ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Знакомство детей с архитектурными особенностями города Москва.
2. Закреплять у детей представление о том, что каждое здание имеет свою архитектуру, у каждого здания своя функция.
3. Представление об элементах архитектуры: колоннада, колонна, капитель, квадрига.
4. Развивать эстетическую оценку, интерес и любовь к своему родному городу и его уникальной архитектуре.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
1. Макеты зданий
2. Иллюстрации с изображением мостов проложенных через Москву-реку.
3. Иллюстрация с изображением Государственной библиотеки.
4. Иллюстрация с изображением Большого театра.
5. Иллюстрации с изображением храмов и церквей.
6. Иллюстрации с изображением фонтанов.
7. Иллюстрация с изображением Останкинской башни.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал. Рассматривают иллюстрации, рисунки, макеты, связанные с архитектурой Москвы. Воспитатель обращает внимание на разнообразие демонстрационного материала.
Воспитатель читает детям стихотворение М.И.Глинки “Москва”. Предлагает детям прочитать стихи о Москве. После прочтения воспитатель предлагает ребятам начать экскурсию.
Воспитатель:
В городе тысячи разных зданий. Эти отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы. Здания заводов, фабрик, электростанций - промышленная архитектура. Жилые дома, школы, больницы, детские сады, магазины, библиотеки - гражданская архитектура. Есть здания, созданные для искусства это - театры, музеи, цирки. Внешний облик зданий зависит от их назначения. Все они разные, имеют свои особенности, но все они построены для человека. Ребята, а кто из вас знает, как называют человека, который придумывает эти здания?
Дети: архитектор.
Воспитатель:
Правильно. Именно этот человек придумывает внешний вид здания, потом составляет чертежи, по которым здание строится. Архитектора можно назвать художником. Архитектура - это особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты. Архитектор должен соединять в своих проектах пользу, прочность, красоту. Каждый архитектор создаёт свои дома удобные для жизни и деятельности людей, и они все разные.
Еще к архитектурным строениям относятся такие постройки как: храмы, мосты, фонтаны, изгороди, памятники.
Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображены такие архитектурные строения, как мосты. Мост - это сооружение, возведенное через реку или другое водное препятствие. Создают их не только для украшения нашего с вами города, но и для удобства людей. Мосты долговечны, поэтому время от времени мосты нуждаются в ремонте. Обратите внимание, какие они все сложные и разные.
Вот этот мост находится у Киевского вокзала, он ажурный. Весь из стекла и метала. Мост пешеходный. <Рисунок 1>
Рисунок 1
А вот обратите внимание на Крымский мост - это транспортный мост, он проложен через Москву-реку.<Рисунок 2>
Рисунок 2
Как вы думаете, чем они отличаются?
Дети: Отмечают размеры; один транспортный, другой пешеходный, разная архитектура.
Воспитатель:
Молодцы. А теперь давайте рассмотрим другие иллюстрации. Эти здания строились в одно время.
Это здание Государственной библиотеки. <Рисунок 3> Раньше в нём жил богатый дворянин Пашков, дом так и назывался – домом Пашкова. Первоначально дом был жилым и только потом стал библиотекой.
Рисунок 3
А вот посмотрите на другую иллюстрацию. <Рисунок 4> Может кому то из вас знакомо это здание? Кто может сказать, как оно называется?
Рисунок 4
Дети: Большой театр.
Воспитатель:
Этот театр строили для зрелищ, для всех людей. Обратите внимание, что оба эти здания очень красивые, величественные. Посмотрите, какие колоннады. Над колоннами проходит верхняя часть – она называется капитель. Крыша украшена ажурной изгородью. А кто может сказать, в чём главное отличие между этими зданиями.
Дети: На здании Большого театра есть четвёрка лошадей.
Воспитатель:
Молодцы ребята. А называется эта четвёрка – квадрига.
Вот ещё одна иллюстрация. <Рисунок 5> На ней изображена церковь. Обратите внимание, в чём отличие этого здания от других?
Рисунок 5
Дети: У церкви есть купола и похожи они на шлемы богатырей.
Воспитатель:
А внизу церковь окружает ажурная изгородь. Она резная, как кружево, чугунная. И она так же относится к архитектурным постройкам. А может, кто знает, кто делает такие ограды.
Дети: Кузнецы.
Воспитатель:
Правильно. Кузнецы. А теперь давайте с вами отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Я иду, и ты идёшь: раз, два, три (шагаем на месте)
Я пою, и ты поёшь: раз, два, три (хлопаем в ладоши)
Мы идем, и мы поём: раз, два, три (прыжки на месте)
Очень дружно мы живём: раз, два, три (шагаем на месте)
Немного отдохнули, а теперь продолжаем наши экскурсию.
В современной Москве тоже строят много домов, зданий. Обратите внимание, какое необычное здание. <Рисунок 6> Оно всё сделано из бетона, металла и стекла. Это знаменитая Останкинская башня. Башня лишена, каких либо украшений, но при этом она смотрится очень изящно и величественно. Напоминает корпус взметнувшегося вверх космического корабля. Это одно из самых высоких в мире зданий. Высота башни 540 метров.
Рисунок 6
Так же наш город украшают всевозможные фонтаны. Один из таких фонтанов я вам покажу.<Рисунок 7> Называется он “Дружба народов”. В центре фонтана золотой колос, который окружают 15 красивых, изящных скульптур девушек разных республик. Находится такой фонтан на ВВЦ.
Рисунок 7
Ребята, посетите с родителями Поклонную гору, побывайте на Манежной площади у древнего Кремля и полюбуйтесь изумительными фонтанами. Вы увидите, сколько всего разнообразного вложили архитекторы в свои произведения. Сколько выдумки, фантазии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот и подошла к концу наша с вами необычная экскурсия в волшебный мир архитектуры. Мы сегодня познакомились лишь с очень малой частью того прекрасного и необычного, что можно встретить в нашем удивительном городе. Но мы будем продолжать знакомство и с другими архитектурными строениями.
А сейчас я хочу узнать, с чем я вас познакомила на сегодняшнем занятии? Какие архитектурные строения вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?
И в конце мне очень хочется познакомить вас с замечательной пословицей о нашем городе: “Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал!”
На этом наше занятие закончилось. Большое спасибо за ваше внимание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тельтевский П.А. “Московские шедевры”, М., Московский рабочий, 1983.
“Ознакомление дошкольников с архитектурой” / Под общей редакцией кандидата педагогических наук А.А.Грибовской, М., Педагогическое общество России, 2005.