Нетрадиционные эколого-познавательные занятия для детей 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит, как и я.

Огромное разнообразие живой и неживой природы, рукотворных объектов, людей разного возраста, разных профессий – все это находится в пространстве, окружающем каждого из нас. И впервые ознакомление с этим происходит у каждого ребенка у него дома, в его семье, в детском саду и в том поселке или городе, где он живет. Интересное, увлекательное, удивительное может быть рядом. Наблюдая за всем этим, слушая рассказы родителей и воспитателей о родном крае, о тайнах, которые еще не разгаданы, о потаенных уголках природы, необыкновенных людях, живущих рядом, дети учатся сравнивать, выделять признаки и называть их. Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира.

Опыт работы показал, что занятия с детьми, построенные в особой, свойственной детям, игровой, занимательной форме, приносят качественный результат. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Заметила, что особым интересом пользуются у детей занятия, построенные в форме такой игры, как КВН. Благодаря таким занятиям, дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными.

Конспект проведения нетрадиционного занятия
по познавательному развитию детей с элементами экологии
в форме КВН на тему “Превращения воды”
(для детей подготовительной к школе группы)

Цель: Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закрепить знания о свойствах твёрдых и жидких предметов, развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь за счёт слов: тает, замерзает, снежная крупа, снежные хлопья.

Развивающая среда: лёд, вода, молоко, стакан, ложечки, белка-игрушка, посылка, бандероль.

Вторая часть: Составь правило посещения леса, используя волшебные слова: оазис, скажите, пожалуйста, прошу прощения, не могли бы вы помочь мне, извините за беспокойство.

Ход занятия

Приветствие друг друга:

Мы за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся: с добрым утром всех!

Пальчиковая гимнастика

Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики пешком,
А четвёртые бегом,
Пятый пальчик побежал
И в конце пути упал.

Ребята, мне почтальон отдал письмо. Здесь написано:

«Забайкальский край, Тунгокоченский район, пос. В-Дарасунский, улица Каменистая, 1. Детям старшей и подготовительной группы».

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам старичок-лесовичок. Я отправил к вам в группу своего друга и ему отдал ваш приз, который вы получите, когда проведёте КВН. Я знаю, что вы дети очень умные и знаете про лес очень много».

Ребята, сейчас каждая команда выберет себе название. Будут команды «Соколы» и «Орлы». Кого вы предлагаете в жюри? (Жюри занимают свои места).

Начинаем игру. Вопрос команде «соколов»: какие признаки зимы вы знаете? Правильно, на улице холодно, люди одеты в тёплую одежду: зимнюю обувь, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снежную бабу, птицы улетели в тёплые края. К нам прилетели снегири, синички, клесты, дни короткие, а ночи длинные. Реки покрылись льдом, рыбы спят подо льдом. Солнце светит, но не греет.

Загадка: «Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой». (Снег)

Как можно красиво сказать о снеге? (Белый, пушистый, мягкий, искристый, серебристый).

Какой снег бывает? Сыпучий, холодный, что можно делать из снега? Какие вы знаете разновидности снегопада? (Крупа – снежные хлопья очень мелкие).

Даю детям потрогать. Где снег рождается? (Водяные пары очень высоко поднимаются над землёй, там царит вечный холод, из водяных паров образуются кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю, кристаллик растёт и превращается в звёздочку-снежинку. Снежинка постепенно опускается и падает на землю.)

Физкультминутка.

Белая узорная звездочка – малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

Ребята, а если мы вынесем баночку с водой на улицу, на мороз? Что случится с водой?

Она превратится в лёд. Какой лёд, расскажите. (Холодный, прозрачный, твёрдый, лёд колется, изо льда делают ледяные фигуры, постройки.)

А где можно получить лёд, если на улице тепло? (В холодильнике.)

Послушайте, как льдинки звенят, потрогайте, какой лёд.

Следующая загадка: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он не видимый, и всё же без него мы жить не можем» (Воздух.)

Ребята, а какие свойства воздуха вы знаете? (Прозрачный, значит, через него всё видно. Невидимый, он находится вокруг нас. Воздух лёгкий. Кому нужен воздух? Животным, людям, растениям, рыбам.)

Беру банку с водой и пустой стакан. Показываю опыт с воздухом.

Загадка:

В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём.
Назовите этот дом (лес).

Какой бывает лес? (Берёзовый, сосновый.)

