Идея написания этой статьи появилась с момента моего приезда в г. Ханты-Мансийск 10 лет назад. До 2001г я жила, училась, работала в музыкальном училище им. Ы. Туманова в Кыргызстане. Вначале окончила музыкальную школу, потом музыкальное училище, консерваторию по классу фортепиано в г. Бишкеке (столица республики Кыргызстан). И конечно на протяжении всей учебы в моем репертуаре появилось большое количество фортепианных произведений киргизских композиторов. Приехав в г. Ханты-Мансийск устроилась в детскую школу искусств. Конечно, стала участвовать в концертах, исполняла и произведения киргизских композиторов. Мои коллеги заинтересовались, необычным репертуаром. Так же я стала внедрять музыку киргизских композиторов и в репертуар своих учащихся. Можно сказать, что этот опыт удался. Прошло несколько лет, и я провела творческий отчет, концерт-лекцию «О фортепианной музыке киргизских композиторов»
В лекции рассказала, об истории зарождения музыкальной культуры в Киргизии и становлении фортепианной школы киргизских композиторов. Второй частью был концерт. Хочу отметить, что учащиеся и по сей день с большим удовольствием исполняют музыку киргизских композиторов. Посмотрев на мой опыт, мои коллеги стали проводить подобные мероприятия (например по музыке украинских композиторов, синтез музыкальных произведений народов Кавказа).
Характерная черта современного искусства – тесное взаимодействие двух музыкальных миров: Востока и Запада. Этот процесс имел место во все времена, но особая интенсивность взаимодействия рациональных культур характерна и для нынешнего времени. Возникают многочисленные исследования, рассматривающие народное и профессиональное творчество Востока, а также взаимодействие восточных и европейских культур. Наглядно прослеживается подобное взаимодействие в советской музыке. Формирование современного профессионального искусства у народов Советского Востока позволяет проследить, как осуществлялся синтез местных национальных традиций с достижениями мировой музыкальной культуры и в первую очередь русской. Как вырабатывались те или иные приемы художественной выразительности, как осваивались новые жанры и формы, в какой последовательности проходило накопление новых элементов профессионального музыкального искусства. В непосредственной связи с названной проблемой находятся проблемы традиций и новаторства, взаимоотношений композиторского творчества и фольклора. Актуальным являются они для изучения музыкальной культуры Киргизии. Как известно, профессиональное музыкальное искусство существовало до революции в устной форме, а целого ряда профессиональных жанров вообще не было. Кочевой образ жизни народа, социально-экономическая отсталость препятствовали совершенствованию национальных форм искусства.
Важное значение для становления киргизской музыки имела деятельность первых исследователей национального фольклора А.В. Затаевича, и В.С. Виноградова
А.В. Затаевич (1869–1936 гг.), записавший от народных музыкантов Токтогула Сатылганова, Мураталы Куренкеева, Карамолдо Орозова и других многие образцы песенной и инструментальной музыки, подготовил сборник «250 киргизских инструментальных пьес и напевов» Пораженный богатством и своеобразием инструментальной музыки киргизов, Затаевич писал: «Центр тяжести киргизской музыкальности, наиболее ценное, значимое оригинальное, заключается не столько в его песнях (обон), сколько в пьесах для народных инструментов).
Очень большую работу по изучение киргизской народной музыки проделал В.С. Виноградов. Его сборник «100 киргизских мелодий», как и сборник Затаевича стал важным вкладом в изучение киргизского музыкального наследия. Композиторы Киргизии и сейчас обращаются к записям этих исследователей.
Большую помощь в процессе становления киргизской музыкальной культуре оказали русские советские музыканты П.Ф. Шубин, В.А. Власов, В.Г. Фере, М.Р.Раухвергер, Г.Г. Окунев. Они способствовали появлению первых образцов киргизского профессионального искусства новой традиции. В содружестве с талантливыми киргизскими музыкантами они осваивали практические пути синтеза богатств народного творчества с опытом классической мировой музыкальной культуры ХХ века.
Новый этап для развития киргизской музыкальной культуры открывают 50-е годы ХХ века. На смену представителям русской советской школы, связавшим свою творческую судьбу с искусством республики, приходят молодые национальные композиторы. Большой отряд музыкантов, получивших образование в центральных консерваториях страны, продолжает дело становления и развития профессионального киргизского искусства. В создание сочинений разных музыкальных жанров включаются С.Медетов, М. Абдраев, Н. Давлесов, К.Молдобасанов, Т. Эрматов.
