Проверяемые безударные гласные в корне слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать умение применять на практике правило правописания безударных гласных
  • развивать умение сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах
  • развивать орфографическую зоркость
  • совершенствовать речь;
  • способствовать развитию мышления, воображения;
  • воспитывать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Минутка чистописания

– Сегодня нам придётся много путешествовать и писать, поэтому потренируем свои ручки. Мы пойдём по кочкам (пишем всю строчку букву о с верхним соединением), будут попадаться и ямки (вся строчка – буквы и с соединением «ниточка»)

3. Словарь. Выборочное письмо

– Сейчас я расскажу, что нас ждёт, а вы будете внимательно слушать и записывать только словарные слова (в начальной форме).
– Сегодня нам предстоит дальняя дорога. Мы будем пробираться через леса, где растут ели, сосны и берёзы. Возможно, повстречаемся со сказкой. Побываем в деревне Угадайкино и пройдёмся по улицам города Умнограда. Пройдём разные испытания, несмотря на сильный ветер и мороз. И всё это будет происходить на уроке русского языка в нашем классе.

4. Постановка темы урока

– Итак, готовы?! В путь! Перед нами три указателя:

  • Налево пойдёшь –  парные согласные найдёшь.
  • Прямо пойдёшь –  к безударным гласным попадёшь.
  • Направо пойдёшь –  все предлоги соберёшь.

– Какую дорогу мы выберем? Над какой темой работали на последних уроках?

Переворачивается табличка, на ней читаем стихотворение.

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения! [1]

– Как же нужно поступить, если встретимся с безударной гласной?
– Сначала отправимся в деревню Угадайкино. Как вы её себе представляете? Чем она может отличаться от обычных деревень?

5. Работа по теме

– О! Так мы уже с вами в этой деревне! Посмотрим. Кто же здесь живёт? Никого не видно! Попробуем угадать. На каждом доме есть какие-то таблички. Возможно, они нам помогут? На доске прикреплены дома, на которых написаны загадки.

1. Белка спряталась в дупло
В нём и сухо, и …

2. Нарядили ёлку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная …

3. Улетел скворец не зря
За леса и за …

4. На каток ушла с утра
Моя младшая …

5. Подводной лодке не страшна
Океанская…

6. Берёзы, рябины, дубы, тополя –
Богата деревьями наша…

7. Свой железный язычок
Прячу я под колпачок,
Созываю на урок,
А зовут меня… .  [1]

– Кто догадался, какие слова живут в этом городе? (Слова с безударными гласными.)
Разбирая слово из 2 домика, учитель задаёт вопрос: «Какая звезда может жить в этом доме?» (Поработать над значениями слова звезда) Давайте запишем всех, с кем встретились в Угадайкино, чтобы потом рассказать родителям. Запись слов в тетрадь.

6. Работа над предложением

– Кажется, мы заблудились в лесу и попали в какую-то сказку. Кто-то кричит! Из какой сказки этот герой? (Появляется иллюстрация на доске) Что там произошло?
– Давайте спасём петушка. Сделать это получится только в том случае, если мы разгадаем секрет предложения.

Н_сёт меня л_са в д_лёкие л_са!

После обсуждения дети записывают предложение в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

7. Физминутка «Кот, лиса и петух»

Жили Котик (пальцы растопырили) с Петушком (руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке. (Сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы, (потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (Присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл. (Присели)
Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка. (Сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки (руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке. (Погрозили пальчиком) [2]

– Нам пора! Ведь мы случайно попали в гости к этой сказке.

8. Закрепление изученного материала

– Добро пожаловать в город Умноград! Что такое? Почему здесь такой беспорядок? Один из жителей рассказал мне по секрету, что кто-то в главном хранилище открыл окно и от сквозняка разлетелись все пары слов, которые долгие годы собирали и аккуратно складывали хранители – безударники. Если мы уж оказались здесь, может быть, поможем?

На доске в хаотичном порядке прикреплены карточки со словами. Дети по очереди выходят к доске и объединяют слова в пары.(плясать, вскопанный, вершина, заслонка, спортивный, мёд, закричал, степь, слон, верх, пляска, копать, прислонить, спорт, степной, крик, капуста, медовый)

– Какие слова остались без пары? Почему?

9. Работа с деформированным текстом

– Наше путешествие подходит к концу. Пора отправляться домой. Но как? Перед нами река Безударных гласных.

Река Безударных гласных
Полноводна и очень опасна!
Реку нельзя перейти,
Нельзя переплыть, обойти.
Переправа сама появится,
Когда грамотей объявится,
Слова для проверки найдёт
И по мосточку пройдёт. [3]

– У нас с вами будет словесная переправа. На доске прикреплены таблички с предложениями.

(Она мастерила кармушки для птиц. Около ричушки  жил лисник. У него была дочка Тонюша. Он старожил лес.)

– Кто догадался, что же мы должны сделать, чтобы оказаться на противоположном берегу? После обсуждения дети записывают получившийся текст в тетрадь.

10. Решение метаграммы

– Молодцы! Умноградцы в знак благодарности приготовили вам сюрприз. Но открыть эту коробку мы сможем только в том случае, если справимся с метаграммой.

С буквой «д» внутри него живут.
С буквой «л» им дворник колет лёд,
С буквой «с» он по реке плывёт. (дом, лом, сом)  [4]

– Скажите, какое слово вы будете писать дома при выполнении заданий, чтобы проверочным для него стало слово «дом»?
– Теперь мы можем открыть посылку.

Открываем посылку, а там детские кубики с написанными на них буквами, из них собираем слово: МОЛОДЦЫ!

11. Домашнее задание

– Дома вам предстоит познакомиться с ещё одним жителем деревни Угадайкино, который только недавно там построил свой дом. Его вы увидите на странице 12 в упр. 318 (учебник русского языка 2 класс 4 часть Т.Г. Рамзаевой)

12.Подведение итогов урока

– Понравилось ли сегодняшнее путешествие?
– Что показалось особенно интересным?
– На каком этапе было сложно?
– Какое правило мы с вами закрепляли?

Список используемых источников:

1. А. В. Унденкова, О. В. Сагирова. Русский с увлечением! – Екатеринбург, 1999.
2. http://www.moi-detsad.ru/zanatia574.html
3. В. А. Крутецкая. Второй класс на «отлично» – С-П, 2011
4. http://pochemu4ka.ru/publ/92-1-0-620