“У всякого народа своя история, а в
истории свои критические моменты, по которым
можно судить о силе и величии его духа…”
“Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно
объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем
будущем.”
В.Г.Белинский.
7 сентября 2012 года исполняется 200 лет со дня Бородинской битвы.
И это хороший повод поговорить о событиях 1812 года неторопливо, не в суете школьного урока, а систематически собираясь в свободной и непринужденной обстановке, пристально рассматривая и разбирая детали Отечественной войны 1812 года.
Самым лучшем местом для неторопливой беседы могут стать музейные залы, в которых экспонаты сделаны своими руками. Автор экспоната может рассказать о своем детище все: от замысла через детали воплощения к конечному продукту.
Встает естественный вопрос: как побудить школьников к систематическому обращению к материалам, связанным с войной 1812 года и созданию экспонатов в музей.
В прогимназии №1644 запущен проект “Виртуальный музей Отечественной войны 1812 года”. Это совместный проект учителя дополнительного образования по информационным технологиям и школьников 2-4-х классов, подготавливающих в электронном виде (MS Word, PowerPoint, ПервоЛого) свои работы-экспонаты для демонстрации в Музее.
В Приложении 1 приведено “Положение о Виртуальном музее Отечественная война 1812 года”
Рисунок 1. “Слайд 4 из Приложения 2”.
Идея проекта заключается в следующем:
Для всех учеников Прогимназии еженедельно по определенному графику проводятся небольшие презентации сведений о событиях 1812 года (10-15 минут) и по представленному материалу формулируются темы для самостоятельного выполнения творческих работ. Эти работы станут экспонатами виртуального музея. Эти работы авторы, как экскурсоводы покажут в залах виртуального музея всем школьникам образовательного учреждения на последующих собраниях музея. Эти работы войдут в портфолио учеников– авторов творческих работ. Эти работы могут участвовать в различного уровня конкурсах и фестивалях творчества школьников.
В конце учебного года будут подведены итоги деятельности “Виртуального музея Отечественной войны 1812 года”, перечислены открытые залы музея и отмечены наиболее активные участники его создания.
Первыми темами, которые обсуждались в залах виртуального музея, были:
“Два императора” и
“Две армии”.
В рамках этих тем проведено около десяти презентаций. Для творческих работ школьникам предложено некоторое количество наименований, например: “Император Александр I”, “Император Наполеон”, “Эскадрон гусар летучих”, “Мундир русской армии 1812 года”, “Оружие 1812 года” и другие. Перечень тем творческих работ был выбран с учетом специфики образовательного учреждения и возраста школьников (в нашей прогимназии учатся школьники в 1-4-х классах).
Следующая тема – это “Бородинское сражение”. В Приложении 2 приведен видеоряд и тексты в электронном виде (слайды MS PowerPoint) по теме “Бородинское сражение”.
Рисунок 2. “Слайд 1 из Приложения 2”.
Этот материал можно распределить на несколько презентаций в зависимости от фантазии учителя-экскурсовода Виртуального музея и имеющегося у него времени для представления определенного раздела темы.
Слайды в Приложении 2 представлены одним блоком, но в тексте слайдов есть гиперссылки, которые дают возможность наращивать или сокращать объем показываемых слайдов. Далее приведены два примера реализации этой возможности.
Рисунок 3. “Слайд 15 из Приложения 2.
Расположение русской и французской армий в начале Бородинского сражения”.
Гиперссылки на цифрах дают возможность более детально изучить позицию и состав войск сражающихся сторон.
Рисунок 4. “Слайд 27 из Приложения 2. Ход Бородинского сражения”.
Можно рассказать о Бородинском сражении, используя только данный слайд, но также можно рассказывать подробно. Гиперссылки на цифрах дают возможность более детально изучить каждое из направлений Бородинского сражения.
В приведенном материале Приложения 2 имеются и другие слайды, выполняющие функцию изменения объема материала, включаемого в презентацию.
По теме “Бородинское сражение” для выполнения творческих работ в начальной школе можно сформулировать такие темы, как, например: “Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино””, “Уланы и драгуны”, “День Бородина”, “Князь Багратион – герой Бородина”, “Совет в Филях” и другие.
Следующей темой для обсуждения в Виртуальном музее будет “Наполеон в Москве”.
Таким образом, объединяя усилия учителей и учеников, можно вовлечь всех школьников образовательного учреждения в процесс самостоятельного получения новых знаний и умений. Указанный подход к организации школьной деятельности учеников “формирование умения учиться” находится в русле нового ФГОС НО.