Цель: Объединение усилий педагогов, направленных на повышение качества учебно-воспитательного процесса путём использования технологий развивающего обучения.
Задачи:
1. Сделать сравнительную характеристику традиционной “Знаниевой” педагогики и инновационной “Способностной” педагогики.
2. Рассмотреть прогрессивные подходы к организации образовательного пространства развивающего типа.
3. Показать использование форм и методов развивающего обучения на разных этапах занятия.
Оформление аудитории
1.Таблица “Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. Характеристики образовательных моделей”.
2.Таблица “Прогрессивные подходы к организации образовательного пространства развивающего типа”.
3.Выставка методической литературы по теме педсовета.
Ход педсовета
- Вступительное слово директора Центра.
1.3. Итоги решения предыдущего педсовета;
1.2.Сообщение темы педсовета, цели, задач, план проведения.
- Краткое сообщение по теме педсовета.
- Деловая игра “Использование современных педагогических технологий развивающего обучения”.
Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по-разному, в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу. Проблема “чему учить?” состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения.
Проблема “как учить?” состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения.
В настоящее время определились две педагогики, так называемая “знаниевая” и “способностная”. По параметру “целей обучения” “знаниевая педагогика” ориентирует на формирование у обучающихся знаний, репродуктивных умений, навыков.
“Способностная педагогика” выдвигает цель - развитие личности обучаемого. При этом рассматривается развитие как появление в личности обучаемого особых свойств или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть как “знания”, нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл.
Педагогика развития предполагает субъект субъектный характер взаимодействия педагога и обучающегося, который выражается в реализации педагогом демократического стиля, открытости, диалогичности и рефлексивности своих действий. Достижение целей развития диктует применение в учебном процессе коллективных форм организации учебного процесса: парного взаимодействия, малых групп, межгруппового взаимодействия.
На занятии педагог может развивать у обучающихся все психические функции: ощущение, восприятие, воображение, память, внимание, волю, мышление, практическую деятельность, речь. А также личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты под выбранные цели, как планируемые изменения в обучающихся, проектировать образовательный процесс.
Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С.Выготскому) являются:
- Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.
- Создание в учебном процессе “ситуации успеха” для обучающегося.
- Перевод “извне во внутрь”: через коллективные обсуждения от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.
- Реализация принципа относительной успешности обучения.
- Учёт механизма развития способностей, определяющего этапы в учебной деятельности “ операция – действие – способ деятельности – обобщённый способ деятельности – способность”.
При таких условиях обучающийся становится субъектом учебной деятельности, что и является сущностью развивающего обучения. Ребёнок обучается ради самоизменения.
Отечественные и зарубежные педагогические исследования определяют наиболее прогрессивные подходы к организации образовательного пространства развивающего типа. Сюда относят реализацию:
- индивидуально-личностного подхода;
/Раскрытие индивидуальности ребёнка. Каждый ребёнок уникален и неповторим. По средствам знаний, умений и навыков развивается индивидуальность, создаются благоприятные условия для развития его способностей. Учитываются все особенности ребёнка./
- информационно-ценностного подхода;
/Использование современных информационных технологий./
- деятельностного подхода;
/Формирование личности находится в прямой зависимости от той деятельности, в которую она включается. Любая деятельность, для того, чтобы она приносила плоды, должна быть активной, т.е. ребёнок должен хотеть что-то сделать, должен осознавать результаты, которые он получит./
- имитационного моделирования;
/Этот подход ещё называют игровым. Он включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором обучающийся готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, “проживая” эти ситуации и способы их решения в учебном процессе./
Используемые методы обучения: проблемные (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский) и рефлексивные.
Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как игровой.
- коммуникативного подхода;
/Этот подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором обучающийся активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, выслушивает и понимает альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, ведёт поиск оснований для общей позиции, формулирует истинную точку зрения. Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.
Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как дискуссионный./
- проблемно-поискового подхода;
/Особенностью данного подхода является реализация идеи “ обучение через открытие”. В рамках этого подхода обучающийся должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом обучающийся может опираться в своей деятельности на цикл познания, строить гипотезы, их проверять, находить верное решение из разнообразных способов.
Методы обучения при проблемно-поисковом подходе: проблемное изложение, исследовательский метод, частично-поисковый.
Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как проблемное обучение./
- самоопределенческого подхода.
/Профессиональная направленность обучения./
- рефлексивного подхода;
/Обратная связь./
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики.
Характеристики образовательных моделей.
Традиционная “Знаниевая” педагогика |
Инновационная “Способностная” педагогика |
Цель: Формирование знаний, умений, навыков. | Цель: Развитие личности. |
Интегральная “Школа памяти” |
характеристика: “Школа развития” |
Преобладающий тип и “Субъект – объектный” |
характер взаимоотношений: “Субъект – субъектный” |
Девиз “Делай как я” |
педагога: “Не навреди” |
Характер и стиль Авторитарность Монологичность Закрытость |
взаимоотношений: Демократичность Диалогичность Открытость Рефлексивность |
Формы Фронтальные Индивидуальные |
организации: Групповые Коллективные |
Методы Иллюстративно-объяснительные Информационные |
обучения: Проблемные:
|
Ведущий “Продавливания” |
принцип: “Выращивания” |
Ведущий принцип деятельности Репродуктивный Воспроизводящий |
осваиваемый обучающимися: Продуктивный Творческий Проблемный |
“Формула Знания – репродуктивная деятельность |
обучения” Проблемная деятельность – рефлексия - знания |
Способы Заучивание Деятельность по алгоритму |
усвоения: Поисковая Мыслительная Рефлексия |
Функция Носитель информации Хранитель норм и традиций Пропагандист предметно – дисциплинарных знаний |
педагога: Организатор сотрудничества Консультант Управляющий поисковой работой |
Позиция Пассивность Отсутствие интереса Отсутствие мотива к личностному росту |
обучающегося: Активность Наличие мотива к самосовершенствованию Наличие интереса к деятельности |
Деловая игра по теме: “Использование современных педагогических технологий развивающего обучения”.
1.Обыгрывание элементов занятия по группам. (Все педагоги заранее разделены на группы и прорабатывают тему педсовета. Тема занятия свободная. Каждая группа выступает по своей теме и показывает свой элемент занятия. На выступление отводится 15-20 минут).
Первая группа – показывает мобилизирующее начало занятия;
Вторая группа – изучение нового материала;
Третья группа – повторение или закрепление материала;
Четвёртая группа – итог занятия.
2.Анализ показанных элементов занятия педагогами.
3.Подведение итогов педсовета. (Решение педсовета).