Лес может быть редким и густым. А сейчас вам будет такое задание: каждой команде на коврике нужно составить лес. У одной команды одни деревья, у другой другие. Какие животные и птицы живут в лесу, вы их поселите, но будьте внимательны.

У команды «соколов» получился березовый лес, у команды «орлов» – сосновый. А когда мы объединим, получится смешанный лес.

Физкультминутка

Снег идёт, снег идёт.
Дворник улицу метет,
Стороной народ идёт.
Веселей, веселей,
Заниматься нам не лень.
Мы немного разомнёмся,
За дела опять возьмёмся.

А теперь, ребята, послушайте загадку:

Меня пьют, меня льют, всем нужна. Кто же я? (Вода.)

Какая вода? Правильно, ребята, прозрачная, без вкуса, без запаха, чистая, жидкая, может течь, льётся, вода бывает тёплая, холодная. Кому нужна вода? Кто всю жизнь проводит в воде?

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, один с молоком.

В каком из стаканчиков видно ложечку, в том вода прозрачная. А молоко нет.

Физкультминутка

На рыбалку в перевалку
Гусь за гусынею бежит.
Удивились, остановились
Гуси у самой реки.
Воду попили,
Крылья раскрыли
И потихоньку пошли.

А сейчас следующее задание: составьте, пожалуйста, правила посещения леса, используя волшебные слова. («Скажите, пожалуйста», «Прошу прощения», «Не могли бы вы помочь мне», «Извините за беспокойство»)

Если дети затрудняются придумать предложение, помогаю им вопросами: «Скажите, пожалуйста, почему люди не должны шуметь в лесу?» (Предложения детей.)

«Не могли бы вы помочь мне ответить на вопрос, зачем люди ходят, ездят в лес?», «Скажите, пожалуйста, как нужно вести себя в лесу?», «Извините за беспокойство, скажите, пожалуйста, когда можно отдыхать в лесу?» и т.д.

Жюри подводит итог и вручает призы.

Конспект открытого занятия в форме КВН на тему «Весна»
в подготовительной к школе группе

Цель: Дать детям знания о характерных признаках весны, о яблонях и яблоках, условиях их выращивания, разнообразии сортов. Воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить знания детей о весенних явлениях.

Развивающая среда: Картинки: яблоневый сад, весна, яблоки; настоящие яблоки и салат из яблок и моркови; игрушка – белка, призы, фишки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им, друг другу, пройдите на свои места. Вспомните пальчиковую гимнастику:

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покружу,
Поздороваюсь с ним крепко
И вытягивать начну.
Пальчик в пальчик я вложу
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.

Ребята, к нам пришло письмо: «Забайкальский край, Тунгокоченский район, п. Вершино-Дарасунский, ул. Каменистая, 1, детский сад № 4, детям подготовительной к школе группы. … Это я».

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я вам предлагаю провести игру – КВН. Я нахожусь у вас в группе, буду слушать ваши ответы, наблюдать за игрой и за вашим поведением. Если вы отгадаете загадки и выполните все задания, которые я приготовил вам, то вы узнаете, кто я. Это вам мой сюрприз».

Ребята, сейчас мы с вами проведем игру КВН. Для начала нужно выбрать жюри. Посмотрите на наших гостей и предложите, кого вы выберите. В конце игры жюри посчитает баллы (фишки – кружки) и объявит победителей. Жюри, пожалуйста, пройдите на свои места, а вы, ребята, сейчас выберите капитанов команд. Вместе с капитанами придумаем названия команд, можно сказочные или какие вам нравятся.

А сейчас отгадайте загадку:

Пройдет эта красавица,
И люди улыбаются.
Подснежник расцветает,
И птицы прилетают. (Весна)

(За каждый правильный ответ капитаны команд получают фишку – кружок).

Задание 1:

Назовите пословицы и поговорки о весне.

Дети называют:

  • Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Увидел грача – весну встречай.
  • Много снега, много хлеба.
  • Когда цветет черемуха, всегда живет холод.
  • Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Задание 2

Расскажите стихи о весне. (Дети рассказывают: «К нам весна шагает», «Зима не даром злится», «Колокольчики мои» и др.)

Задание 3

Закончи предложение: «Весной трава …(зеленеет), на деревьях появляются …(почки), затем…(листья), плодовые деревья…(зацветают)». Если дети затрудняются, показываю картинки о весне.

