Дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель – Здравствуйте, ребята!
Дети – Здравствуйте! (Распевка)
Музыкальный руководитель – Ребята, я хочу вам загадать загадку.
Что нас с детства окружает,
Красоту, любовь нам дарит?
Отчий дом, леса, поля, -
Сердцу милая земля.
Край, в котором мы живем,
С детства…
Дети – Родиной зовем!
Музыкальный руководитель – А наша Родина, наш родной край называется…
Дети – Марий Эл!
Музыкальный руководитель – У всех народов композиторы издавна воспевали свой родной край, свою малую Родину, сочиняли песни, слагали гимны. И я сейчас предлагаю вам послушать песню “Марий Эл” композитора В. Захарова.
Песня “Марий Эл”. Музыка и слова В. Захарова.
Музыкальный руководитель – Ребятки, какая музыка по характеру?
Дети – Величавая, торжественная, напевная,…
Музыкальный руководитель – Поэты в своих стихах тоже воспевают свой родной край. Послушайте…
Леса и рощи с детства сердцу милые
О чем-то шепчут, шелестя листвой.
Луга цветущие, поля красивые, -
Все это – милый сердцу край родной.
И песни соловья, что душу трогают,
И родниковый звон, и неба высь,
И солнце на закате розовом
Мы не забудем. Здесь мы родились. (Авторское)
Музыкальный руководитель – Поэты свои чувства передают словами, рассказывая о березовых рощах, о цветущих лугах, о родниковой воде,…. Композиторы об этом рассказывают через музыку, музыкальный образ. Давайте послушаем музыку, закроем глаза и представим, о чем рассказывает композитор…
Звучит лирическая марийская музыка (На усмотрение музыкального руководителя).
Музыкальный руководитель – Что же вы представили под звуки этой мелодии?
Дети – Шумят леса, поют птицы, журчит родничок, цветы цветут на красивом лугу, Пампалче собирает на лугу цветы.
Выходит из домика Пампалче (воспитатель)
Музыкальный руководитель – Посмотрите-ка, музыка ожила! Пампалче к нам пришла!
Пампалче – Здравствуйте, ребятки! Собрала я на лугу цветы и сделала из них разноцветную палитру. А музыка какая красивая! Какая она по характеру?
Дети – Ласковая, напевная, нежная,...
Пампалче – Давайте ее раскрасим цветами палитры – выложим на фланелеграфе разноцветные кружочки, будто букет цветов на лугу. Как вы думаете, какие цвета подойдут для такой лирической, напевной музыки – яркие или нежные?
Дети – Нежные цвета, неяркие…
Снова звучит музыка, дети выкладывают аппликацию на фланелеграфе из цветных кружочков (розовый, голубой, желтый, светло-зеленый).
Музыкальный руководитель – Музыка нежная, и цвета такие нежные, весенние.
Пампалче – В старину весну марийский народ встречал весело, ярко, с песнями, танцами, играми, игрой на музыкальных инструментах. Давайте послушаем музыкальные инструменты и угадаем их.
Слушание звучания музыкальных инструментов (свирель, волынка, барабан, гусли и т.д.). Дети определяют звучание инструментов.
Слушание инструментов сопровождается их показом (включая инструменты из бросового материала – баночки из-под кофе, использованные фломастеры – яркие, красивые, украшены марийским орнаментом).
Пампалче
Солнце весело сияет,
Всем тепло и радость дарит,
Греет, греет, пригревает,
Вся природа оживает!
Песня “Солнышко” (Авторская).
Появляется Вувер-Кува (Баба Яга), сердится.
Вувер-Кува
Не хочу, чтобы солнце светило,
Не хочу, чтоб всем радостно было,
Чтоб трава зеленела,
Чтобы солнце песенку пело!
Музыкальный руководитель – Вувер-Кува появилась… Да какая сердитая! Посмотри, какая ты, совсем как на этой картинке! (Показывает пиктограмму). Ребятки, покажите мимикой, какая же Вувер-Кува? (Дети показывают).
Пампалче – Лучше ты с нами песни пой, да музыку слушай!
Вувер-Кува
Ни к чему мне веселиться,
Песни петь, и танцевать.
Музыку не хочу я слушать,
Не хочу с вами играть!
Пампалче – Что-то настроения нет у Вувер-Кувы. Ну, поиграй с нами, пожалуйста, тебе ж веселее станет! Поиграем в лапоток!
Дети встают в круг.
Пампалче – Лапоток, крутись по кругу, выбирай себе подругу.
Коль заденешь ты кого – из игры выходит он!
Проигравшие выходят из круга, в том числе и Вувер-Кува. Она сердится еще больше.
Вувер-Кува
Разбегайтесь по углам,
Играть в игру не дам я вам!
Заберу ваш лапоток,
Да закину в уголок!
Музыкальный руководитель – Дети, споем песню про дождик, проучим Вувер-Куву! Споем весело, задорно!
Песня про дождик (Авторская).
Вувер-Кува – Ах так! Раз вы еще и ведро дождя на меня вылить обещаете, заберу я вашу цветную палитру, останетесь без ярких красок, все ваши музыкальные инструменты станут бесцветными!
Хватает палитру, убегает. Музыкальный руководитель достает бесцветные музыкальные инструменты – барабанчики, дудочки (бросовый материал – пустые баночки из-под кофе, корпуса от использованных фломастеров).
Пампалче – Посмотрите, наши замечательные барабанчики стали бесцветными! Что же теперь делать?
Ответы-предположения детей.
Музыкальный руководитель – Не забывайте, что у нас еще есть волшебница-музыка! Ведь в ней, как и в радуге, семь нот – семь цветов. Мы возьмем волшебную палочку-молоточек, сыграем эти волшебные ноты на металлофоне, споем про них песенку, и цветная палитра к нам вернется!
Игра на металлофоне. Песенка-распевка “Семь нот” (Авторская)
Семь нот на помощь мы зовем,
Про них мы песенку поем.
Семь нот, как радуги цвета,
С палитрой верные друзья.
До – как красно солнышко,
Ре – оранжевый, веселый,
Ми – как желтый лютик в поле,
Фа – зеленая трава.
Соль – небес голубизна,
Ля – как синяя река,
Си – фиолет-черничный цвет…
Засиял палитры свет!
Пампалче достает палитру – на ней разноцветная самоклеящаяся бумага и вырезанные из нее готовые детали-орнамент для аппликации.
Пампалче – Чудо свершилось! Музыка помогла цветной палитре ожить! А на палитре еще и украшения к нашим музыкальным инструментам! Давайте их оживим яркими цветами!
Звучит веселая марийская музыка, под которую дети украшают музыкальные инструменты (барабанчики, дудочки) национальным орнаментом.
Музыкальный руководитель приглашает всех в круг танцевать под марийскую музыку, а желающие играют на музыкальных инструментах – украшенных детьми барабанчиках и дудочках.