Цели:
- формировать умение применять на практике правило правописания безударных гласных
- развивать умение сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах
- развивать орфографическую зоркость
- совершенствовать речь;
- способствовать развитию мышления, воображения;
- воспитывать интерес к предмету.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Минутка чистописания
– Сегодня нам придётся много путешествовать и писать, поэтому потренируем свои ручки. Мы пойдём по кочкам (пишем всю строчку букву о с верхним соединением), будут попадаться и ямки (вся строчка – буквы и с соединением «ниточка»)
3. Словарь. Выборочное письмо
– Сейчас я расскажу, что нас ждёт, а вы будете
внимательно слушать и записывать только
словарные слова (в начальной форме).
– Сегодня нам предстоит дальняя дорога. Мы
будем пробираться через леса, где растут ели, сосны
и берёзы. Возможно, повстречаемся со
сказкой. Побываем в деревне Угадайкино и
пройдёмся по улицам города Умнограда.
Пройдём разные испытания, несмотря на сильный ветер
и мороз. И всё это будет происходить на уроке
русского языка в нашем классе.
4. Постановка темы урока
– Итак, готовы?! В путь! Перед нами три указателя:
- Налево пойдёшь – парные согласные найдёшь.
- Прямо пойдёшь – к безударным гласным попадёшь.
- Направо пойдёшь – все предлоги соберёшь.
– Какую дорогу мы выберем? Над какой темой работали на последних уроках?
Переворачивается табличка, на ней читаем стихотворение.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения! [1]
– Как же нужно поступить, если встретимся с
безударной гласной?
– Сначала отправимся в деревню Угадайкино. Как
вы её себе представляете? Чем она может
отличаться от обычных деревень?
5. Работа по теме
– О! Так мы уже с вами в этой деревне! Посмотрим. Кто же здесь живёт? Никого не видно! Попробуем угадать. На каждом доме есть какие-то таблички. Возможно, они нам помогут? На доске прикреплены дома, на которых написаны загадки.
1. Белка спряталась в дупло
В нём и сухо, и …2. Нарядили ёлку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная …3. Улетел скворец не зря
За леса и за …4. На каток ушла с утра
Моя младшая …5. Подводной лодке не страшна
Океанская…6. Берёзы, рябины, дубы, тополя –
Богата деревьями наша…7. Свой железный язычок
Прячу я под колпачок,
Созываю на урок,
А зовут меня… . [1]
– Кто догадался, какие слова живут в этом
городе? (Слова с безударными гласными.)
Разбирая слово из 2 домика, учитель задаёт
вопрос: «Какая звезда может жить в этом доме?» (Поработать
над значениями слова звезда) Давайте запишем
всех, с кем встретились в Угадайкино, чтобы потом
рассказать родителям. Запись слов в тетрадь.
6. Работа над предложением
– Кажется, мы заблудились в лесу и попали в
какую-то сказку. Кто-то кричит! Из какой сказки
этот герой? (Появляется иллюстрация на доске)
Что там произошло?
– Давайте спасём петушка. Сделать это получится
только в том случае, если мы разгадаем секрет
предложения.
Н_сёт меня л_са в д_лёкие л_са!
После обсуждения дети записывают предложение в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
7. Физминутка «Кот, лиса и петух»
Жили Котик (пальцы растопырили) с Петушком (руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке. (Сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы, (потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (Присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл. (Присели)
Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка. (Сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки (руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке. (Погрозили пальчиком) [2]
– Нам пора! Ведь мы случайно попали в гости к этой сказке.
8. Закрепление изученного материала
– Добро пожаловать в город Умноград! Что такое? Почему здесь такой беспорядок? Один из жителей рассказал мне по секрету, что кто-то в главном хранилище открыл окно и от сквозняка разлетелись все пары слов, которые долгие годы собирали и аккуратно складывали хранители – безударники. Если мы уж оказались здесь, может быть, поможем?
На доске в хаотичном порядке прикреплены карточки со словами. Дети по очереди выходят к доске и объединяют слова в пары.(плясать, вскопанный, вершина, заслонка, спортивный, мёд, закричал, степь, слон, верх, пляска, копать, прислонить, спорт, степной, крик, капуста, медовый)
– Какие слова остались без пары? Почему?
9. Работа с деформированным текстом
– Наше путешествие подходит к концу. Пора отправляться домой. Но как? Перед нами река Безударных гласных.
Река Безударных гласных
Полноводна и очень опасна!
Реку нельзя перейти,
Нельзя переплыть, обойти.
Переправа сама появится,
Когда грамотей объявится,
Слова для проверки найдёт
И по мосточку пройдёт. [3]
– У нас с вами будет словесная переправа. На доске прикреплены таблички с предложениями.
(Она мастерила кармушки для птиц. Около ричушки жил лисник. У него была дочка Тонюша. Он старожил лес.)
– Кто догадался, что же мы должны сделать, чтобы оказаться на противоположном берегу? После обсуждения дети записывают получившийся текст в тетрадь.
10. Решение метаграммы
– Молодцы! Умноградцы в знак благодарности приготовили вам сюрприз. Но открыть эту коробку мы сможем только в том случае, если справимся с метаграммой.
С буквой «д» внутри него живут.
С буквой «л» им дворник колет лёд,
С буквой «с» он по реке плывёт. (дом, лом, сом) [4]
– Скажите, какое слово вы будете писать дома
при выполнении заданий, чтобы проверочным для
него стало слово «дом»?
– Теперь мы можем открыть посылку.
Открываем посылку, а там детские кубики с написанными на них буквами, из них собираем слово: МОЛОДЦЫ!
11. Домашнее задание
– Дома вам предстоит познакомиться с ещё одним жителем деревни Угадайкино, который только недавно там построил свой дом. Его вы увидите на странице 12 в упр. 318 (учебник русского языка 2 класс 4 часть Т.Г. Рамзаевой)
12.Подведение итогов урока
– Понравилось ли сегодняшнее путешествие?
– Что показалось особенно интересным?
– На каком этапе было сложно?
– Какое правило мы с вами закрепляли?
Список используемых источников:
1. А. В. Унденкова, О. В. Сагирова. Русский с
увлечением! – Екатеринбург, 1999.
2. http://www.moi-detsad.ru/zanatia574.html
3. В. А. Крутецкая. Второй класс на «отлично»
– С-П, 2011
4. http://pochemu4ka.ru/publ/92-1-0-620