Задачи урока:
- учить классифицировать предметы по разным признакам и темам;
- помочь детям объединиться в группы по интересам и выбрать темы исследовательских работ;
- учить представлять результаты собственных изысканий;
- развивать умения высказывать свои суждения, задавать вопросы по прослушанным работам;
- формировать умение работать в коллективе.
Оборудование:
- стенд “Наши увлечения”,
- экспонаты коллекций,
- памятки, эмблемы,
- карточки с заданиями,
- мультимедиа.
Уроку предшествует индивидуальная исследовательская работа.
Задача – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Ход урока
1. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
– Вы сегодня снова исследователи и за работу принимается исследовательская группа “Поиск”. Слайд№ 1.
– У всех у вас эмблемы, на которых написано Поиск. На столах у вас памятки, которые помогут вам в трудной, но интересной работе на уроке.
Учитель:
- Исследование-это поиск истины, познание окружающего мира, поиск нового, неизвестного, это один из видов познавательной деятельности человека.
- Определим, что обозначает слово поиск, с помощью ваших памяток. Прочитайте: поиск-это познание, исследование, коллекционирование.
– Когда вы размышляли в сочинениях о том, кто такие исследователи, то написали, что это умные интересные люди, которые многим интересуются, ищут что-то, создают изобретения (правильно изобретают), любят природу...
2. Работа по освоению детьми методов исследовательской деятельности.
– А какой должен быть исследователь? Что необходимо уметь исследователям?
- Быть наблюдательными.
- Уметь задавать вопросы.
- Отбирать нужный материал.
- Работать с литературой. Слайд № 2.
Рассматривание схемы на слайде.
Вывод. Настоящий исследователь должен обладать специальными исследовательскими умениями, должен уметь наблюдать.
– Наблюдение – самый доступный метод исследования, который применяется в большинстве наук. Человек должен быть наблюдательным и в повседневной жизни.
Задание 1.
Посмотрите на рисунок. Какие предметы изображены на рисунке.
Будьте внимательными, найдите все предметы.
Слайд №3.
Задание 2.
Выполнение задания по нахождению букв в таблице “Где буквы? Где цифры?” (на листах)
В | А | К | Л | 5 |
С | 3 | 7 | Г | В |
Я | Н | О | 4 | 9 |
К | М | И | 8 | 2 |
– Что мы учились делать? (учились находить общие признаки у предметов т. е. классифицировать.)
Вывод. Классификация придаёт нашему мышлению строгость и точность, устанавливает определенный порядок. Слайд 4
3. Ролевая игра “Разговор”.
Ученики сидят за столом, показывают друг другу коллекции и рассказывают о них.
Учитель:
– О чём вы разговариваете? А что вы коллекционируете? (Ответы детей)
Учитель:
- Одним из видов исследовательской деятельности является сбор и защита коллекций. Слайд 5
– Что можно коллекционировать? (дети перечисляют)
– Что нужно для того, чтобы собирать коллекции? (правильно отбирать материал, увлекаться чем-либо....)
4. Работа с учебником “ Мир вокруг нас”.
А сейчас мы прочитаем и обсудим рассказ учёного-геолога “ Моя коллекция”.
– С чего началось увлечение по сбору коллекции камней?
– Как вы думаете, почему мальчик стал ученым исследователем? (ответы детей)
Обобщение по ответам:
– Люди, в детстве, увлекавшиеся коллекционированием каких-либо предметов, могут впоследствии выбрать профессию, связанную с этим увлечением.
5. Групповая исследовательская работа. Слайд 6
– Давайте обсудим план работы по сбору коллекции.
План работы.
- Выбор темы коллекции.
- Сбор материала.
- Отбор материала.
- Защита коллекции.
Обсуждение плана работы по слайду.
6. Страничка для любознательных (рассказ учителя)
Учитель:
– Я хочу рассказать вам о том, какие коллекции бывают. Слайд 7
– Перечисление видов коллекций.
1. Музейные коллекции.
Рассказ о коллекции экспонатов музеев, в которых побывали ребята.
- музей К. Чуковского в Переделкино,
- музей старинной Москвы в Гостином дворе,
- Палеонтологический музей,
- щкольный музей (военный раздел, раздел о космосе,
- выставка старинных новогодних открыток) Слайд 8ю
2. Коллекции-увлечения:
- коллекция “Сувенирные тарелки”,
- коллекция “Колокольчики” (показ колокольчиков),
- коллекции учеников нашего класса.
3. Коллекции предметов, созданных своими руками.
- коллекции, сшитых и связанных изделий,
- коллекция Дымковской игрушки (собранная ребятами изостудии).
Учитель:
– Посмотрите на стенд. На стенде вы видите сообщения о том, чем увлекаетесь вы, какие у вас есть коллекции.
Ученики показывают свои коллекции и рассказывают о них по плану.
- Рассказ о выборе темы коллекции.
- Последовательность проведения исследований.
- Знания и умения, полученные во время сбора коллекции.
8. Презентация кол-ции наклеек “Флаги” Пескова Жени.
– Показ атласа с наклейками.
– Рассказ о том, почему увлёкся этой коллекцией.
– Рассказ об истории государственных флагов. Слайды 10-15.
Ответы ученика на вопросы.
– Обсуждение работ учащихся.
– Обмен мнениями.
– Анализ прослушанного с помощью вопросов учащихся класса и ответов выступающих.
Подведение итогов урока.
- Был ли интересным и полезным для вас этот урок?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Вывод:
- Сегодня вы вспомнили, что такое исследование,
- учились наблюдать, задавать вопросы,
- овладевали навыками проектно-исследовательской,
- узнали новое о сборе коллекций.
– Дома выполните задания в памятках.
Учитель:
– На этом ваша исследовательская деятельность не заканчивается, т.к.
вы продолжите её в группах. В ваших памятках есть условный значок, который показывает, в какой группе вы будете работать, и о каком виде коллекционирования вы будете собирать информацию.
Успехов в исследованиях.