Педсовет по теме "Использование современных педагогических технологий развивающего обучения"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: Объединение усилий педагогов, направленных на повышение качества учебно-воспитательного процесса путём использования технологий развивающего обучения.

Задачи:

1. Сделать сравнительную характеристику традиционной “Знаниевой” педагогики и инновационной “Способностной” педагогики.

2. Рассмотреть прогрессивные подходы к организации образовательного пространства развивающего типа.

3. Показать использование форм и методов развивающего обучения на разных этапах занятия.

Оформление аудитории

1.Таблица “Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. Характеристики образовательных моделей”.

2.Таблица “Прогрессивные подходы к организации образовательного пространства развивающего типа”.

3.Выставка методической литературы по теме педсовета.

Ход педсовета

  1. Вступительное слово директора Центра.

1.3. Итоги решения предыдущего педсовета;

1.2.Сообщение темы педсовета, цели, задач, план проведения.

  1. Краткое сообщение по теме педсовета.
  2. Деловая игра “Использование современных педагогических технологий развивающего обучения”.

Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по-разному, в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу. Проблема “чему учить?” состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения.

Проблема “как учить?” состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения.

В настоящее время определились две педагогики, так называемая “знаниевая” и “способностная”. По параметру “целей обучения” “знаниевая педагогика” ориентирует на формирование у обучающихся знаний, репродуктивных умений, навыков.

“Способностная педагогика” выдвигает цель - развитие личности обучаемого. При этом рассматривается развитие как появление в личности обучаемого особых свойств или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть как “знания”, нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл.

Педагогика развития предполагает субъект субъектный характер взаимодействия педагога и обучающегося, который выражается в реализации педагогом демократического стиля, открытости, диалогичности и рефлексивности своих действий. Достижение целей развития диктует применение в учебном процессе коллективных форм организации учебного процесса: парного взаимодействия, малых групп, межгруппового взаимодействия.

На занятии педагог может развивать у обучающихся все психические функции: ощущение, восприятие, воображение, память, внимание, волю, мышление, практическую деятельность, речь. А также личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты под выбранные цели, как планируемые изменения в обучающихся, проектировать образовательный процесс.

Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С.Выготскому) являются:

  1. Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.
  2. Создание в учебном процессе “ситуации успеха” для обучающегося.
  3. Перевод “извне во внутрь”: через коллективные обсуждения от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.
  4. Реализация принципа относительной успешности обучения.
  5. Учёт механизма развития способностей, определяющего этапы в учебной деятельности “ операция – действие – способ деятельности – обобщённый способ деятельности – способность”.

При таких условиях обучающийся становится субъектом учебной деятельности, что и является сущностью развивающего обучения. Ребёнок обучается ради самоизменения.

Отечественные и зарубежные педагогические исследования определяют наиболее прогрессивные подходы к организации образовательного пространства развивающего типа. Сюда относят реализацию:

  • индивидуально-личностного подхода;

/Раскрытие индивидуальности ребёнка. Каждый ребёнок уникален и неповторим. По средствам знаний, умений и навыков развивается индивидуальность, создаются благоприятные условия для развития его способностей. Учитываются все особенности ребёнка./

  • информационно-ценностного подхода;

/Использование современных информационных технологий./

  • деятельностного подхода;

/Формирование личности находится в прямой зависимости от той деятельности, в которую она включается. Любая деятельность, для того, чтобы она приносила плоды, должна быть активной, т.е. ребёнок должен хотеть что-то сделать, должен осознавать результаты, которые он получит./

  • имитационного моделирования;

/Этот подход ещё называют игровым. Он включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором обучающийся готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, “проживая” эти ситуации и способы их решения в учебном процессе./

Используемые методы обучения: проблемные (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский) и рефлексивные.

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как игровой.

  • коммуникативного подхода;

/Этот подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором обучающийся активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, выслушивает и понимает альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, ведёт поиск оснований для общей позиции, формулирует истинную точку зрения. Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как дискуссионный./

  • проблемно-поискового подхода;

/Особенностью данного подхода является реализация идеи “ обучение через открытие”. В рамках этого подхода обучающийся должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом обучающийся может опираться в своей деятельности на цикл познания, строить гипотезы, их проверять, находить верное решение из разнообразных способов.

Методы обучения при проблемно-поисковом подходе: проблемное изложение, исследовательский метод, частично-поисковый.

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как проблемное обучение./

  • самоопределенческого подхода.

/Профессиональная направленность обучения./

  • рефлексивного подхода;

/Обратная связь./

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики.

Характеристики образовательных моделей.

Традиционная “Знаниевая” педагогика

Инновационная “Способностная” педагогика

Цель: Формирование знаний, умений, навыков. Цель: Развитие личности.

Интегральная

“Школа памяти”

характеристика:

“Школа развития”

Преобладающий тип и

“Субъект – объектный”

характер взаимоотношений:

“Субъект – субъектный”

Девиз

“Делай как я”

педагога:

“Не навреди”

Характер и стиль

Авторитарность

Монологичность

Закрытость

взаимоотношений:

Демократичность

Диалогичность

Открытость

Рефлексивность

Формы

Фронтальные

Индивидуальные

организации:

Групповые

Коллективные

Методы

Иллюстративно-объяснительные

Информационные

обучения:

Проблемные:

  • проблемного изложения
  • частично-поисковый
  • эвристический
  • исследовательский

Ведущий

“Продавливания”

принцип:

“Выращивания”

Ведущий принцип деятельности

Репродуктивный

Воспроизводящий

осваиваемый обучающимися:

Продуктивный

Творческий

Проблемный

“Формула

Знания – репродуктивная деятельность

обучения”

Проблемная деятельность – рефлексия - знания

Способы

Заучивание

Деятельность по алгоритму

усвоения:

Поисковая

Мыслительная

Рефлексия

Функция

Носитель информации

Хранитель норм и традиций

Пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

педагога:

Организатор сотрудничества

Консультант

Управляющий поисковой работой

Позиция

Пассивность

Отсутствие интереса

Отсутствие мотива к личностному росту

обучающегося:

Активность

Наличие мотива к самосовершенствованию

Наличие интереса к деятельности

Деловая игра по теме: “Использование современных педагогических технологий развивающего обучения”.

1.Обыгрывание элементов занятия по группам. (Все педагоги заранее разделены на группы и прорабатывают тему педсовета. Тема занятия свободная. Каждая группа выступает по своей теме и показывает свой элемент занятия. На выступление отводится 15-20 минут).

Первая группа – показывает мобилизирующее начало занятия;

Вторая группа – изучение нового материала;

Третья группа – повторение или закрепление материала;

Четвёртая группа – итог занятия.

2.Анализ показанных элементов занятия педагогами.

3.Подведение итогов педсовета. (Решение педсовета).