Отгадайте загадку:

Само с кулачок,
Румяный бочок,
Потрогаешь – гладко,
Откусишь – сладко. (Яблоко)

Ответьте на вопросы (поочередно каждой команде):

1. Яблоко – это овощ или фрукт?

2. Где растут яблоки? (на яблонях в саду).
    Показать картинку: «Яблоневый сад».

3. Как вы думаете, от чего зависит вкус яблок? (Созрели они или нет). Незрелые яблоки есть нельзя. Они не вкусные. Чтобы яблоки выросли румяные, сочные, человек должен заботится о яблонях, на которых растут яблоки.

4. Как нужно ухаживать за плодовыми деревьями? (Деревья надо поливать, рыхлить под ними землю, удобрять, обрезать сухие ветки). Чтобы не было вредителей – насекомых, фруктовые деревья опрыскивают специальным раствором.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,
Червяки пошли гулять.
Вдруг ворона прибегает,
Головой она кивает:
«Кар-р-р, кар-р-р, вот обед!»
Глядь, а червяков уже и нет!

Садятся все на ковер. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку и представить: «Весной на яблонях зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы и пьют сладкий цветочный нектар. Пчелы переносят на своих лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки опадают и начинают расти плоды, маленькие яблочки. За лето они увеличиваются в размере, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке. Вот и созрели яблоки». Откройте глаза и посмотрите на них. (Показать яблоки – зеленые, красные, желтые).

Ответьте на вопросы:

Почему эти яблоки не похожи друг на друга? Чем они отличаются? (Форма, размер, цвет, вкус). Вывод: яблоки сладкие, кислые, сладко-кислые. Они приятно пахнут. Эти яблоки выросли на разных яблонях. Про них говорят: какие душистые, ароматные. (Угостить детей яблоками).

Дети отвечают, какое у кого яблоко было на вкус. Затем снова рассаживаются по командам.

– Как вы думаете, яблоки полезны? Почему? (Ответы от каждой команды).

Правильно, в них много витаминов. Послушайте загадку:

Что за шарики такие:
Золотые, наливные,
На ветвях висят,
Всем здоровье дарят.

А сейчас встаньте в круг. Поиграем в игру «Яблочко». Будем передавать яблоко. У кого в руках окажется яблоко, тот должен назвать блюдо из яблок (варенье, повидло, компот, пирог, салат). Ответьте на вопрос:

В каких русских народных сказках упоминается яблоко? («Гуси-лебеди», «Крошечка – Хаврошечка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Задание 3

«Чья команда быстрей оденет костюмы старика и старухи, братца и сестрицы».

После выполнения всех заданий «появляется» белка (игрушка). Воспитатель:

– Ой, ребята, а здесь кто-то сидит. Белка!

Белка: Молодцы, ребята, вы мне рассказали о яблонях и яблоках. Какие вкусные, красивые, ароматные яблоки! А дети мне понравились больше всего, обе команды. В подарок я вам принесла салат, а из чего он приготовлен, вы должны сказать, когда попробуете (морковь и яблоко). А кто больше назовет слов о яблоках? (Румяные, душистые, сочные, ароматные, красивые.)

Дети угощают жюри салатом. Жюри благодарит детей и награждает их призами.

Конспект занятия «Царица Зима»
в подготовительной к школе группе

Цель: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой, упражнять в умении различать деревья. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир животных и растений. Дать детям знания о классификации животных (дикие и домашние). Воспитывать эстетическое виденье природы, бережное отношение к ней.

Развивающая среда: деревья, вырезанные из бумаги: березы, сосны, ели. Картинки: домашние и дикие животные, домашние и лесные птицы. Белый материал, сосновое масло, разрезные картинки: березовые рощи и сосновый бор.

Активизации словаря: березовая роща, сосновый бор, смешанный лес.

Ход занятия

Дети сидят на ковре. Повторяем потешку «Смешные человечки».

Отгадайте загадку:

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром. (Зима)

О каком времени года эта загадка? О зиме. О зиме – царице, которая приехала-прилетела на тройке лошадей-скакунов. Что означают эти скакуны? Да, это зимние месяцы. Назовите зимние месяцы. Показываю зиму (игрушка – самоделка из бумаги). Вот она – белоока, белолица царица. Хочет послушать о себе, какие красивые слова вы будете говорить о зимушке – зиме.

