
5. Хотим быть здоровыми – действуем.
Знаешь как быть здоровым – расскажи своим близким. Какие знания о здоровье ты считаешь самыми важными, что о них должен помнить каждый?
Какие правила здорового образа жизни соблюдаешь ты, твоя семья.
Оценка результатов
Эффективность реализации программы мы отслеживали, используя анкету «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни», которую провели дважды: в начале и в конце учебного года. Получены следующие результаты:
Большинство учеников на достаточном уровне (76%) знают правила пользования средствами гигиены. При сравнении результатов по данному критерию отношения к здоровью обнаружена тенденция к их улучшению. Кроме того, увеличилось число учеников, осведомленных о правилах организации режима питания (88%), гигиены (88%) и правилах оказания первой помощи (92%). Наблюдается улучшение результатов по личностной ценности здоровья (84%), что свидетельствует о повышении значимости здоровья для детей. Результаты повторного анкетирования в конце года говорят о том, что некоторые дети (16%) начинают оценивать поведенческий фактор как значимый для здоровья. Увеличилось число учеников, у которых распорядок дня соответствует требованиям ЗОЖ. Также новые результаты говорят о высокой оценке личностной значимости школьных мероприятий требованиям ЗОЖ (52%). Говоря о приемах саморегуляции, следует отметить, что хорошие знания демонстрируют 56% детей. Итак, как мы видим из общего результата, 44% учеников относятся к своему здоровью и ЗОЖ на высоком уровне, что говорит об улучшении отношения к своему здоровью по сравнению с прошлыми результатами.
Литература
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.