Цели урока: развитие познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы, формирование критического мышления.
Образовательная: сформировать у
учащихся представления о строении и свойствах
спиртов. Подвести учащихся к осмыслению понятий:
спирт – технический спирт, спиртовое брожение,
реакций, окисление, реакции этерификации, о
полезных и вредных свойствах спиртов.
Развивающая: развивать умение и навыки
обобщения и выделения главного в материале
урока.
Воспитательная: подвести учащихся к
осмыслению нравственных понятий. Формирование
взглядов и убеждений, соответствующих здоровому
образу жизни, выявления его преимуществ, для
личности и общества. Формирование у учащихся
убежденности в безнравственности пьянства и
алкоголизма, закрепление отрицательного
отношения к алкоголю.
Оборудование: весы, чёрные и белые метки, презентация к уроку.
Тип и вид занятия: вводный урок.
Литература:
- Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина – “Дидактические игры при обучении химии”, стр. 203-214, Москва, Дрофа, 2004 г.
- С.М. Курганский – “Внеклассная работа по химии”, стр. 126-138, Москва, 2006 г.
- К. Люцис – “Большая детская энциклопедия”, стр. 270-274, Химия, 2001 г.
- Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова – «Химия 10 класс». Стр.130-160, Москва «Вентана-Граф»2006 г.
- Н. Кузьменко, В. Еремин, В. Попков – Химия. Для школьников ст.кл. и поступающих в вузы: Учебное пособие, стр. 180-189, “Дрофа” 2001 г.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 1 мин.
Учитель: Опрос учащихся для выявления имеющихся знаний по проблеме, их мотивацию, наклонности, интересы.
Постановка проблемы (Презентация. Слайды 1-5)
Основополагающий вопрос: Что для нас вред, а что польза?
Проблемные вопросы:
– Важны ли знания по химии для жизни?
– Спирты социальный вред или польза для развития
общества?
– Спирты в истории развития общества?
Учебные вопросы:
– Спирты – это?
– Номенклатура, химические свойства спиртов?
(Таблица)
Химические свойства одноатомных спиртов
Реакции |
Этанол |
Метанол |
С металлами |
2Na + 2C2H5OH —> 2C2H5ONa + H2 | 2Na + 2CH3OH —> 2CH3ONa + H2 |
С галогеноводородами |
C2H5OH + HBr —> C2H5Br + H2O | CH3OH + HBr —> CH3Br + H2O |
Этерификации |
C2H5OH + CH3COOH <—>CH3COOCH2CH3 + H2O | CH3OH + CH3COOH <—> CH3COOCH3 + H2O |
Межмолекулярная дегидратация |
C2H5OH + C2H5OH —> C2H5 – O – C2H5 | CH3OH + CH3OH—> CH3 – O – CH3 |
Окисление [O] |
C2H5OH —> C2H5COH —> C2H5COOH | CH3OH —> CH3COH —> CH3COOH |
Дегидрирование |
C2H5OH —> C2H5COH + H2 | CH3OH —> CH3COH + H2 |
Горение |
C2H5OH + 3O2 —>2CO2 + 3H2O | 2CH3OH + 3O2 —> 2CO2 + 4H2O |
– Области применения спиртов?
– Как доказать химическим путём вред спиртов на
живые организмы?
Применение спиртов
Учащихся работают с учебником. Стр.155-160
Применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений:
- Его используют даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина.
- В качестве сырья для получения формальдегида.
- В производстве красителей, лаков и т.д.
- В медицине.
- Взрывчатые вещества.
- В косметике и т.д.
Учитель: И всё-таки, спирты – вред или польза?
Учащиеся высказываются и на весы кладут метку (чёрную – вред, белую польза).
Учитель (подсчитав метки, делает вывод): Мы не можем дать однозначного ответа на поставленную проблему, давайте попробуем рассмотреть её поглубже в течении 4 уроков, что отводятся на тему «Спирты».
Класс делится на четыре группы (Презентация. Слайды). Для работы над мини проектом.
- Группа медики.
- Группа историки.
- Группа химики.
- Группы бытовые потребители.
Группам выдаются карточки с дополнительным материалом. Работа каждой группы это исследование, способ поиска информации и оформление результатов.
Работа над мини-проектом:
- Помощь каждой группе, обсуждение вопросов их исследования, способы поиска информации.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Промежуточные дискуссии, консультации учителем.
- Оформление результатов проекта в виде презентаций, статей, буклетов, рисунков, фотогалереи.
“Историки”: Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 тыс. лет до нашей эры. Первые алкогольные напитки были изготовлены из меда, плодовых соков, дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в VI-VII вв., арабы и назвали его “алькоголь”, что означает “одурманивающий”. В древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или вино, крепость которых не превышала 5-10%. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Водка в страну стала проникать из-за границы, в России появились первые кабаки (в переводе с татарского означает постоялый двор). Широко насаждались кабаки при Иване Грозном. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать доходы от продажи водки. В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии, но и казенная монополия не устранила пьянства. Водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Водка стала главным алкогольным напитком. В России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в 1914 году “сухой закон”, который просуществовал до 1925 года. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 года население России выросло на 35%, а производство и потребление алкоголя на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра вино - водочных изделий. Повторно “сухой закон” был введен М.С. Горбачевым в 1985-1987 годах, за этот период родилось на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет, увеличилась продолжительность жизни мужчин на три года.
“Медики”: Спирт быстро всасывается в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, поступает во все клетки организма, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных пластинок. Учеными установлено, что, нарушая функцию клеток, спирт вызывает их гибель:
100 граммов пива – погибает 3 тысячи клеток
мозга;
100 граммов вина – 500 клеток;
100 граммов водки – 7500 клеток.
Токсическое действие алкоголя сказывается и на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени равно 1,45, а в головном мозге 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен нервной ткани, передачу нервных импульсов. Наблюдается расширение кровеносных сосудов головного мозга и их кровоизлияния. Попав в организм, алкоголь расщепляется в печени, что приводит к её циррозу. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это тем, что бурно растущий организм имеет интенсивный обмен веществ, большую скорость кровотока и большие просветы сосудов. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая её у тканей организма. Поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя.
«Химики»: Проведите химический эксперимент “влияния этанола на молекулы белков”, постарайтесь найти причины этого явления. Результаты исследования запишите по схеме: цель – выводы – аргументы.
«Бытовые потребители»: Этанол служит не только для производства алкогольных напитков, его применяют гораздо шире. Он входит в состав лекарственных препаратов, содержится во многих косметических средствах. Этанол - один из самых распространенных химических реактивов. Он не заменим в химической практике и технике как растворитель – для разбавления лаков, красок. Спирты выступают в роли исходного сырья для получения многих веществ – эфиров, органических кислот, лекарств, полимеров, искусственного каучука. Метиловый спирт применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений. Его можно использовать даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина. Метанол – Яд. Используется для технических целей и всегда сопровождается надписью, хранится в специальном помещении или сейфе. Многоатомные спирты тоже применяются в химической промышленности для синтеза многих органических продуктов. Этиленгликоль идет на производство антифризов. Глицерин применяют в быту, в медицине, пищевой промышленности и парфюмерии, получают взрывчатые вещества, полимеры и т.д.
Учитель: Подводя итог нашему уроку, можно сказать, что спирты – одни из самых важных продуктов, которые когда-либо получили химики. Пожалуй, нет ни одного класса химических соединений, которые противоречиво вошли в историю человека, как спирты, и главным образом благодаря одному своему представителю – этиловому спирту.
Домашнее задание: работа над мини проектом.