Урок технологии в 3-м классе по бисероплетению: "Бабочка"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • формировать и отрабатывать умения и навыки работы с бисером, правильно подбирать цвета;
  • развивать умение рационально использовать время, эстетический вкус;
  • воспитывать аккуратность, при выполнении работы, трудолюбие, бережное отношение к природе.

Наглядные пособия и оборудование:

  • коллекция бабочек;
  • компьютер;
  • проектор;
  • технологические карты изготовления бабочки.

Раздаточный материал:

  • бисер (размер 8-10);
  • 2 бусинки;
  • проволока;
  • ножницы;
  • схемы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие посвящено работе с бисером. Но вначале мы с вами совершим экскурсию в летний парк.

II. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа.

Учитель:
Хорошо летом на природе. Поют птицы, стрекочут кузнечики, жужжат неутомимые пчёлки, копошатся трудяги муравьи, беззаботно порхают бабочки (Приложение 1, слайд 1).

Учитель:

Отгадайте ребус и вы узнаете, о ком пойдёт речь (Приложение 1, слайд 2).

Дети:

Бабочка.

Учитель:

БАБОЧКА – насекомое с двумя парами покрытых пыльцой крыльев разнообразной окраски. Такое определение мы найдем в словаре русского языка.

Как же они появляются на свет?

Сообщение ученика:

Едва вылупившись из яйца, гусеница начинает усиленно питаться, и аппетит у неё, надо сказать, просто огромный. Однажды наступает такой момент, когда её брюшко уже не вмещает всё съеденное – вот-вот лопнет. Тогда гусеница находит укромное место и терпеливо ждёт. Проходит день-два, шкурка на спине у головы лопается, и из неё выползает обновлённая гусеница, уже увеличенная и очень проголодавшаяся. Этот процесс, называемый линькой, повторяется раз пять-семь, пока гусеница не вырастет до окончательных размеров. При последней линьке она превращается в неподвижную куколку (Приложение 1, слайд 3).

Проходит ещё какое-то время и однажды, обычно это бывает ранним утром при первых лучах солнца, по поверхности колыбели-куколки пробегает лёгкая трещинка, отодвигается передняя стенка и появляется красавица бабочка (Приложение 1, слайд 4).

Учитель:

Как они устроены?

Сообщение ученика:

У бабочки 4 крыла. Они покрыты мельчайшими цветными чешуйками (Приложение 1, слайд 5). Верхняя сторона крыльев, обычно более яркая. Такая окраска им нужна, чтобы издалека видеть друг друга, а также, чтобы отпугивать врагов (Приложение 1, слайд 6).

Орган вкуса у бабочек находится на лапках (Приложение 1, слайд 7). Прикоснувшись ими к вкусной пыльце или сладкому соку, бабочка тут же понимает, что к чему. Моментально разворачивается её мягкий хоботок, который всегда свёрнут в спиральку (Приложение 1, слайд 8).

Сообщение ученика:

Глаза насекомых состоят из множества маленьких глазков. Каждый глазок видит какой-то определённый участок, а все вместе крошечные изображения складываются в общее целое, как мозаичное полотно. Бабочки способны видеть ультрафиолетовые лучи, которые человек не воспринимает. Это помогает им быстро находить нужные растения (Приложение 1, слайд 9).

Сообщение ученика:

У дневных бабочек орган слуха находится на передних крыльях, а у ночных – между грудью и брюшком. Самый тонкий слух – у ночных бабочек (Приложение 1, слайд10). Реакция этих насекомых быстрее, чем у их главных врагов – летучих мышей (Приложение 1, слайд 11). Они улавливают сигналы летучей мыши за 30 метров и либо падают на землю, либо выделывают такие фигуры высшего пилотажа, что летучие мыши сбиваются с толку. Слух у бабочек в 12 раз тоньше, чем у человека.

Учитель:

Посмотрите, как прекрасны и разнообразны эти существа (Приложение 1, слайд 12). К сожалению, многие люди не всегда правильно любуются дарами природы: результате некоторые виды бабочек находятся на грани исчезновения. А ведь они не только украшают окружающую нас природу, но и опыляют цветковые растения, а бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк.

Учитель:

Сегодня мы с вами попытаемся передать эту природную красоту.

Демонстрация коллекции бабочек.

В своей работе мы будет использовать бисер.

2. Правила техники безопасности при работе с бисером.

3. Практическая работа.

Учитель:

У каждого из вас есть схема плетения (Приложение 1, слайд 13).

Анализ направления и последовательности плетения бабочки

С какой техникой плетения вы познакомились на прошлом уроке?

Дети:

Параллельное плетение.

Учитель:

Правильно, параллельное плетение. Эту технику мы и будем сегодня использовать в своей работе.

Для изготовления туловища необходима проволока длиной 30 см. Посчитайте, какое количество бисера вам понадобится для этого.

Ученики:

20 бисеринок (размер 8-9), две бусинки для глаз, 15 бисеринок (размер 10) для усиков. Туловище начинаем плести с брюшка (параллельное плетение). Заканчиваем – усиками (низание).

Учитель:

Для верхних крылышек вам понадобится проволока длиной 60 см (для каждой пары). Посчитайте, какое количество бисера необходимо для того, чтобы сплести верхние и нижние крылышки.

Ученики:

  • Для изготовления верхних крылышек необходимо 84 бисеринки (размер 8-9), по 42 штуки на каждое.
  • Для изготовления нижних крылышек понадобится 70 штук бисера (размер 8-9), по 35 штук на каждое.

Учитель:

  • После того как вы сплетёте верхнее крылышко, один конец проволоки проденьте через восьмой ряд туловища, второй — через седьмой. Отсчет идет с хвоста. Теперь плетите второе большое крыло по схеме первого, только в этом случае выполняется оно от туловища, т.е. в обратном порядке.
  • После того как второе крыло будет готово, концы проволоки спрячьте, пропустив ее через два—три ряда бисеринок (назад).
  • Нижние крылышки плетутся аналогично верхним на уровне шестого и пятого рядов туловища.
  • Цвет бисера, для создания рисунка на крылышках, каждый подбирает самостоятельно. После чего схема раскрашивается в соответствии с замыслом.

Учитель:

Теперь, используя схему и алгоритм плетения, каждый сможет создать свою бабочку.

Учитель по необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся (указывает на ошибки, хвалит за правильное выполнение работы).

4. Физкультминутка.

Проводится по мере необходимости во время практической работы.

III. Подведение итогов.

Самооценка работ.

Рассматривание работ своих одноклассников, выбор лучших поделок для выставки.