Цели урока:
- обобщить знания по теме;
- продолжить работу по отработке навыков групповой работы, работы в парах, индивидуальной работы, развития монологической, выразительной речи, умения создавать свои тексты;
- развивать интерес к классике, прививать любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Технология: разноуровневое обучение.
Оборудование:
- портрет М.Ю.Лермонтова;
- проектор, электронная доска;
- карточки с заданиями (для каждой группы свой набор карточек).
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня, как и на других
уроках русского языка, мы постараемся «увидеть»,
«почувствовать», как удается «творить чудеса»
великим русским писателям.
Мы постараемся увидеть, как и зачем использует
односоставные предложения М.Ю. Лермонтов и те,
кто пишет о нем. Будем работать с отрывками
известных и еще не известных вам стихотворений.
Учитель: Каков основной лейтмотив стихотворений М.Ю Лермонтова? Каким настроением овеяны его стихи, известные вам? (Грусть, печаль, одиночество)
Учитель: Почему?
Учащиеся: Его характер формировался в эпоху разгульной реакции Николая I после восстания декабристов 1825 года. Передовая дворянская интеллигенция не хотела мириться с духовной и политической несвободой, когда их одолевали различные Думы. И каждый раз, когда М.Ю. Лермонтов в своих стихах осмеливался говорить о свободе, о борьбе, это для него оборачивалось трагически – ссылки на Кавказ, и в конце концов – смерть от руки никчемного человека, убийцы Мартынова.
Работа по группам (задания по уровням: 1, 2, 3)
I задание
(текст для всех групп одинаковый, написан на доске или экране проектора)
1-й уровень
(В) н…бесах торжестве(н,нн)о и ч…дно
Спит з…мля в с…янье г…лубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего, ж…лею ли о чем?
1. Вставить пропущенные орфограммы, раскрыть
скобки;
2. Объяснить орфограммы;
3. Указать, какими частями речи являются все слова
в данном тексте;
4. Сделать фонетический разбор слова: ж…лею.
(1 ученик вставляет пропущенные буквы, раскрывает скобки, 2 ученик – объясняет, 3 ученик – указывает части речи, 4 ученик – выполняет фонетический разбор указанного слова.)
2-й уровень
Указать тип связи в данных сл / соч.:
в сиянье голубом
спит в сиянье
так больно
в небесах торжественно
3-й уровень.
1. В чем смысл данных строчек? Нарисуйте
словесную картину того, о чем говорится в данных
строчках.
2. Указать выразительные средства,
использованные в выражениях: в сиянье голубом,
спит земля, в небесах торжественно и чудно. (Метафора,
эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола,
литота и т.д.)
Подсказка (для уч-ся 1-го уровня, напечатан на отдельной карточке)
1. В наречиях столько -н-, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.
2. В прилагательных -Н- пишется в суффиксах -ин-, -ан-, -ян-
3. -НН- пишется в суффиксах -енн-, -онн-, исключение: ветреный.
4. После согласных ч, щ, ш, ж пишутся гласные у,а, и.
5. Проверяемую гласную в корне нужно проверить с помощью однокоренных слов.
6. Непроверяемую гласную нужно проверить по словарю.
7. Части речи:
наречие – как? когда? где?
существительное – кто? что?
прилагательное – какой? чей?
глагол – что делать? что сделать?
8. В русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, и, ы, э.
Буквы: е, ё, ю, я дают 2 звука: йэ, йо, йу, йа, если они
стоят:
1) в начале слова
2) после гласной
3) после ь, ъ.
В роли подсказки – словарь.
Проверка выполнения 1 задания начинается с 1-го уровня (на выбор любое задание выполняется у доски), затем у доски поочередно работают ребята, выполнявшие задание 2-го уровня, заканчивают данное задание ребята, работающие по 3-му уровню сложности.
Учитель: Сколько простых предложений в данной строфе? (4 простых предложения)
II задание – эстафета
1-й уровень.
1. Переписать в тетрадь данное четверостишие.
2. Во всех предложениях подчеркнуть
грамматическую основу.
2-й уровень.
1. Переписать четверостишие в тетрадь.
2. Во всех предложениях подчеркнуть
грамматическую основу.
3. Указать типы сказуемых.
3-й уровень.
1. Переписать четверостишие в тетрадь.
2. Во всех предложениях подчеркнуть
грамматическую основу.
3. Указать тип сказуемого.
4. Проверить, как выполнили это задание твои
товарищи.
5. Дать общую характеристику данным предложениям
по плану:
А) двусоставное или односоставное
Б) если односоставное, указать тип
односоставного.
Проверка выполнения задания:
1 гр. – 1-е предложение
2 гр. – 2-е предложение
3 гр. – 3-е предложение
4 гр. – 4-е предложение
Задание выполняют у доски ребята, работающие с заданием 3-го уровня.
Учитель:
– Какие предложения преобладают в данном
тексте?
– Какова стилистическая роль безличных
предложений?
– Какова роль безличных предложений в данной
строфе?
Подготовленные ребята читают примеры различных стихотворений, в которых автор использует односоставные предложения.
III задание.
