Цели урока:
1) познакомить учащихся с составом органических веществ;
2) кратко изложить основные положения теории химического строения органических веществ (ТХСОВ) А.М.Бутлерова;
3) актуализировать понятие о структурных формулах, о видах углеродной цепи в молекулах органических веществ;
4) сформировать у учащихся понятие о гомологии и гомологах, их сходстве и различиях.
Задачи урока:
1) научить учащихся составлять структурные формулы (на примере углеводородов);
2) выработать у учащихся умение определять формулы гомологов по заданным структурным формулам (на примере формул углеводородов).
Тип урока: лекция с применением визуальных средств обучения.
Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран.
Ход урока
1. Оргмомент (5 минут)
- объявление учащимся темы и цели урока;
- организация учащихся по принятию цели урока и мотивация их по её решению.
2. Основная часть урока (35 минут)
В течение всего урока учащиеся работают в тетради, дают ответы на вопросы учителя.
В начале урока учитель урока объявляет тему урока.
Слайд 1 (Презентация)
Затем излагает цель курса органической химии, называет состав органических веществ. Кратко знакомит учащихся с основными положениями теории А.М.Бутлерова, лежащими в основе строения органических веществ (ТХСОВ).
Слайд 2
В доказательство первого положения ТХСОВ учитель рассказывает учащимся о различных видах углеродной цепи (на примере углеводородов).
Слайды 3-4
Затем учитель переходит к вопросу о гомологии и гомологах (понятие и примеры).
Слайд 5
Закрепление понятия о гомологах происходит у учащихся при выполнении тестового упражнения №1. Обсуждается ответ упражнения. Правильность ответа проверяется его открытием (по щелчку) на том же слайде. Можно на слайде открыть музыкальный файл (фанфары) в честь правильных многочисленных ответов учащихся, подчеркнув одобрение учителем работоспособности учащихся.
Слайд 6
Закрепление умения учащихся расставлять атомы водорода в структурных формулах (на примере углеводородов) происходит при выполнении упражнения №2. Оценка ответов учащихся происходит после выполнения ими каждого из примеров, обсуждения ответов и открытия верного решения. В качестве одобрения учителем ответов учащихся можно также использовать музыкальный файл (фанфары).
Слайды 7-9
3. Подведение итогов урока и запись домашнего задания (5 минут)
В конце урока учащиеся выполняют творческое задание вместе с учителем в режиме on-line:
Закончить фразу: “Гомологический ряд – это…”. При этом они выбирают последовательность слов или выражений, заключённых в различные прямоугольники. При этом учитель на слайде нажимает на них. Выбранный прямоугольник исчезает, а в нижней части слайда выстраивается цельное понятие гомологического ряда. Включаются фанфары, и под их приглушённые звуки учащиеся записывают в тетрадь это понятие.
Слайд 10
Затем записывается домашнее задание. Учитель благодарит учащихся за активную работу на уроке.
Слайд 11