Цели.
- Расширить знания о творчестве И.А. Крылова.
- Познакомить с новой басней “Волк и ягнёнок”.
- Развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство.
- Проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Обзор книг с выставки.
- Рассмотрите внимательно выставку книг. Определите тему нашего внеклассного чтения.
- Может кто-нибудь из вас заметил, что-то необычное?
Правильно тема нашего внеклассного чтения “Басни И. А. Крылова”.
(Записать на доске)
- Давайте вспомним, что такое басня?
(Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах. В басне обязательно должно быть поучение (совет), в котором говорится, что надо делать и чего не надо. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. Басня немного похожа на сказку, но в ней обычно действуют не люди, а люди звери и даже вещи. Но ведут себя, как люди: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. И ещё басня – это почти всегда живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится)
3. Рассказ о жизни И. А. Крылова (1769–1844).
- Великого русского баснописца И. А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Даты и места его рождения конкретно никто не знает, но есть предположение, что он родился 13 февраля 1769 г. В Москве (продолжают ученики).
И.А. Крылов родился в семье скромного армейского офицера. Поэтому Крылову в детстве не пришлось учиться, но мальчик был трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и его постоянно ставили в пример другим детям. Особенно усердно он занимался итальянским и французским языками, математикой.
Когда Крылову исполнилось 9 лет, отец умер. После него ничего не осталось – ни денег, только сундучок с книгами. В 11-летнем возрасте поступает Крылов на службу Публичную библиотеку. Там у него сеть свой стол с бумагами. Его уже называют Иваном Андреевичем. Что же он здесь делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил перья, и потихоньку читал книги, за что злой начальник не раз его бил. Он уже перечитал все, что было в отцовском сундуке: арабские сказки, басни Дмитриева. Он видел, как богатые обманывали бедных, богатый был всегда прав, а бедняк – виноват.
Шли месяцы, годы… Крылов продолжал трудиться, писал стихи, пьесы, переводил басни.
Однажды он решил показать свои басни Дмитриеву. Дмитриев пришел в восторг. Басни Крылова стали печатать в журналах.
Мы смеемся над героями басен - потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, невежество.
- Я хочу рассказать вам одну историю. Однажды Крылова пригласил к себе богатый человек и попросил прочитать 2–3 басенки. Крылов прочитал несколько басен. Богатый человек выслушал и сказал: “Это хорошо, но почему вы не переводите так, ка Дмитриев?”.
- “Не умею” - скромно ответил поэт… Придя домой, задетый за живое баснописец вылил свой гнев в басне “Осел и Соловей”.
4. Чтение наизусть басни “Осел и Соловей” (в конце грамзапись “Голоса птиц” - трели соловья).
5. Инсценировнаие басен “Лебедь, щука и рак”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Лисица и ворона”, “Зеркало и обезьяна”, “Мартышка и очки”, “Стрекоза и муравей”.
- А сейчас многие герои басен, знакомых и полюбившихся нам, оживут.
1. “Лебедь, щука и рак”.
- Что значит, из кожи лезут вон? (Очень стараются)
- А почему же воз и ныне там, так и не сдвинулся с места? (Нужно согласоваться с друг другом в одном движении, тогда и получится. Ведь для всех поклажа легка)
2. “Слон и Моська”.
- Что значит “Слоны в диковинку у нас”?
- Как ведет себя слон? (Он спокоен и ничего не примечает, не реагирует на собаку)
- Как поступила Моська, увидев слона? (Стала метаться, визжать, лаять, рваться, драться)
3. “Квартет”.
(Квартет – оркестр из 4-х музыкантов, бас и альт – струнные инструменты низких тонов, прима и втора – первая и вторая скрипки)
- Почему игра музыкантов не пошла на лад?
4. “Лисица и ворона”.
- В каких словах заключен главный смысл басни?
- Какой вывод нужно сделать?
5. “Зеркало и обезьяна”.
- Какими вы представляете себе главных героев?
6. “Мартышка и очки”.
- Какой вы представили себе мартышку? (Глупой, неумной, она невежда.Если ты невежда, то во сто раз слепее того, кто с самого рождения лишен зрения)
7.”Стрекоза и муравей”.
- Что вы скажите о стрекозе? О муравье?
- Прав ли муравей, отказав стрекозе в просьбе?
- Кого вы осуждаете?
6. Физкультминутка.
7. Знакомство с новой басней “Волк и Ягненок”.
1. Словарная работа.
Светлейший, светлость – так обращались в старое время к князю.
Разведаться, разведать – расплатиться, рассчитаться.
- Что вы знаете о повадках волка? Ягненка?
2. Чтение учителем.
- Каким представлен в басне волк? Ягненок?
- Перечислите, в чем обвиняется Ягненок?
- Почему Волк обвиняет во всем Ягненка?
- Какова главная мысль басни?
(Можно предложить прочитать детям по ролям, выбрать тон для чтения)
8. Работа с “крылатыми словами”.
Многие строки из басен Крылова стали “крылатыми”.
- У сильного всегда бессильный виноват.
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
- А воз и ныне там.
- Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона.
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться?
9. Картинная галерея.
Учитель задает несколько вопросов по басням Крылова, дети отгадывают название басни и указывают на номер картины соответствующей этому названию.
10. Итог урока.