Вопросы к детям:

Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречаем насекомых? Какие птицы остались у нас зимовать? Как их называют одним словом? (Зимующие.) Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные.) Как готовятся к зиме дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и о зверях? Почему? Как к зиме готовятся домашние животные? Почему люди утепляют их жилье? Обобщаю ответы детей: зимой самые короткие дни, ночи длинные, солнце светит, но не греет, небо часто серое, в ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки и озера покрываются льдом, подо льдом живут рыбы, они уходят спать на дне, лягушка прячется в тину и там спит. Деревья и кустарники без листьев, только сосны и ели остаются зеленые. Под снегом зимуют семена трав, корни деревьев. Насекомые спят, запрятавшись в трещины коры деревьев, под листьями, в земле. Птицы перебираются к жилью человека. Люди подкармливают птиц. По-разному живут звери. Зайцы и белки поменяли свои шубки на зимние, белка запасает себе запасы на зиму. Медведь, барсук и еж накопили жир и спят.

Физкультминутка «Мы пришли в зимний лес».

– Ой, ребята, а здесь кто-то ходит. Да это Незнайка!

Незнайка здоровается с детьми.

– Незнайка, а что ты здесь делаешь?

– Хочу пойти в лес, но не знаю, что это такое.

Ребята, давайте поможем Незнайке. С помощью картинок составим лес. Вот на этом столе разрезные картинки, вы должны составить картинку, у вас получится березовая роща и сосновый бор. Все подойдите к столам. Посмотрите все внимательно, что вы видите? Какие деревья и кустарники растут в лесу? (Береза, ель, сосна, осина, лиственница, ольха, рябина, ива, ягодные кустарники: смородина, малина, голубица, черемуха).

Незнайка: Хороший у вас лес получается, много в нем разных деревьев и кустарников, и так красиво.

А что еще надо сделать, чтобы получилось, как в настоящем лесу? Да, поселить в нем животных, птиц и насекомых.

Какие насекомые живут в лесу? Давайте поселим их в наш лес. Что будет, если в лесу будут жить одни насекомые? Они съедят лес. Что же делать? Да, поселить в лес птиц. Какие птицы живут в лесу? Почему? Выберите птиц и поселите их в лес. Как вы думаете, теперь лес съедят насекомые? Нет. Почему?

Незнайка: Хорошо теперь в лесу: птички поют, бабочки летают. Хорошо, что хоть звери в зоопарке живут. Можно смело идти в лес.

Ребята, прав Незнайка? Какие звери живут в лесу и почему? Найдите картинки – зверей и расселите в лесу. Звери есть хищные и травоядные. Что у нас получилось? Лес. Как вы узнали лес? Как можно рассказать Незнайке, что такое лес? Правильно, в лесу растут разные деревья, кустарники, а летом растут ягоды, грибы, цветут цветы). Живут в лесу разные животные, насекомые, птицы.

Незнайка: Уберите насекомых, я пойду в лес.

Нельзя это делать, Незнайка, без насекомых не будет леса, и без деревьев, и без животных, так как они все живут в лесу и друг без друга жить не могут.

Незнайка: Я теперь боюсь пойти в лес, я заблужусь там, вы хоть вырубите деревья.

Дети объясняют, что деревья рубить нельзя.

Незнайка: Ребята, а почему вы любите лес?

Дети: В лесу хорошо, приятно общаться с птицами, животными, растениями. Наблюдать за ними. Лес – это общий дом для растений и животных. Животные делают норы, птицы – гнезда. Леса бывают разные: смешанные, где растут разные деревья. В березовых рощах растут одни березы. Это светлые леса. В сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. (Запах соснового масла). Хвойные, сосновые леса темные, это тайга.

Лес по-разному выглядит в разное время года, но он всегда красив, даже зимой.

Физкультминутка «Снегирек»

Ребята, представьте, что вы в лесу, запах такой чудесный. Какие бы краски вы использовали, чтобы передать зимнее настроение? (Белые, голубые, розовые).

А сейчас назовите красивые слова к слову «зима». (Царица, волшебница, красавица, кудесница, зимушка-зима).

Назовите прилагательные к слову «снег». (Белый, пушистый, легкий, серебристый, искристый, блестящий, холодный и т.д.).

Незнайка: Молодцы, ребята, вы все знаете, и я теперь буду знать все о лесе. О том, какие деревья и леса бывают, какие в лесу насекомые и животные, какие красивые слова вы знаете. Спасибо вам за знания, а я пойду в другой детский сад и там ребятам расскажу об этом. До свидания.