Далее речь пойдет о…. Впрочем, вы сами определите, о каком типе односоставных предложений пойдет речь. М.В. Ломоносов об одном из них писал: «Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». (Определенно-личные)
Учитель: Какие предложения мы называем определенно-личными? Для чего они служат?
Игра «Найти лишнее»
1-й уровень.
Найти 2-е лишнее (предложение, которое не является определенно-личным).
А) Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской,
И, как преступник, перед казнью,
Ищу кругом души родной.
Б) Никто словам моим не внемлет… Я один.
День гаснет…, красными рисуясь полосами
На запад уклонились тучи,
И камин трещит передо мной.
2-й уровень
Из данных четверостиший найти 3-е лишнее (предложение, которое не является определенно-личным)
А) Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской,
И как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
Б) Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
В) Никто словам моим не внемлет… Я один.
День гаснет…, красными рисуясь полосами.
На запад уклонились тучи,
И камин трещит передо мной.
3-й уровень.
Найти 4-е лишнее из данных четверостиший (предложение, которое не является определенно-личным)
А) Никто словам моим не внемлет… Я один.
День гаснет…, красными рисуясь полосами,
На запад уклонились тучи,
И камин трещит передо мной.
Б) Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
В) Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
Г) Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Учитель: Каким настроением овеяны эти стихи?
Задание: Подготовленные ребята выразительно читают данные четверостишия.
Карточка-ответ
1-й уровень:
2-е лишнее – Б)
2 уровень:
3-е лишнее – В)
Карточка-ответ
3 уровень:
4-е лишнее – А)
Проверку проводят помощники-консультанты и сообщают результаты учителю.
IV задание
О трагической кончине М.Ю. Лермонтова в одном из стихотворений сказано:
Схоронили его за Москвой-рекой…
И бугор земли тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили …
(на доске текст или на экране проектора)
Задание: (работа в группе)
Перепиши любое из 3-х предложений в тетрадь и разбери его по плану:
- Подчеркни грамматическую основу.
- Если предложение односоставное, укажи его тип.
- Проверь по карточке – ответу.
- Продиктуй товарищам по группе.
Учитель: С какими предложениями вы
работали?
Какие предложения называются
неопределенно-личными?
Об этом типе односоставных предложений А.М.
Пешковский сказал: «Действующее лицо намеренно
устранено, намеренно представляется как
неизвестное, неопределенное»
(неопределенно-личное).
Выполненное задание можно проверить по
карточке-ответу:
V задание
1-й уровень
Выписать все односоставные предложения из данного текста, указать их тип, тему данного текста, стиль текста, тип речи:
Отрывок из литературно-критической статьи о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»
(Энциклопедический словарь юного филолога)
Чтобы ощутить своеобразие лермонтовского языка, начнем с одного очень характерного для поэта слова – символа и подумаем, что значит слово «буря» в памятном всем с детства «Парусе» (1832). Очень часто говорят, что в этом стихотворении выражен призыв к буре. И в самом деле: «А он, мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой». Но, с другой стороны, буря в своем прямом значении ведь только что описана («Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит»). И лирическим откликом на нее было вовсе не выражение радости, а грустное, скептическое «увы!». Значит, буря здесь – это прежде всего борьба, неприятие того, что есть, в том числе и реально происходящей бури.
2-й уровень
Задание: выписать все односоставные предложения из данного текста, указать их тип, стиль текста, тип речи, доказать:
Тарханы – имение Арсеньевой. Светелка в
барском доме, служащая Арсеньевой и малой
комнатой, и комнатой для дневного отдыха.
– Никита, вели возок готовить. В Петербург еду.
Ступай! (Читает!) «Милая бабушка, не убивайтесь
слишком по мне… С меня хватит тупой жестокости
одних, рабьего смирения других.
… Ни в чем, ни в чем себя не упрекайте. Вы сделали
для моего счастья больше, чем это в силах
смертного человека. Простите меня, милая, родная
моя, любимая, последняя мысль будет…»(голос
Арсеньевой пресекается).
Как же вышло, что никто за Мишу не заступился?
Ведь это же не дуэль. А убийство… Раз нет мужчины,
чтобы отомстить. Я сама негодяя вызову.
(По Ю. Нагибину)
Его тело перевезли поздно вечером. Извозчики не
желали ехать «в такую даль» и «в такую грозу». По
тем же причинам не могли раздобыть лекаря, чтобы
оказать помощь тому, кто лежал на траве под
Машуком.
Потом положили на диван. Позже перенесли на стол.
Рана была смертельной. Хорошо «целил» Мартынов!
«Милая бабушка, здоровы и уверены, что бог Вас
наградит за все печали».
(По Г.Гулиа).
3-й уровень
Создать эссе, началом которого станут строчки (на выбор):
“ Этой жизни суждено проблеснуть блестящим метеоритом, оставив после себя длинную струю света…”(В.Г. Белинский).
“Прочла и тут же запомнила стихи” (О.Берголльц)
Условие: использовать одноставные предложения в своих собственных работах.
Рефлексия:
– Что нового вы узнали на уроке о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
Домашнее задание:
Напишите о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, оставшихся после данного урока.
Выставление оценок за работу на уроке.