Цель: закрепление знаний об именах собственных, развитие умения делать выводы, анализировать, прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: куклы бабки, деда, колобка, зайца, волка, лисицы; медведя; рисунки к сказке «Колобок»; аудиозапись сказок «Золушка», «Дюймовочка», «Колобок».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Индивидуальная работа у доски
1) На доске запись:
ВА, МА, ТЯ, ЛЯ, ША, ПЕ, СА, МИ
Составить в 1-м столбике имена девочек, во втором – имена мальчиков. (Маша, Валя, Петя, Саша, Митя, Миша)
2) Вставить буквы и подобрать подходящие клички животным.
РОВА МУРЗИК
ЗА ГОГОША
ГУСЬ БУРЕНКА
КО БОДУНЬЯ
3) На доске слова: ПУШИСТАЯ, БЕЛКА, ЖОРА, КОЛЮЧИЙ, ЗИНКА, ЁЖ
Собрать правильные словосочетания, подчеркнуть слово, которое не переносится (Пушистая белка Зинка, колючий еж Жора).
III. Чистописание
Ззз за зт зе зя зу зы с к з а к и
Учитель: Что знаете об этой букве?
Ученик 1: Это согласная буква, ею на письме обозначаются 2 звука [з] и []; это парные глухие звуки, пара им [с] и [].
Учитель: Как бы вы сгруппировали сочетание букв?
Ученик 1: В первую группу слоги, а во вторую зт – это не слог, там нет гласной.
Ученик 2: Я бы выделил в первую группу с [з]: за, зт, зу, зы, а во вторую – с [] – зе, зя.
Учитель: Запишите все эти сочетания букв. А какое слово рассыпалось?
Ученик: Слово сказки.
Учитель: Мы сегодня будем путешествовать в стране сказок. Вам нужно прослушать отрывок из сказки и назвать эту сказку.
Звучат аудиозаписи сказок «Золушка», «Дюймовочка», «Колобок». Дети угадывают названия сказок.
Ученики: Это «Золушка», «Дюймовочка» и «Колобок».
Учитель: Молодцы. Что это за слова, как мы их запишем?
Ученик: Это имена собственные, пишем их с большой буквы и берем в кавычки – это названия сказок.
Учитель: А как вы думаете, какая будет тема урока?
Ученик: Имена собственные.
Учитель: Запишите самостоятельно названия этих сказок и проверьте, правильно ли записали.
(На доске запись: «Золушка», «Дюймовочка» , «Колобок»).
Учитель: А как бы вы сгруппировали эти названия сказок?
Ученик 1: «Золушка» и «Дюймовочка» в первую группу, так как это существительные женского рода, «Колобок» – во вторую группу, так как это существительное мужского рода.
Ученик 2: Я бы тоже названия сказок «Золушка» и «Дюймовочка» поместил бы в первую группу, так как они о девочках, а «Колобок» – во вторую группу, он о круглом хлебушке.
Ученик 3: А еще «Колобок» – это русская народная сказка, а две другие – авторские.
Учитель: Мы с вами много работали с русскими народными сказками, ставили их в кукольном театре, выступали перед малышами. Все сказки учат мудрости, честности, доброте. Попробуем пересказать сказку «Колобок» по-своему. Оживим её именами собственными.
На доске рисунок деревни на берегу озера и запись:
В деревне _______ на берегу озера __________ жили дед (на доске ребус – в букве А стоит «ня» (Ваня), в букве И стоит «тя» (Витя) и баба (на доске ребус – в букве А стоит «ля» (Валя), в букве А стоит «ся» (Вася).
Учитель: Посмотрите на запись, что вы о ней можете сказать?
Ученик: Это предложение, там пропущены названия деревни и озера.
Учитель: А что общего в этих двух словах?
Ученик 1: Это имена собственные и географические названия. Они пишутся с большой буквы.
Ученик 2: А еще в ребусах спрятаны имена деда и бабки.
Учитель: Давайте подберем название деревни.
Ученики: Высокая, Тихая, Далёкая и т.д.
Учитель: Запишите начало предложения и допишите свой вариант названия деревни.
Учитель: Теперь давайте подберем название озера.
Ученики: Голубое, Лесное, Широкое и т.д..
Учитель: Продолжите предложение, вставив название озера «Широкое». Подчеркните орфограммы в именах собственных.
Проверка.
Учитель: Продолжим работу на предложением.
Ученик 1: Имена деда и бабы спрятаны в ребусах. Нужно их отгадать.