В конце 60-х годов ХХ века в развитие киргизской музыки включилось следующее поколение киргизских композиторов: Ж. Малдыбаева, С. Осмонов, М. Бурштин и другие авторы, чье творчество позволяет говорить о расширении и углублении образного строя, дальнейшем развитии музыкального языка. Меняются стилевые ориентиры национальной музыки, все активнее осваиваются достижения выдающихся представителей музыкального искусства ХХ века: Д.Шостковича, С. Прокофьева, Б. Бартока, П. Хиндемита, К. Дебюсси, И. Стравинского.
Важной составной частью киргизского музыкального искусства является фортепианная музыка. Она отразила в процессе своего формирования и развития все основные этапы, пройденные музыкальной культурой республики.
На первом этапе(20-40е годы ХХ века) фортепианная музыка проходит путь от несложных обработок цитатного материала до создания пьес малых форм, построенных на собственном композиторском тематизме. Сочинения для фортепиано в эти годы пишут П.Шубин, В. Власов, М. Раухвергер, Л. Книппер.
Следующий период(50–60-е годы ХХ века) начинается освоением сложных музыкальных форм, включая сонатную. В жанрах фортепианной музыки работают С. Медетов, С.Германов, М. Абдраев, Н. Давлесов. Значительно расширяются возможности фортепианной музыки в последующие годы. Меняется стилевой облик, обогащается образная палитра и средства выразительности. В музыкальных учебных заведениях России основу репертуара составляют лучшие образцы русской и классической зарубежной музыки. С интересом учащиеся исполняют также произведения советских композиторов. Сочинения киргизских композиторов не в полной мере освоены молодыми пианистами, преподавателями. Вследствие этого не в полной мере создается представление о киргизской фортепианной музыке. Кругозор будущих исполнителей музыкантов стал бы более широким, если бы педагоги смелее внедряли в практику разнообразные сочинения композиторов Киргизии. Профессиональная подготовка учащихся была бы полнее и глубже.
Недостаточно глубокие исполнительские традиции при разучивании киргизских композиторов делают особенно сложной и ответственной задачу педагога. В тоже время художественная индивидуальность и самостоятельность образного мышления учащегося особенно ярко могут раскрыться в процессе работы над новыми, неизвестными ему ранее пьесами. Конечно, такая работа требует значительной смелости и творческой инициативы, как от педагога, так и от учащегося.
Исполнение национальной музыки требует умения раскрывать в ней специфические черты, такие как связь с народным творчеством, особый национальный колорит. Это требует соответствующего стиля исполнения, чуткой трактовки своеобразного мелоса, ритмичности, точности акцентирования в токкатных эпизодах, владея всем арсеналом приемов звукозаписи, необходимых для передачи жанровых зарисовок.
Тематика фортепианных произведений киргизских композиторов разнообразна, она отражает сказочные и реальные, эпические, драматические и лирические. При этом особо следует выделить сферу лирических образов, имеющихся почти в каждом сочинении. Лирика в киргизской музыке идет от самой национальной сущности, лирические образы очень искренни и достоверны. Сочинения отличаются применением колористических эффектов. Это требует от исполнителя художественной фантазии, уверенного владения пианизмом, тонкой передачи «световой» гаммы произведений.
В лирических произведениях есть, кроме, того сложности другого рода. Например, прелюдии Т. Эрматова, Н Давлесова написаны в традиционной трехчастной форме. В основе пьес лежат выразительные, эмоционально открытые мелодии, носящие характер личного, сокровенного. В кульминационных зонах пьес достигается высокий уровень экспрессивности, в репризах мелодии возвращаются в первоначальные русла, приобретая мягкий характер воспоминаний. Несмотря на ясность замысла авторов, традиционность формы, в которой написаны прелюдии, исполнение подобных пьес является достаточно проблемным, так как содержит в себе опасность излишней сентиментальности и, как следствие ее боязни, недостаточную выразительность.
Характерным в фортепианном творчестве киргизских композиторов является следование лучшим образцам русской, советской музыкальной культуры, которые обогащают содержание национальной музыки. Поэтому в произведениях киргизских авторов прослеживаются традиции, идущие от С. Рахманинова, А. Скрябина, Н. Метнера, Д. Шостаковича. Однако данная преемственность, существуя в интонационном строе либо в музыкальной форме, не затушевывает национальное, и исполнение таких эпизодов предполагает применение тех же приемов выразительности, которыми мы пользуемся, играя сочинения перечисленных композиторов, не забывая при этом о национальной сущности произведений.
Основные моменты, на которые должен обращать внимание педагог и ученик при разучивании и исполнении фортепианной музыки киргизских композиторов.
Моя статья задумана, как пособие для преподавателей специального фортепиано детских школ искусств, музыкальных школ, дает разбор ряда киргизских фортепианных сочинений, уже апробированных в педагогическом и концертном репертуаре (лично моем и моих учащихся). Наиболее подробно разбираются произведения, имеющие значительные трудности либо в раскрытие их образного содержания, либо в пианистических приемах исполнения.
