Методическая цель.
1. Мотивация познавательной деятельности в области экологии пернатых.
2. Воспитание наблюдательности по отношению всех объектов живой природы окружающих воспитанников.
Цель урока:
1. Дать представление о видах зимующих птиц Магаданской области об их внешнем виде и особенностях питания.
2. Развивать у детей наблюдательность, умение делать несложные выводы и умозаключения.
3. Воспитывать, чувство желания сострадания заботится о птицах.
Оборудование:
1. Запись птичьих голосов.
2. Выставка книг “Птицы”, рисунки учащихся, иллюстрации, фото “Птицы”.
3. Видеофильм: “Зимующие птицы Магаданской области”.
План занятия
- Организационный момент.
- Беседа: “Зимующие птицы Магаданской области”.
- Видеофильм.
- Итог занятия: Закрепление материала; загадки, викторины, кроссворд, стихи.
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Сообщение темы: Сегодня на занятии мы с вами будем беседовать об особенностях и видах зимующих птиц Магаданской области.
II. Активизация.
Педагог: Кто знает, какие птицы остаются на зимовку в Магаданской области?
Ответы учащихся: (воробьи, вороны, голуби) и т.д.
Педагог: Правильно, наблюдательные Вы, но в Магаданской области зимуют на много больше видов птиц.
Цель: Поэтому, на нашем занятии вы узнаете, какие птицы остаются на зимовку, почему, как отличить их по внешнему виду.
Мотивация: Это надо вам для того, чтобы вы лучше знали особенности фауны своего родного края.
Музыкальное сопровождение (тихо играет музыка).
III. “Зимующие птицы Магаданской области”.
Педагог: Среди множества диких животных, населяющих наши леса, поля и воды, птицы принадлежат к существам наиболее интересным, привлекательным и красивым. Их быстрый полёт, лёгкие движения, нарядная окраска и музыкальные голоса невольно привлекают внимание всякого, кто хоть сколько – нибудь интересуется живой природой. В Магаданской области гнездятся около 240 видов птиц. Из них около 30 видов остаются у нас на зиму. Зимующие у нас птицы преимущественно лесные, так как в лесу больше для них корма.
К ним относятся (показ методического материала): тетеревиные; дятлы, клесты, чечётки, щуры, синицы, снегири, поползень.
А также ряд видов сов и некоторые дневные хищники, например: ястреб-тетеревятник и др.
Педагог: Ребята, почему большинство птиц ведёт стайный образ жизни, в зимнее время?
Ответы учащихся: (греются, им вместе тепло). – Правильно.
Педагог: Жизнь в стае облегчает существование отдельных особей, скорее можно заметить врага, найти корм, место ночёвки, легко согреться вмести во время похолоданий.
Вопросы
1. Назовите крупную птицу, представителя отряда куриных?
Ответы учащихся: (глухарь)
Педагог: Правильно (глухарь).
Глухарь
Отряд: Куриных.
Семейство: тетеревиные - является самым крупным представителем отряда куриных. Он настолько характерен своим обликом, окраской и размерами, что определение его в природе не представляет затруднений.
Питаются глухари всецело растительной пищей (побегами, почками деревьев, хвоёй кедрового стланика и можжевельника). Зимой на ночь прячется в снежные норы, так он согревается.
2. Какие самые маленькие птицы остаются у нас на зиму?
Ответы учащихся: (синицы) – правильно.
Педагог: Синицы-гаечки.
Отряд: Воробьино - образные.
Семейство: Синицевые – очень подвижные, не больших размеров, голые лапки. Повисают на самых тонких веточках. Питаются замороженными насекомыми, семенами. Корм ищут целый день, чтобы набраться сил и тепла.
3. Какая птица может бегать по стволу дерева вверх и вниз головой?
Ответы учащихся: (поползень).
Педагог: Правильно.
III. Видеофильм: “Зимующие птицы Магаданской области”
(Комментирование видеофильма).
Педагог: Чтобы ещё раз вы вспомнили об их особенностях.
