Цель: познакомить учащихся с литературным путеводителем г. Геленджика
Задачи:
- углубить знания учащихся о культурном наследии писателей, посетивших г. Геленджик
- привлечь внимание детей к историческому и культурному наследию г. Геленджика
- развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности
- воспитывать у ребят бережное отношение к культурным памятникам Геленджика
- воспитывать чувство гордости и любви к малой Родине
Оборудование:
- интерактивная доска;
- запись песен: «Геленджикский вальс» К.Ярцевой, «Кабардинка-республика детства» Л.Гагариной;
- интерактивная карта литературного путеводителя г. Геленджика;
- Презентация.
- стихи М.Лермонтова. Н.Бяковой-Смоленской, С.Масликовой, ученицы СОШ№7 Степанченко М.
План урока:
1. Сценка «Знакомство с новой ученицей».
2. Вступительное слово учителя о работе над проектом « Литературный путеводитель
г. Геленджика».
3. Сообщения учащихся о писателях, побывавших в Геленджике в разные годы:
- А.Бестужеве-Марлинском
- М.Лермонтове (чтение стихов поэта о Кавказе)
- М.Горьком
- В.Короленко
- К.Паустовском
- М.Шагинян
- В.Маяковском
- А.Гайдаре, рассказ о библиотеке им. А.Гайдара, о Всероссийском конкурсе-фестивале детского литературно-художественного творчества «Дети и книга», рассказ об учениках СОШ №7– победителях конкурса
4. Рассказ учителя о литературных объединениях современного Геленджика
- чтение стихов Н.Бяковой-Смоленской
- Чтение стихотворения С.Масликовой «Кабардинка»
- Чтение стихотворенияМ. Степанченко «Мой Геленджик»
5. Заключительное слово учителя
Ход урока
1. Сценка «Знакомство с новой ученицей»
Учитель: Ребята, у нас новенькая, ее зовут Марта. Знакомьтесь.
Марта: Здравствуйте, я приехала из далекого северного города Нижневартовска. Это город, где живут люди, добывающие нефть и газ. В этом крае долгая суровая зима и очень короткое лето.
1 ученица. Твои одноклассники, наверное, считают, что тебе повезло: ты переехала на юг.
Марта: Ну, что из этого? Ну, море, пляжи, набережная. Это же не Египет, не Арабские Эмираты, не Греция, где все дышит историей.
Ученик: Был я в Египте. Да, пирамиды, сфинксы, Красное море. Но наша земля ничуть не хуже.
2 ученица: Ты знаешь, сколько знаменитых писателей побывало в Геленджике?
Марта: Я этого не знала.
1 ученик: Если хочешь, мы тебя познакомим с удивительными местами и событиями города Геленджика.
Марта: Я очень хочу, но как вы это сделаете, не выходя из класса?
Учитель: Сегодня у нас урок-экскурсия по литературному путеводителю города Геленджика, над которым работали ученики нашей школы. Перед вами интерактивная карта.
(Звучит «Геленджикский вальс» на слова К.Ярцевой)
Ученик-экскурсовод подходит к интерактивной карте, дотрагивается до нужных обозначений и рассказывает свой материал экскурсии.
2. Сообщения учащихся о писателях, побывавших в Геленджике (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Ученица читает стихотворение Н.Бяковой-Смоленской о Геленджике:
Город мой, небольшой и уютный,
Ты у моря подковой лежишь.
Город мой, ты и древний и юный,
Тихий солнечный мой Геленджик!
Символ счастья недаром подарен
От рожденья природой тебе:
Как отцу, от души благодарен
За все лучшее в жизни-судьбе.
Я хочу знаменитым курортом
Тебя видеть, родной Геленджик,
Славен будь карнавалом и спортом,
Пусть всегда бьет здоровья родник!
Город мой, небольшой и уютный,
Ты в чарующем месте лежишь,
Как невеста, прекрасный и юный…
Я люблю тебя, мой Геленджик!
Ученица читает стихотворение С.Масликовой «Кабардинка»
Я раскрою окно утром ранним
В птичий звон заплетусь, как в канву,
И на сердце так радостно станет:
Я в родной Кабардинке живу!
Ты мое деревенское счастье
И моя городская мечта.
Ты прекрасна в любое ненастье
И по-детски наивна, чиста.
Солнце заревом горы украсит,
Чайки вновь заснуют над волной,
Корабли свои свечи погасят,
Звезды сгинут в пучине морской.
Кабардинка моя, Кабардинка,
Стала ты для меня маяком,
Тихой гаванью, сказкой и гимном,
Кабардинка – причал мой и дом.
Ученица читает стихотворение ученицы 8 класса Степанченко М.
В Краснодарском теплом крае
Между длинных гор цепей
Есть такой чудесный город,
Город солнца и огней.
В тихой бухте Геленджикской,
В кронах сосен, тополей,
Утопает словно в грезах,
Во снах, которых нет милей!
Воздух чистый и прозрачный,
Парят чайки в высоте,
Восхищаясь этим чудом,
Преклоняясь красоте.
И нельзя не восхититься
Видом величавых гор,
Воспарили гордо к звездам,
Покорив высот простор.
Можжевельником душистым
Веет тихий ветерок.
Вдохновением наполнен
Наш уютный городок!
6. Прослушивание записи песни Л.Гагариной «Кабардинка-республика детства» в исполнении учащихся школы №7
7. Заключительное слово учителя:
Учитель: Марта, тебе понравилась наша экскурсия по литературному путеводителю?
Марта: Мне экскурсия понравилась и надолго запомнится. Я даже не ожидала, что здесь на юге столько талантливых людей. Я узнала много интересного об истории Геленджика. Об том я обязательно напишу своим одноклассникам.
Учитель: Да, наши земляки – талантливые удивительные люди. Мы все любим свой край и хотим, чтобы он стал еще краше. Я надеюсь, что вы, ребята, сделаете нашу Геленджикскую землю еще лучше.