В. Янковский. Прелюдия до минор.
Прелюдия представляет собой небольшую пьесу, несложную как по музыкальному языку и фактуре, так и по образно0смысловому содержанию. Характерно начало, где во время остановок мелодии на опорных звуках как бы проявляются ясные контуры гармонии, направляющие слух на дальнейшее мелодическое развитие. Достаточную техническую трудность представляет аккомпанемент – нелегко сыграть его ровно как в ритмическом, так и в звуковом отношении. Необходима работа над ровностью звучания аккомпанемента с тем, чтобы добиться разницы между «холодным» аккомпанементом и «теплой» мелодией.
Т. Эрматов. Прелюдии.
Т. Эрматовым написано девять прелюдий. Пьесы созданы по типу песен без слов, о чем говорит характер мелодизма, приемы его изложения и развития.
Прелюдии очень популярны и часто исполняются, особенно фа минор, Ми мажор. Темы прелюдий неторопливого движения близки по духу народной песенности. В пьесах дано контрастное противопоставление мелодии и аккомпанемента, используется подголосочная полифония. Можно усмотреть некоторую связь этого приема с традициями русской школы.
Гармоническая основа прелюдий несложна: используется главным образом трезвучия первой, четвертой и пятой ступеней. Характерная для киргизской музыки переменность размера подчеркнута тональными сдвигами.
Н. Давлесов Прелюдия.
Прелюдия Давлесова написана в трехчастной форме и представляет собой экспрессивный лирический монолог. В исполнительском плане Прелюдия достаточно сложна. От учащихся требуется владение искусством певучей игры на фортепиано. Для создания фразы широкого дыхания важно не дробить тему. Следует выигрывать все элементы фортепианной ткани, слышать каждую линию. Важно продумать динамический план пьесы. Исполнитель должен почувствовать внутреннюю возбужденность музыки, ее стремительность, что неразрывно связано с развитием мелодии.
Б. Глухов. Инвенция
Инвенция Глухова – светлая, мелодически напевная пьеса. Разучивая ее, важно достигнуть мягкости и прозрачности звучания, слышания «звукового пространства» между голосами. Сложной задачей является применение колористической педализации.
Инвенция способствует развитию линеарного мышления у учащихся, приучает вслушиваться в движение каждого отдельного голоса и ощущать их взаимосопряжение.
М.Абдраев Марш.
Марш Абдраева – фортепианная миниатюра, в которой благодаря пунктирному ритму и широким мелодическим скачкам создается сказочно-причудливый музыкальный образ, ассоциирующийся с музыкой «Марша Черномора» М.Глинки.
Пьеса написана в простой трехчастной форме, причем в процессе ее становления основной светлый, энергичный тонус произведения сохраняется. Прием развертывания музыкального материала рисует картину приближения шествия и затем удаления его.
Особую техническую трудность представляет сочетание скачков и широко расположенных аккордов. Необходима большая ловкость, интенсивная работа кисти. Естественно, трудность исполнения возрастает при небольшой растяжке кисти, это следует иметь в виду педагогам при выборе программы для своих учеников
А. Мурзабаев «Характерная пьеса»
«Характерная пьеса» представляет собой энергичную, с остро ощутимыми элементами суровой архаики пьесу, в которой присуща интонационная осинатность. В техническом отношении это своего рода октавный этюд. Исполнение требует от пианиста исполнительской воли, отточенного ритма и контрастной динамики.
Несмотря на короткую историю своего развития, киргизская фортепианная музыка имеет значительные достижения. Композиторы смело осваивают лучшие достижения западноевропейской, русской, советской, современной музыки обогащая киргизское искусство гармоническими, фактурными приемами, созвучными современности обращаясь к новым принципам музыкального творчества, драматургии и формообразования.
В произведениях киргизских авторов складываются стилевые черты, характерные для профессионального творчества как искусства современного и национального.
Моим учащимся понравились произведения киргизских авторов, эти произведения неоднократно звучали на концертах в детской школе искусств и других мероприятиях.
Преподаватели школы, заинтересовались творчеством киргизских композиторов и тоже стали внедрять в репертуар своих учащихся.
С. Медетов. Рапсодия.
Рапсодия – первое киргизское произведения такого жанра. Композитор создал произведение, включившее национальный киргизский мелодизм в традиционную европейскую формообразующую схему. «Рапсодия» строится на основе двух начал: лирико-созерцательного и жанрово-танцевального. Форма рапсодии представляет чередование быстрых и медленных частей, виртуозных каденций. Стремление добиться оркестральности звучания фортепиано указывает на влияние романтической манеры письма.
Рекомендуемая литература.
- Рябов А., Склютовский А