Цели урока:
Образовательные:
- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
- закреплять умения склонять имена существительные;
- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, воображение, восприятие;
- развивать устную речь,
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать взаимоуважение;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Здоровьесберегающие:
- развивать и поддерживать зрительные функции глаза;
- создавать положительный психологический климат на уроке;
- поддерживать высокую работоспособность.
Оборудование:
- карточки с целями;
- индивидуальные карточки с заданиями;
- цифры из ребристого картона и бархатной бумаги.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.
Учитель:
– Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.
Учитель:
– Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
Дети: Шепчут отметку в дневник.
Учитель:
– Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.
Дети: обводят свою отметку.
(На партах лежат карточки с пятерками, четвёрками. Цифры сделаны из ребристого картона, бархатной бумаги.)
Учитель:
– Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
– Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы. -
Цели (глаголы развешаны по классу в разных местах, предложения записаны на доске с пропусками глаголов):
– Вспомнить, что такое склонение.
– Какие падежи существуют в русском языке?
– Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)
– Отрабатывать умение определять падежи, склонения.
– Ставить слова в нужный падеж.
При ответе учащиеся доказывают, что найденное слово является глаголом.
Учитель:
– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.
Разминка
Чтобы быстро справиться с первым задание, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.
Выполним упражнения: “Кольцо”, “Ребро-ладонь-кулак”.
Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.
3. Чистописание
В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (-д, -б)
Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.
елка сиела в упле. (Белка сидела в дупле).
– Дополни предложение.
– Назовите грамматическую основу.
– Назовите существительные, докажите, что это слово является именем существительным, определите падеж, склонение.
4. Работа по теме урока.
Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.
– Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!
Работа в парах на карточках.
– Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
Даю | И.п. | кем? чем? |
Вижу | Р.п. | кому? чему? |
Думаю | Д.п. | о ком? о чём? |
Нет | В.п. | кого? что? |
Любуюсь | Т. п. | кого? чего? |
Есть | П.п. | кто? что? |
Проверка фронтально.
– Что такое склонение?
– Сколько падежей в русском языке?
– Назовите отличительные признаки падежей.
– Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!
Задание на карточке.
Учитель:
– Чтобы стать настоящими волшебниками мы должны знать некоторые хитрости. Приготовим Глазки для хитрости (Прищурили глаза на 15 счетов). А теперь посмотрим, сколько хитростей нас ждет.
Выполните задание на карточках.
– Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных.
Живые барометры
Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .
Сом перед гр__зой поднимается к поверхност___ р__ки.
В Африк__ о погод__ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност__, потому что в низин___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн__ .
– Зачем в этом задании нужно определить склонение и падеж существительных?
– Что вы узнали нового про животных?
Взаимопроверка в парах с комментированием.
Проверяющий выставляет отметку 5 или 4 на карточке.
5. Физкультминутка.
Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.
(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)
Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.– тянется вверх, 3 скл.– хлопает в ладоши.
Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,
Задание на карточке.
– А как вы думаете, трудно зимой животным в лесу? Предлагаю перенестись в зимний лес при помощи колдовства. Закрыли глаза… мы летим над полями, лугами опускаемся в лесу у высокой ели. При работе с карточкой мы узнаем кто дружит с елью.
Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, определите падеж.
Высокая (ёлка) росла в дремучем лесу. Около (ёлка) бегали зайцы, волки. Над (ёлка) летали синицы, сороки.
Проверка фронтально.
Учащиеся выставляют себе отметку 5 или 4 на карточке.
Задание на карточке.
Вставьте пропущенные безударные окончания имен существительных.
На белой скатерт..(3скл.П.п.) снегов видны следы рыс..(3скл.Р.п.). От ёлк..(1скл.Р.п.) к ёлк..(1 скл. Д.п.) прыгает шустрая белка. На берёз..(1скл. П.п.) лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл..(1скл. Д.п.) от такой тяжест..(3скл. Р.п.).
Самопроверка, по Смарт доске.
Учащиеся выставляют себе отметку 5 или 4 на карточке.
Физкультминутка для глаз.
Глазки дружно закрываем,
В это время отдыхаем.
Переносимся, дружок,
На открытый мы урок.
Самостоятельная работа с учебником (Автор Т.Г. Рамзаева).
С. 121 Упражнение 239.
Раз мы владеем приемами волшебства, значит, можем делать добрые поступки. А для этого нужно правильно указывать адресата: кому и от кого мы дарим подарки, выполним упражнение для закрепления.
Выполнив задание, учащиеся сдают тетради.
Домашнее задание.
Страница 120 упражнение 238. По вариантам: 1 в.– ответ на первый вопрос; 2в. – ответ на второй вопрос.
Итог урока.
– Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?
– Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?
– Встаньте, кто сегодня на уроке получил все 3 “5”
– А те, кто 2?
После проверки тетрадей детям выставляется общая отметка.
Рефлексия.
“Метод пяти пальцев”.
М(мизинец) – мыслительные процессы.– Какие знания, ты получил на уроке?
Б(безымянный) – близость к цели.– Что сегодня я делал и достиг?
С(средний) – помощь, услуга.– Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
У(указательный) – физическая форма.– Что я сегодня сделал для своего здоровья?
Б(большой) – состояние духа.
– Какое у меня настроение?
– Как вам наше волшебство? – Во!!!
Дам, друзья, такой наказ
Чтоб настроенье было класс!
И здоровье берегите, спинки ровненько держите!
И чтоб знаний вы с урока унесли бы очень много!
Дополнительная карточка на урок.
Задание 1.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ЕЛЬ во всех предложениях.
В л__су на полян__ растёт ель. На ел__ висят шишки. Ч___сто на ел__ забирается белочка. Нередко к ел___ прил__тает дятел. Под ел__ прячется пугливый зайчик. Зимой около ел__ увидишь на сн__гу сл__ды зв__рей и птиц.
Задание 2.
Запиши ответы на вопросы, слова в скобках поставьте в нужном падеже.
- Где прыгала рыженькая белочка? (вершина, ель) ___________________________________________________________
- Где росла кудрявая берёза? (опушка, роща) ___________________________________________________________
- Где показалась река? (голубая дымка, туман) ___________________________________________________________
Задание 3.
Допишите, кто где живёт, выделите окончания имён существительных в предложном падеже.
Астраханцы – в ________________, калужане – в _____________________, туляки – в __________________, москвичи – в ___________________, киевляне – в _________________, омичи – в _______________, казанцы – в _________________.