Тема урока: "Басни Ивана Андреевича Крылова". 3–4-е классы

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Расширить знания о творчестве И.А. Крылова.
  2. Познакомить с новой басней “Волк и ягнёнок”.
  3. Развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство.
  4. Проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Обзор книг с выставки.

- Рассмотрите внимательно выставку книг. Определите тему нашего внеклассного чтения.

- Может кто-нибудь из вас заметил, что-то необычное?

Правильно тема нашего внеклассного чтения “Басни И. А. Крылова”.

(Записать на доске)

- Давайте вспомним, что такое басня?

(Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах. В басне обязательно должно быть поучение (совет), в котором говорится, что надо делать и чего не надо. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. Басня немного похожа на сказку, но в ней обычно действуют не люди, а люди звери и даже вещи. Но ведут себя, как люди: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. И ещё басня – это почти всегда живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится)

3. Рассказ о жизни И. А. Крылова (1769–1844).

- Великого русского баснописца И. А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Даты и места его рождения конкретно никто не знает, но есть предположение, что он родился 13 февраля 1769 г. В Москве (продолжают ученики).

И.А. Крылов родился в семье скромного армейского офицера. Поэтому Крылову в детстве не пришлось учиться, но мальчик был трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и его постоянно ставили в пример другим детям. Особенно усердно он занимался итальянским и французским языками, математикой.

Когда Крылову исполнилось 9 лет, отец умер. После него ничего не осталось – ни денег, только сундучок с книгами. В 11-летнем возрасте поступает Крылов на службу Публичную библиотеку. Там у него сеть свой стол с бумагами. Его уже называют Иваном Андреевичем. Что же он здесь делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил перья, и потихоньку читал книги, за что злой начальник не раз его бил. Он уже перечитал все, что было в отцовском сундуке: арабские сказки, басни Дмитриева. Он видел, как богатые обманывали бедных, богатый был всегда прав, а бедняк – виноват.

Шли месяцы, годы… Крылов продолжал трудиться, писал стихи, пьесы, переводил басни.

Однажды он решил показать свои басни Дмитриеву. Дмитриев пришел в восторг. Басни Крылова стали печатать в журналах.

Мы смеемся над героями басен - потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, невежество.

- Я хочу рассказать вам одну историю. Однажды Крылова пригласил к себе богатый человек и попросил прочитать 2–3 басенки. Крылов прочитал несколько басен. Богатый человек выслушал и сказал: “Это хорошо, но почему вы не переводите так, ка Дмитриев?”.

- “Не умею” - скромно ответил поэт… Придя домой, задетый за живое баснописец вылил свой гнев в басне “Осел и Соловей”.

4. Чтение наизусть басни “Осел и Соловей” (в конце грамзапись “Голоса птиц” - трели соловья).

5. Инсценировнаие басен “Лебедь, щука и рак”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Лисица и ворона”, “Зеркало и обезьяна”, “Мартышка и очки”, “Стрекоза и муравей”.

- А сейчас многие герои басен, знакомых и полюбившихся нам, оживут.

1. “Лебедь, щука и рак”.

- Что значит, из кожи лезут вон? (Очень стараются)

- А почему же воз и ныне там, так и не сдвинулся с места? (Нужно согласоваться с друг другом в одном движении, тогда и получится. Ведь для всех поклажа легка)

2. “Слон и Моська”.

- Что значит “Слоны в диковинку у нас”?

- Как ведет себя слон? (Он спокоен и ничего не примечает, не реагирует на собаку)

- Как поступила Моська, увидев слона? (Стала метаться, визжать, лаять, рваться, драться)

3. “Квартет”.

(Квартет – оркестр из 4-х музыкантов, бас и альт – струнные инструменты низких тонов, прима и втора – первая и вторая скрипки)

- Почему игра музыкантов не пошла на лад?

4. “Лисица и ворона”.

- В каких словах заключен главный смысл басни?

- Какой вывод нужно сделать?

5. “Зеркало и обезьяна”.

- Какими вы представляете себе главных героев?

6. “Мартышка и очки”.

- Какой вы представили себе мартышку? (Глупой, неумной, она невежда.Если ты невежда, то во сто раз слепее того, кто с самого рождения лишен зрения)

7.”Стрекоза и муравей”.

- Что вы скажите о стрекозе? О муравье?

- Прав ли муравей, отказав стрекозе в просьбе?

- Кого вы осуждаете?

6. Физкультминутка.

7. Знакомство с новой басней “Волк и Ягненок”.

1. Словарная работа.

Светлейший, светлость – так обращались в старое время к князю.

Разведаться, разведать – расплатиться, рассчитаться.

- Что вы знаете о повадках волка? Ягненка?

2. Чтение учителем.

- Каким представлен в басне волк? Ягненок?

- Перечислите, в чем обвиняется Ягненок?

- Почему Волк обвиняет во всем Ягненка?

- Какова главная мысль басни?

(Можно предложить прочитать детям по ролям, выбрать тон для чтения)

8. Работа с “крылатыми словами”.

Многие строки из басен Крылова стали “крылатыми”.

  1. У сильного всегда бессильный виноват.
  2. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  3. А воз и ныне там.
  4. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона.
  5. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться?

9. Картинная галерея.

Учитель задает несколько вопросов по басням Крылова, дети отгадывают название басни и указывают на номер картины соответствующей этому названию.

10. Итог урока.

Приложение