Педагогический проект "Здоровый дошкольник – счастливая семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Целеполагание: Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, увеличение физической и умственной работоспособности.

Участники проекта: педагогический персонал, дети, посещающие ДОУ, родители воспитанников, медицинский персонал.

Цель: улучшить здоровье детей и родителей, совместными усилиями обеспечивая воспитание здорового ребенка в здоровых семьях на различных этапах его жизни.

Задачи

  • Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  • Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
  • Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, плавание, футбол, волейбол, ритмика).
  • Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
  • Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
  • Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
  • Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни.
  • Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Ожидаемые результаты

  • Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья дошкольников
  • Снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве
  • Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации
  • Повышение заинтересованности работников детского сада , родителей в укреплении здоровья дошкольника
  • Формирование желания у детей и их родителей заботится о сохранении своего здоровья; знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья, рациональной двигательной активности
  • Установление партнерских отношений с семьями воспитанников
  • Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обобщению опытом

Сроки реализации проекта: в течении год.

Условия реализации проекта:

1. Интеграция и дифференциация   здоровьесберегающего  материала с содержанием комплексной “Программы обучения и воспитания” под ред. Васильевой.

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по физкультурно-оздоровительной работе.

4.Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Реализация проекта

I этап: подготовительный (диагностическое и организационное направление)

Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами, а также изучение мнения родителей и педагогов и получение семейной поддержки:

1. Осмотр детей специалистами детской поликлиники, выявление группы здоровья детей.

2. Регулярный осмотр детей педиатром и старшей медсестрой ДОУ.

3. Обследование речевого развития детей логопедами ДОУ.

4. Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду.

5. Диагностирование общей физической подготовленности детей по возрасту инструктором по физо.

6. Анкетирование родителей.

7. Диагностика психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов и детей педагогом -психологом.

II этап: внедренческий

  • внедрение здоровьесберегающих методик в педагогический процесс
  • тесное сотрудничество и взаимодействие медицинского и педагогического персонала, родителей

Направления работы во II этапе:

1. Рациональная организация двигательной деятельности детей.

2. Познавательная деятельность.

3. Оздоровительно–профилактическое направление.

4. Система закаливания.

5. Комплекс психологических мероприятий.

6. Работа с родителями.

7. Работа с педагогическим коллективом.

Формы работы по проекту

Взаимодействие детского сада и семьи

- анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа;
- наглядная агитация по ЗОЖ (стенды, папки передвижки и др.);

- встречи со специалистами ДОУ (педагог-психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальным работником, педиатром, ст. медсестрой и др.) на общих родительских собраниях, днях открытых дверей, семинарах – практикумах просмотр открытых занятий, индивидуально по запросу;

- совместные мероприятия – спортивные праздники, участие в соревнованиях

Медико–психологические услуги

- диспансеризация специалистов детской поликлиники на базе МДОУ;

-диагностическая, консультативная, просветительская, профилактическая, коррекционная работа педагога-психолога;

-обследование и коррекция недостатков речевого развития – логопед;

- занятия с педагогом – психологом

- кислородные коктейли;

Комплексная система физического развития

- физкультурные занятия в зале и одно на улице;
- утренняя гимнастика,

- коррегирующая гимнастика

- закаливающие мероприятия;
- самостоятельная двигательная активность;
- музыкальные занятия;
- динамические паузы;
- физкультминутки;
- логоритмика;
- пальчиковые игры,

- артикуляционная гимнастика;
- профилактическая гимнастика (самомассаж);
- дыхательная гимнастика;
- бег, ходьба, спортивные и

- подвижные игры на улице

- праздники, развлечения, досуги

Гигиена, режим, питание

- подбор мебели согласно ростовым показателям;
- закаливающие мероприятия;
- проветривание помещения, - прогулка на воздухе;
- соблюдение теплового режима;
- ежедневный медицинский и административный

контроль за качеством приготовления пищи;

- разработанное 10-дневное меню

- щадящий режим в адаптационных группах;
- гигиенические и водные процедуры.

III этап: контрольно-оценочный (подводятся итоги, выстраивается перспектива)

  • Диагностику осуществляют врачи, анализируя динамику заболеваний детей в течение года.
  • Проводится повторное анкетирование родителей.
  • Инструктор по физической культуре проводит тестирование по характеристике двигательной активности и сравнивает с результатами, показанными детьми в начале года.
  • Повторное обследование речевого развития детей проводят логопеды ДОУ, Диагностику психоэмоционального развития детей.
  • Психологического климата коллектива педагогов и детей проводит педагог - психолог.

IV. Презентация проекта

  • “Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас” (спортивный праздник с участие детей и родителей)
  • Выставка фото проектов “Спорт в нашей семье”

V. Постановка новой задачи: Создание единого здоровьесберегающего пространства “Детский сад – семья” 

Критерии оценки эффективности проекта

  • Снижение заболеваемости детей, посещающих МДОУ.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности как умственной, так и психической.
  • Использование полученных знаний и сформированных умений детьми в повседневной жизни.
  • Привлечение внимания родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей
  • Развитие творческой инициативы педагогического коллектива

Модель педагогического проекта “Здоровый ребенок – счастливая семья”

Краткосрочные проекты:

  • “Здравствуй, малыш” - для детей первой младшей группы (приложение №1)
  • “Учимся ухаживать за собой” - для детей второй младшей группы (приложение №2)
  • “Забочусь о своем здоровье” - для детей средней группы (приложение №3)
  • “Физкульт-УРА” - для детей старшей группы (приложение №4)
  • “Витамины” - для детей подготовительной к школе группы (приложение №5)
  • “Красный, желтый, зеленый” (ОБЖ) – для воспитанников ДОУ (приложение №6)
  • “Творим и мастерим вместе” (творческий проект) - для воспитанников ДОУ (приложение №7)
  • “Здравствуй, лето” - для воспитанников ДОУ (приложение №8)