Интегрированные уроки – средство развития коммуникативных навыков учащихся

Разделы: География, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Интегрированные уроки и новые информационные технологии имеют большое значение для развития и воспитания коммуникативных способностей учащихся, для их мотивации на успешный учебный процесс. Необходимость межпредметных связей диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, психологии и физиологии. Им принадлежит важная роль в развитии способностей учащихся быстро и точно воспроизводить ранее усвоенные знания. Уже имеющиеся знания, которые были получены в результате обучения и опыта, вступают с новыми в многообразные связи (ассоциации), что и представляет собой процесс обучения. Целями интегрированных уроков являются: активизация познавательных процессов, реагирование на новую информацию, повышение уровня коммуникативных навыков, фиксация и осознание разнообразного учебного материала, формирование поведенческих и когнитивных элементов (стиля восприятия, общения, поведения).

В связи с этим информатика и ИКТ становятся стержнем интеграции практически всех школьных предметов, что соответствует интегрирующей роли информационных технологий в современном мире. Полученная с помощью компьютерных технологий информация наглядна и красиво оформлена. Немалое значение имеет и радость коллективной работы по интересующим направлениям, которая способствует формированию внутренней мотивации при работе с компьютером. Человек в современном мире не может обойтись без знания компьютерных технологий. Я считаю, что моя задача, как учителя – дать необходимую и достаточную инструментальную базу, которая пригодится учащимся в дальнейшей жизни.

Основным направлением работы с учащимися является подготовка грамотных пользователей информационно-компьютерных технологий. Учащиеся должны понимать важность их использования при изучении различных школьных предметов, эти мотивации им помогут создать учителя-предметники. Применение компьютерных технологий дает возможность использовать интеграцию информатики со всеми предметами без исключения. Современные образовательные ресурсы помогают учителю проводить уроки на высоком научном уровне и систематизировать знания по учебным дисциплинам. Огромные ресурсы глобальной сети Интернет, электронные энциклопедии и справочники могут быть использованы преподавателями при подготовке к уроку, непосредственно на уроке, подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам, ЕГЭ и ГИА.

Примером такого нестандартного подхода к обучению является интегрированный урок информатики и географии в 10 классе на тему: “ Африка. История открытия и освоения европейцами. Население. Заполнение презентации информацией по теме”.

Цели урока: сформировать у учащихся знания об истории открытия и освоения Африки европейцами; решение проблемных задач, связанных с особенностями населения региона; продолжить развитие навыков учащихся со способами создания и оформления презентаций.

Задачи урока:

  • познакомить с историей открытия и освоения Африки европейскими исследователями;
  • научить решать проблемные задачи, связанные с изучением населения Африки;
  • продолжать формировать навыки и умения анализировать тематические и статистические материалы;
  • вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, рецензировать, классифицировать и отбирать нужный материал;
  • рассмотреть технологию заполнения слайдов презентации текстом, оформления их рисунками и фотографиями;
  • повторить технологию поиска информации в Интернете;
  • прививать учащимся основные приемы создания презентаций, работы в сети Интернет;
  • прививать интерес к предметам;
  • формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности;
  • закрепить навыки работы учащихся в группах.

Этапы и содержание урока

I. Проверка знаний учащихся.

  1. Откуда пошло название материка Африка?
  2. Почему географ и историк Оскар Пешель назвал конкистадоров “героическим сбродом”?
  3. В чем значение плавания да Гамы?
  4. Какие нежелательные последствия обрушились на народы Северной Африки?

Чайнворд “Африка”

1. Разговорный язык Центральной, Южной и частично Восточной Африки.

2. Одно из наиболее древних и высокоорганизованных государств Африки.

3. Народность севера Африки.

4. Народность экваториальных лесов Африки очень маленького роста.

5. Одна из наименее заселенных областей Африки.

6. Одно из наиболее древних и высокоорганизованных государств Африки, побережья Гвинейского залива.

II. Изучение нового материала.

При изучении нового материала были использованы наглядные средства: политическая и физическая карты Африки, карта народов мира; презентация, подготовленная учителем с использованием иллюстративного материала.

1. Первые исследования Африки древними греками. Карта мира Геродота.

2. Эпоха Великих географических открытий началась в первой половине XV века. Завоевание новых земель (конкиста) в Африке началось с захвата испанцами города Сеута (Марокко).

В 1425 году португальцы достигли мыса Альмади. 1481-1487 гг. Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка. В 1497 г. Васко да Гама обогнул мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки, назвав его берегом Натал (Рождества), и завершил открытие берегов Африки. К концу XV века испанцы достигли реки Конго и Грей - Филе. В 1652 году голландцы начали строительство Кейптауна. Англичанин Д. Ливингстон в 1853-1855 гг. исследовал реки Замбези и Конго, открыл водопад Виктория. Американец Г. Стенли в XIX веке совершил плавание вокруг озер Танганьика и Виктория, сделал открытие реки Кагера и массива Рувензори. Русский путешественник Егор Ковалевский с 1847-1848 гг. изучал северо-восточную Африку. В конце XIX века русский исследователь Василий Юнкер занимался изучением Африки, проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения [5].