Ребята! Давайте, проведём игру- викторину.
Где, вы вспомните название птиц по их характерным особенностям.
IV. Игра: Викторина: “Зимующие птицы Магаданской области”.
Педагог: Делимся на две команды, выбираем название командам.
1. Команда: “Совята”.
2. Команда: “Снегирята”.
Педагог: Раздам вам по 4 карточки, каждый по очереди задаёт вопрос противоположной команде. Если команда отгадает, получает 1 очко.
Кто наберёт, больше количество очков то та команда будет являться победителем.
Викторина “Зимующие птицы Магаданской области”
1. В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись… (дятел).
2. Какая птица получила своё название от рисунка под клювом?.. (сова).
3. Что за птица зимой на ночь прячется в снежные норы?.. (глухарь).
4. Какая птица, помогает кедру расселятся?.. (кедровка).
5.Что за птицы повисают на самых тонких веточках, питаются замороженными насекомыми?.. (синицы-гаечки).
6. Как вы думаете, у какой птицы, поют самки и самцы?.. (снегирь).
7. У какой птицы пение похоже на прерывистый “ямщицкий посвист”?.. (поползень).
8. Какая птица была завезена в г. Магадан?.. (воробей).
9. В каком году вы можете сказать?.. (1977 г.).
10. Какая птица в январе месяце выводит птенцов?.. (клёст).
Ответы учащихся.
Педагог: Молодцы! Вы хорошо запомнили виды зимующих птиц и их особенности.
Дополнительные вопросы
Педагог: Что за птица бегает по деревьям даже вниз головой?
Ответы учащихся: (поползень) - правильно.
Семейство “Поползневые” – обитатель лесов, птица с крепким заостренным клювом, очень сильными лапами, вооружёнными острыми, круто загнутыми когтями, что позволяет поползням свободно передвигаться по стволам в любом положении, даже вниз головой. Птицы оседлые. Часто гнездятся в старых парках и садах. Для гнездования выбирают дупла с маленьким входным отверстием. Выводят до 9 птенцов. Питается насекомыми, зимой иногда употребляет орехи, семена деревьев. Поползень задорная птица, свистит громко, весело. Пение её похоже на прерывистый “ямщицкий посвист”. Поползень осёдлая птица.
1. Какую птицу называют санитаром леса?
Ответы учащихся: (дятел) - правильно.
Педагог: Большой пёстрый дятел.
Отряд: Дятловые.
Семейство: Дятловые – ярко выраженные приспособления к древесному образу жизни. Благодаря крупному клюву они могут путём долбления доставать насекомых и их личинок из-под коры и из древесины, пить сок деревьев, устраивать глубокие дупла. Язык у дятлов длинный и липкий. Концевая его часть заострена и имеет по краям направленные назад зубчики.
Гнездятся дятлы в дуплах, которые выдалбливают сами. Дятлы полезные для лесного хозяйства птицы.
2. Назовите птицу помощника лесника?
Ответы учащихся: (кедровка) - правильно.
Педагог: Кедровка.
Семейство: Вороновые – птицы ведут оседлый образ жизни. Гнездо устраивает на дереве, на выступе скалы или обрыва. Кладку делает из 4–5 яиц. В период созревания орешков кедровка трудится в поте лица, чтобы заготовить побольше семян и зарыть их во многих местах, обеспечивая тем самым расселения кедрового стланика. Свои кладовые они устраивают на открытых буграх, горах, вырубках, где меньше надувает снега и птицам легче находить свои запасы. В подъязычном мешочке птицы помещается до 160 орешков. Зимой питаются орешками, запасёнными на территории, или летают кормиться в горы или в населённые пункты. Ночуют преимущественно на одном дереве в течение нескольких суток, под естественной крышей из веток и снега, прижимаясь к стволу дерева.
У этой птицы, очень замечательная память, большинство своих запасов они непременно находят.
3. Какая птица днём спит, а ночью летает?
Ответы учащихся: (сова) – правильно.
Педагог: Сова или Бородатая Неясыть.
Отряд: Совообразные.
