Цель: закрепить обобщающее слово «игрушки», уточнить наименование и предназначение игрушек.
Задачи:
- активизировать словарь по теме;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- согласование количественных числительных 1, 2, 3, 4, 5 и существительных;
- упражнять в употреблении родительного падежа единственного числа существительных;
- развивать слуховое и произвольное внимание;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:
- воздушные шары, мозаика, цветные карандаши;
- игрушки и предметные картинки с изображением игрушек.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в класс и встают возле парт.
- Здравствуйте, ребята! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.
- Ребята, а вы хотите отправиться в удивительное путешествие? Сегодня мы полетим в волшебную страну. А кто мне скажет, на чем можно летать? Но мы с вами полетим на большом круглом воздушном шаре, а поможет нам в этом считалочка.[5] (Приложение)
1, 2, 3, 4, 5 (дети загибают пальчики по-одному)
На лужок пойду гулять (руки опустили)
Красный шарик захвачу (показывают «шарик» руками)
Нитку крепко закручу (левая рука сжата в кулак, правая «закручивает»)
И начну считать (опять показывают ладони)
1, 2, 3, 4, 5 (по очереди загибают пальчики)
Как сочту до десяти (показывают все пальцы)
Крикну шарику: «Лети!» (поднимают руки вверх)
II. Объявление темы занятия.
1. - Вот мы и попали с вами в волшебную страну. А как же называется эта страна? Давайте прочтем на воротах. (Приложение)
- Нет названия. Наверно необходимо выполнить задание.
На экране картинка с наложенными друг на друга картинками. (Приложение)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, что вы видите на экране? Какие предметы изображены?
Дети называют предметы.
- Что мы делаем с этими предметами?
- А каким общим словом можно назвать все эти предметы?
На экране появляется название страны «Игрушки». (Приложение)
- Давайте прочитаем название страны, в которую мы прилетели. Дети читают.
- Вот оказывается, в какую страну мы попали. В этой стране мы узнаем много интересного об игрушках.
2. Ребята, я хочу, чтобы вы меня внимательно послушали.
Читается стихотворение.[6]
Какие ты любишь игрушки?
Вот кубики, кукла, юла.
А вот надувная лягушка
Лежит на полу у стола.
Мне нравится плюшевый мишка,
И серый задумчивый слон,
Ещё длинноухий зайчишка
Хотя и трусливенький он.
- Какие игрушки были названы? Кого вы запомнили?
Дети называют, а логопед выставляет на фланелеграф картинки.
- Ребята, сколько игрушек вы видите? (Перечисляют.)
- А теперь я прошу вас закрыть глаза (логопед убирает одну игрушку).
- Посмотрите, что изменилось? Чего нет?
- Молодцы!
3. Выставляются игрушки – машинка, кукла, мяч.
- Что это? (Это мячик.)
- Это мячик. Какой он по цвету? (Мячик красный.)
- Какой он по форме? (Мячик круглый.)
- Какой мячик на ощупь? Потрогайте его. (Мячик гладкий.)
- Посмотрите как хорошо он прыгает. А что вы будете с ним делать?
- Будем играть.
- Будем катать.
- Будем бросать.
- Будем ловить.
4. Физкультурная минутка.[4] (Приложение)
Чуть ударишь этот мячик (ударяем правой рукой)
Начинает он скакать (ударяем левой рукой)
Скачет, скачет, скачет, скачет (прыжки на одной ноге, потом на другой)
И не хочет перестать (прыжки на двух ногах)
- Что это? (Это кукла.) (Приложение)
- Давайте рассмотрим куклу. Какая она по размеру? (Кукла большая.)
- Еще, какая кукла? (Кукла красивая.)
- Что вы будете с ней делать? (Приложение)
- Будем играть.
- Будем кормить.
- Будем укладывать спать.
- Будем одевать.
- Будем раздевать.
- Будем качать.
- Что это? (Это машинка.)