В ходе беседы с учащимися необходимо опираться на знания, полученные ранее по географии и всемирной истории. В ходе просмотра презентации и беседы учащиеся заполняют таблицу:

Исследователи, путешественники Страна Дата Вклад в исследование материка
Древние греки     Заселяли и исследовали северную часть Африки

Обратить внимание учеников на произведения путешественников и предложить прочитать эти книги.

3. Этапы формирования политической карты Африки.

- XIX век – северная часть Африки принадлежит Османской империи; Западная и Юго-Западная часть – Португалии; Юг – Капская колония – Голландии.

- XX век – 38 % страны – французские колонии, 30 % - Британские колонии, остальная часть принадлежит Германии, Португалии, Испании и Италии.

- 1847 г. с помощью США образовалась республика Либерия.

- Ко второй половине XX века в Африке было только 4 юридически независимых государства (Египет, Либерия, Эфиопия, ЮАР). Начинается процесс деколонизации. Крупная последняя колония – Намибия получила независимость в 1990 году[4].

Учителем дается характеристика формирования политической карты континента. Учащиеся делают опорный конспект изученного материала.

4. На следующем этапе урока даются задания на осознанное осмысление материала и работу с картами. Используются физико-географическая карта и карта населения Африки, справочный, статистический материал и учебник.

Задания:

1. Выпишите номера названий африканских стран:

1) Гана     5) Бруней

2) Габон     6) Белиз

3) Гвиана     7) Бурунди

4) Гвинея     8) Бутан

2. Назовите 3 самые большие страны Африки:

а) по площади;

б) по численности населения.

3. Установите соответствие:

Государство     Столица

1. Танзания     а) Абуджа

2. Судан     б) Конакри

3. Эритрея     в) Асмэра

4. Нигерия     г) Додома

5. Гвинея     д) Хартум

4. Какое из указанных государств имеет выход к морю?

а) Эфиопия     г) Нигер

б) Чад     д) Зимбабве

в) Ливия

5. Дать характеристику основных черт населения Африканского континента, сделать выводы. План характеристики:

1) Тип воспроизводства. Естественный прирост.

2) Демографическая ситуация и политика.

3) Этнический состав. Межэтнические конфликты.

4) Религии.

5) Языковые группы и семьи. Государственные языки.

6) Плотность населения. Урбанизация.

7) Миграционные процессы. Размещение населения.

Задания выполняются в тетрадях. Проводится работа с тематическими картами, учебником и статистикой, а также решаются проблемные задачи. Задания проверяются и выставляются оценки. При изучении данной темы используется презентация, подготовленная преподавателем.

III. Закрепление изученного материала осуществляется на втором уроке при создании старшеклассниками презентаций. Учащиеся работают по четыре человека. Перед началом работы, производится просмотр презентации по теме: “Создание презентаций”. Рассматривается теоретический материал по ключевым моментам темы: заполнение слайдов текстом, оформление слайдов рисунками и фотографиями, поиск материалов в Интернете.

IV. Завершающим этапом урока является защита созданных презентаций.

Критериями оценки являются: правильно изложенный материал, эстетическое оформление, максимальное использование возможностей программы PowerPoint (на данном этапе изучения темы) и сети Интернет, доступность и понятность презентации, а также возможность использования данного продукта на уроках географии при изучении темы “Африка. История открытия и освоения европейцами. Население” и демонстрационный материал на уроках информатики при изучении темы “Представление информации в виде презентаций”.

Задания по установлению и углублению межпредметных связей информатики и других общеобразовательных дисциплин, создание “компьютерной учебной информационной среды” в школе, распространение Интернета - все это способствует систематизации знаний учащихся, формированию их навыков и умений; возможностей к самостоятельной познавательной деятельности, переносу знаний, полученных на базе низких ступеней обучения, на более высокие. На этих занятиях учащиеся приобретают навыки поиска и работы не только с традиционными видами информации (книги, карты), но и с мультимедийной и гипертекстовой информацией. Информатика постепенно занимает соответствующее место среди традиционных школьных курсов, влияя на их содержание, являясь синтетической дисциплиной, и обладает мощными междисциплинарными связями с направлениями математического и гуманитарного цикла. Внедрение новых учебных программ в обучении повышает качество и объем знаний, культуру общения в электронной среде и позволяет использовать другие средства обучения. Это помогает выбрать индивидуальный темп и уровень образовательного процесса, приобретать и развивать коммуникативные навыки, глубже изучать возможности компьютерной среды, повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует творческой самореализации, адаптацию к личностным характеристикам обучаемого, способствует творческой самореализации, создает пространственно-временную независимость обучения и улучшения контроля знаний.

Список литературы

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 10 класс. Базовый уровень /Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – Спб.: Питер, 2010 г.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10 класс/Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2010 г.
  3. В.П. Максаковский География. Экономическая и социальная география. 10 класс – М.: Просвещение, 2009 г.
  4. В.Н. Холина, Т.М. Бушакова География. Пособие для поступающих в вузы. – М.: “Дрофа”, 2009 г.
  5. Д.П. Финаров Методика обучения географии в школе – М.: АСТ, 2007 г.