Ученик 2: Там два имени: Ваня и Витя. Одно может быть именем, другое – отчеством.
Учитель: А от обоих имен можно образовать отчество?
Ученик: Да, потому что это два мужских имени. Можно деда назвать Иван Викторович или Виктор Иванович.
Ученики: А бабушку назовём Валя, отчество от имени Вася – Васильевна. Имя Вася может быть и женским. Получилось Валентина Васильевна. Это имена собственные, пишем их с большой буквы.
(Учитель выписывает имена на доске).
Учитель: Закончите предложение, вписав имена деда и бабы, если сможете, запишите самостоятельно, по памяти, а потом проверьте.
(Далее учитель использует кукол деда, бабки и животных).
Учитель: Испекла бабушка деду колобок и дала ему имя. Угадайте, какое. В нём 3 буквы. Первая буква – последняя буква алфавита.
Ученик: Это буква я.
Учитель: Две других – это первый слог в слове Шарик.
Ученик: Это ша . Получилось имя Яша.
Учитель: Запишем под диктовку:
«Покатился колобок Яша».
Над именем собственным надпишите, сколько в
нем звуков и сколько букв, разделите его на
слоги.
Проверка.
Учитель: Навстречу ему зверь, название его в ребусе
Ц
Я (за буквой Я
спрятана буква Ц)
Ученик: Это заяц!
(В руках у учителя куклы колобка и зайца).
Учитель: «Я тебя съем», – сказал заяц.
Колобок: «Не ешь меня, я тебе кличку подберу».
Давайте поможем Яше, подберем имя зайцу.
Ученики: Степа, Степашка, Трусишка.
Учитель: Запишите начало предложения. «Навстречу ему заяц Степа». Подчеркните в кличке ударный слог. Покатился колобок Яша дальше, а навстречу ему зубастый зверь, отгадайте кто.
(Ребус на доске – в букве О стоит «лк»).
Ученики: Это волк.
Учитель: Говорит волк: « Колобок, я тебя съем». Отвечает колобок: «Не ешь меня, я тебе имя дам».
Учитель: Какого цвета волк?
Ученики: Серого.
Учитель: А можно волка назвать «Серый»?
Ученики: Можно.
Учитель: А как это слово мы напишем?
Ученик: Здесь напишем с большой буквы, это кличка. Но может писаться и с маленькой, когда цвет серый.
Учитель: Запишем самостоятельно продолжение предложения. – «Волк Серый». Разделите слово волк на слоги.
Ученик: Оно не делится, там один слог, так как одна гласная.
Учитель: Молодцы.
Учитель: Покатился колобок дальше. А навстречу ему
Зверь мохнатый, неуклюжий.
Не боится зимней стужи.
Под корягою лесною спит
Под снежной пеленой.
Ученик: Это медведь.
Учитель: Интересно, от какого слова оно образовалось?
Ученик: Наверное, от слова мед.
Учитель: Да, он ведает, знает, где мед. Получилось два корня: мед и вед.Кто знает, как такие слова называются?
Ученик: Это сложные слова.
Учитель: Молодцы.
Учитель: Говорит медведь колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе кличку подберу». Давайте подберем имя медведю.
Ученики: Мишутка, Миша, Михаил Потапович.
Учитель: Запишите: «медведь Михаил Потапович». В именах собственных подчеркните мягкие согласные.
Проверка.
Учитель: Покатился колобок Яша дальше,
а навстречу ему рыжая красавица.
Рассыпалось слово: А
Л С И
Что это за слово?
Ученики: Это лиса.
Учитель: Говорит лиса: «Колобок, колобок, я тебя съем». Отвечает колобок: « Не ешь меня, у тебя будет замечательное имя». В имени лисы 5 букв. Первая – это первая буква алфавита.
Ученик: Это буква А.
Учитель: Остальные буквы – это название этого животного.
Ученики: Получилось – Алиса.
Учитель: Запишем « лиса Алиса».
Комментированное письмо у доски.
Учитель: Вот и получилась у нас новая сказка и одно большое предложение. А главное, чему мы научились?
Ученики: Мы научились писать имена собственные, они пишутся с большой буквы.
Учитель: Покатился колобок в лес, а там, на полянке, отдыхали, паслись различные животные. Давайте посмотрим какие?
Проверка заданий на доске 2) и 3).
Учитель: Сегодня мы поговорили с вами о собственных именах существительных, о сказках, которые вызывают у нас только положительные эмоции. Попробуйте дома пересказать сказку «Теремок» на свой лад.
– Все работали хорошо. Спасибо. Молодцы.