- А что мы с ней будем делать? (Приложение)
- Будем играть.
- Будем нагружать.
- Будем разгружать.
- Будем ремонтировать.
- Будем возить.
5. Игра «Четвертый лишний».
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»
Выставляются предметные картинки (Приложение):
- машинка, юла, кубики, капуста;
- мяч, пирамидка, кукла, яблоко.
- Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор (лишняя картинка убирается).
- Найдите и назовите картинки, названия которые начинаются на гласную букву, согласный звук. (Приложение)
- Найдите и назовите слова-названия игрушек состоящих из 5 звуков. (Приложение)
- Назовите слово, в котором 9 звуков. (Приложение)
- Сколько согласных в этом слове, какие?
- Сколько гласных? Какие?
- Разделите слово на слоги. Сколько слогов?
- Молодцы!
6. Физкультурная минутка.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед, вниз.
Улыбайся и садись.
7. Упражнение «Веселый счет».
Логопед показывает картинки. (Приложение)
- Ребята, давайте посчитаем наши игрушки. (Счет 1-2-3-4-5.)
- Молодцы!
8. - Вы все любите играть с игрушками, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. А игрушки делаю на фабрике игрушек. На фабрике есть различные цеха. И в каждом цехе изготавливают игрушки из разных материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидки – из дерева, машину – из пластмассы или железа. А потом художники специальными красками раскрашивают игрушки.
- Посмотрите игрушки и назовите их.
- Определите материал, из которого она сделана.
- Составьте словосочетания:
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Кукла из резины – резиновая кукла.
- Танк из железа – железный танк.
- Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка.
- Мишка из плюша – плюшевый мишка.
- Кукла из соломы – соломенная кукла.
- Машинка из бумаги – бумажная машинка.
9. Упражнение на развитие мелкой моторики.
- У Тани было много игрушек: и большой красный мяч, и мягкий плюшевый мишка, и резиновая кукла, и деревянная пирамидка с разноцветными кольцами. Но больше всех игрушек Таня любила пластмассовую мозаику. Из разноцветных кнопочек она собирала разные узоры. Больше всего Таня любила собирать из мозаики цветы.
- Какие игрушки были у Тани?
- Какую игрушку Таня любила больше всех?
- Что любила собирать из мозаики Таня?
- Мы тоже попробуем собрать с вами Цветок. Слушайте и делайте:
- Возьмите 1 желтую кнопку, поставьте ее по середине.
- Возьмите 6 красных кнопок, поставьте их вокруг.
- Возьмите 5 зеленых кнопок, сделайте стебелек.
- Возьмите 1 зеленую кнопку, сделайте листок.
- Молодцы! Какие красивые цветы у нас получились!
10. Итог занятия.
Ребята, как интересно и весело мы провели время в стране Игрушек, но настало время возвращаться обратно. Давайте откроем вот этот волшебный сундучок, что же в нем?
Открывают, а в нем воздушные шарики.
- Возьмите себе по одному шарику и полетим обратно.
Звучит музыка. (Приложение)
- 1, 2, 3 – крикну шарику «Лети!»
- Вот мы с вами и вернулись из волшебной страны.
- О чем же мы сегодня говорили?
- А для чего они нам нужны?
- А как нужно относится к ним, можно ли ломать, бросать, разбрасывать по классу?
- Правильно! Я знаю, что в вашем классе есть игрушки, и вы их бережете, чтобы они еще долго служили вам.
- На этом наше занятие закончено. До свидания!
Использованные источники:
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – https://urok.1sept.ru/
- А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. -СПб.: «Издательский Дом «Нива». -М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002. 352с.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задании для детей 5-7лет с ОНР. Альбом 1. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. 48с.
- Л.Н.Смирнова. Логопедии в детском саду. Занятии с детьми 4-5лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.
- http//www.dou21ribka.narod.ru – стихи (считалочка).
- Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. Издательство: Дельта, 1998.