Семейство: Совиные – внешний облик. Крупная сова в рыхлом оперении дымчато-серой окраски. Верх головы светлый с многочисленными мелкими пестринами. На спине и груди крупные размытые пестрины без поперечных полосок. Лицевой диск с тёмными концентрическими кругами, глаза охвачены чёрным кантом, а переносье очерчено белыми вертикальными дугами.
От подклювья идёт чёрная клиновидная полоса – “бородка”, благодаря которой эта сова получила своё название. Клюв и глаза жёлтые, хвост округлый, рулевые перья с неясными широкими полосами. Голос – отрывистое громкое уханье. В полёте бесшумна, в размахе крыльев немногим менее 1,5 м.
Вес самцов 700–800 г, самок – 1000 200 г (5). Главную добычу составляют красные, серые и водяные полёвки, пищухи, белки, иногда землеройки и заяц-беляк. Зимой нередко нападает также на тетеревиных птиц (глухарь, рябчик, белая куропатка), ночующих в снегу. Как другие виды совы взяты под законодательную охрану.
4. У какой птицы снежное имя?
Ответы учащихся: (снегирь) – правильно.
Педагог: Снегирь.
Отряд: Воробьинообразные.
Семейство: Вьюрковые – зимой чаще обращаем внимание на ярких снегирей- самцов, а самок, которые лущат семена рядом с этими красавцами, иногда не замечаем. Но это не потому только, что у них скромный наряд: их меньше в стае, чем самцов, в полтора раза. Снегири очень дружны, доверчивы. Питаются семенами различных растений, нередко снегирю вполне достаточно густой растительности и кустарников вдоль ручьёв. Тот, кто умеет подражать позыву снегиря “дии, дии”, знает, как легко можно подманить целую стаю птиц.
Физминутка.
Педагог: Игра – на внимание “Полетаем как птицы”.
Молодцы! Ребята, а сейчас давайте разгадаем кроссворд, состоящий из названий тех птиц, о которых мы с вами узнали на занятие, из видеофильма и упражнений.
Кроссворд “Зимующие птицы Магаданской области”
По вертикали:
1. Поползень.
2. Кукша.
3. Воробей
По горизонтали:
1. Глухарь.
2. Кедровка.
3. Снегирь.
Вопросы к кроссворду
По вертикали:
- Эту птицу можно вполне заслуженно назвать “королём древесных стволов, по которым она лазает вверх и вниз головой (поползень).
- Питается грызунами, шишками, семенами, плодами?.. (кукша).
- Весёлый, шустрый образуют стаи, кочуют по полям, ночуют в густых кронах деревьев (полевой воробей); он встречается редко иногда лишь в парках или садах со старыми деревьями (домовой возле домов).
По горизонтали:
- Какая крупная птица, питается всецело растительной пищей? (Побегами, почками деревьев, хвоёй кедрового стланика и можжевельника) (глухарь).
- У каких птиц замечательная память?.. (Кедровка)
- Какая птица очень доверчивая и дружная?.. (Снегирь).
Педагог: Ребята, что нового вы сегодня узнали.
Ответы учащихся: “Зимующие птицы Магаданской области” - правильно
Педагог: Ребята как мы должны заботиться?
Ответы учащихся: Птиц зимой надо подкармливать, охранять.
Педагог: Правильн … (заботиться). Стихотворение
Педагог:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Разве можно забывать
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Педагог: На этой поэтической ноте мы закончим наше занятие.
Ребята, спасибо Вам за занятие. До свидания.
Литература
- Брэм А.Э. Жизнь животных. Том 2. “Птицы” Москва. “Терра; 1992 г.
- Контратьев А.Я. Красная книга Севера Дальнего Востока России. Москва. “Пета”; 1998 г.
- Ухатин Н. “Друзья природы”. Москва. “Детская литература”; 1976 г.
- Штястнов К. “Певчие птицы”. Издательство “Ария, Прага”; 1986 г.
- Энциклопедия птиц. Издательство. “Ария, Прага”; 1974 г.