Открытое занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Знакомство с искусством зодчества в архитектуре"

Разделы: Работа с дошкольниками


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Знакомство детей с архитектурными особенностями города Москва.

2. Закреплять у детей представление о том, что каждое здание имеет свою архитектуру, у каждого здания своя функция.

3. Представление об элементах архитектуры: колоннада, колонна, капитель, квадрига.

4. Развивать эстетическую оценку, интерес и любовь к своему родному городу и его уникальной архитектуре.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

1. Макеты зданий

2. Иллюстрации с изображением мостов проложенных через Москву-реку.

3. Иллюстрация с изображением Государственной библиотеки.

4. Иллюстрация с изображением Большого театра.

5. Иллюстрации с изображением храмов и церквей.

6. Иллюстрации с изображением фонтанов.

7. Иллюстрация с изображением Останкинской башни.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал. Рассматривают иллюстрации, рисунки, макеты, связанные с архитектурой Москвы. Воспитатель обращает внимание на разнообразие демонстрационного материала.

Воспитатель читает детям стихотворение М.И.Глинки “Москва”. Предлагает детям прочитать стихи о Москве. После прочтения воспитатель предлагает ребятам начать экскурсию.

Воспитатель:

В городе тысячи разных зданий. Эти отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы. Здания заводов, фабрик, электростанций - промышленная архитектура. Жилые дома, школы, больницы, детские сады, магазины, библиотеки - гражданская архитектура. Есть здания, созданные для искусства это - театры, музеи, цирки. Внешний облик зданий зависит от их назначения. Все они разные, имеют свои особенности, но все они построены для человека. Ребята, а кто из вас знает, как называют человека, который придумывает эти здания?

Дети: архитектор.

Воспитатель:

Правильно. Именно этот человек придумывает внешний вид здания, потом составляет чертежи, по которым здание строится. Архитектора можно назвать художником. Архитектура - это особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты. Архитектор должен соединять в своих проектах пользу, прочность, красоту. Каждый архитектор создаёт свои дома удобные для жизни и деятельности людей, и они все разные.

Еще к архитектурным строениям относятся такие постройки как: храмы, мосты, фонтаны, изгороди, памятники.

Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображены такие архитектурные строения, как мосты. Мост - это сооружение, возведенное через реку или другое водное препятствие. Создают их не только для украшения нашего с вами города, но и для удобства людей. Мосты долговечны, поэтому время от времени мосты нуждаются в ремонте. Обратите внимание, какие они все сложные и разные.

Вот этот мост находится у Киевского вокзала, он ажурный. Весь из стекла и метала. Мост пешеходный. <Рисунок 1>

Рисунок 1

А вот обратите внимание на Крымский мост - это транспортный мост, он проложен через Москву-реку.<Рисунок 2>

Рисунок 2

Как вы думаете, чем они отличаются?

Дети: Отмечают размеры; один транспортный, другой пешеходный, разная архитектура.

Воспитатель:

Молодцы. А теперь давайте рассмотрим другие иллюстрации. Эти здания строились в одно время.

Это здание Государственной библиотеки. <Рисунок 3> Раньше в нём жил богатый дворянин Пашков, дом так и назывался – домом Пашкова. Первоначально дом был жилым и только потом стал библиотекой.

img3.jpg (44257 bytes)

Рисунок 3

А вот посмотрите на другую иллюстрацию. <Рисунок 4> Может кому то из вас знакомо это здание? Кто может сказать, как оно называется?

Рисунок 4

Дети: Большой театр.

Воспитатель:

Этот театр строили для зрелищ, для всех людей. Обратите внимание, что оба эти здания очень красивые, величественные. Посмотрите, какие колоннады. Над колоннами проходит верхняя часть – она называется капитель. Крыша украшена ажурной изгородью. А кто может сказать, в чём главное отличие между этими зданиями.

Дети: На здании Большого театра есть четвёрка лошадей.

Воспитатель:

Молодцы ребята. А называется эта четвёрка – квадрига.

Вот ещё одна иллюстрация. <Рисунок 5> На ней изображена церковь. Обратите внимание, в чём отличие этого здания от других?

Рисунок 5

Дети: У церкви есть купола и похожи они на шлемы богатырей.

Воспитатель:

А внизу церковь окружает ажурная изгородь. Она резная, как кружево, чугунная. И она так же относится к архитектурным постройкам. А может, кто знает, кто делает такие ограды.

Дети: Кузнецы.

Воспитатель:

Правильно. Кузнецы. А теперь давайте с вами отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Я иду, и ты идёшь: раз, два, три (шагаем на месте)

Я пою, и ты поёшь: раз, два, три (хлопаем в ладоши)

Мы идем, и мы поём: раз, два, три (прыжки на месте)

Очень дружно мы живём: раз, два, три (шагаем на месте)

Немного отдохнули, а теперь продолжаем наши экскурсию.

В современной Москве тоже строят много домов, зданий. Обратите внимание, какое необычное здание. <Рисунок 6> Оно всё сделано из бетона, металла и стекла. Это знаменитая Останкинская башня. Башня лишена, каких либо украшений, но при этом она смотрится очень изящно и величественно. Напоминает корпус взметнувшегося вверх космического корабля. Это одно из самых высоких в мире зданий. Высота башни 540 метров.

Рисунок 6

Так же наш город украшают всевозможные фонтаны. Один из таких фонтанов я вам покажу.<Рисунок 7> Называется он “Дружба народов”. В центре фонтана золотой колос, который окружают 15 красивых, изящных скульптур девушек разных республик. Находится такой фонтан на ВВЦ.

Рисунок 7

Ребята, посетите с родителями Поклонную гору, побывайте на Манежной площади у древнего Кремля и полюбуйтесь изумительными фонтанами. Вы увидите, сколько всего разнообразного вложили архитекторы в свои произведения. Сколько выдумки, фантазии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подошла к концу наша с вами необычная экскурсия в волшебный мир архитектуры. Мы сегодня познакомились лишь с очень малой частью того прекрасного и необычного, что можно встретить в нашем удивительном городе. Но мы будем продолжать знакомство и с другими архитектурными строениями.

А сейчас я хочу узнать, с чем я вас познакомила на сегодняшнем занятии? Какие архитектурные строения вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?

И в конце мне очень хочется познакомить вас с замечательной пословицей о нашем городе: “Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал!”

На этом наше занятие закончилось. Большое спасибо за ваше внимание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тельтевский П.А. “Московские шедевры”, М., Московский рабочий, 1983.

“Ознакомление дошкольников с архитектурой” / Под общей редакцией кандидата педагогических наук А.А.Грибовской, М., Педагогическое общество России, 2005.