Вводный урок к проекту "Спирты в жизни человека". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели урока: развитие познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы, формирование критического мышления.

Образовательная: сформировать у учащихся представления о строении и свойствах спиртов. Подвести учащихся к осмыслению понятий: спирт – технический спирт, спиртовое брожение, реакций, окисление, реакции этерификации, о полезных и вредных свойствах спиртов.
Развивающая: развивать умение и навыки обобщения и выделения главного в материале урока.
Воспитательная: подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявления его преимуществ, для личности и общества. Формирование у учащихся убежденности в безнравственности пьянства и алкоголизма, закрепление отрицательного отношения к алкоголю.

Оборудование: весы, чёрные и белые метки, презентация к уроку.

Тип и вид занятия: вводный урок.

Литература:

  1. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина – “Дидактические игры при обучении химии”, стр. 203-214, Москва, Дрофа, 2004 г.
  2. С.М. Курганский – “Внеклассная работа по химии”, стр. 126-138, Москва, 2006 г.
  3. К. Люцис – “Большая детская энциклопедия”, стр. 270-274, Химия, 2001 г.
  4. Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова – «Химия 10 класс». Стр.130-160, Москва «Вентана-Граф»2006 г.
  5. Н. Кузьменко, В. Еремин, В. Попков – Химия. Для школьников ст.кл. и поступающих в вузы: Учебное пособие, стр. 180-189, “Дрофа” 2001 г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – 1 мин.

Учитель: Опрос учащихся для выявления имеющихся знаний по проблеме, их мотивацию, наклонности, интересы.

Постановка проблемы (Презентация. Слайды 1-5)

Основополагающий вопрос: Что для нас вред, а что польза?

Проблемные вопросы:

– Важны ли знания по химии для жизни?
– Спирты социальный вред или польза для развития общества?
– Спирты в истории развития общества?

Учебные вопросы:

– Спирты – это?
– Номенклатура, химические свойства спиртов? (Таблица)

 Химические свойства одноатомных спиртов

Реакции

Этанол

Метанол

С металлами

2Na + 2C2H5OH —> 2C2H5ONa + H2 2Na + 2CH3OH —> 2CH3ONa + H2

С галогеноводородами

C2H5OH + HBr —> C2H5Br + H2O CH3OH + HBr —> CH3Br + H2O

Этерификации

C2H5OH + CH3COOH <—>CH3COOCH2CH3 + H2O CH3OH + CH3COOH <—> CH3COOCH3 + H2O

Межмолекулярная дегидратация

C2H5OH + C2H5OH —> C2H5 – O – C2H5 CH3OH + CH3OH—> CH3 – O – CH3

Окисление [O]

C2H5OH —> C2H5COH —> C2H5COOH CH3OH —> CH3COH —> CH3COOH

Дегидрирование

C2H5OH —> C2H5COH + H2 CH3OH —> CH3COH + H2

Горение

C2H5OH + 3O2 —>2CO2 + 3H2O 2CH3OH + 3O2 —> 2CO2 + 4H2O

– Области применения спиртов?
– Как доказать химическим путём вред спиртов на живые организмы?

Применение спиртов

Учащихся работают с учебником. Стр.155-160

Применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений:

  1. Его используют даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина.
  2. В качестве сырья для получения формальдегида.
  3. В производстве красителей, лаков и т.д.
  4. В медицине.
  5. Взрывчатые вещества.
  6. В косметике и т.д.

Учитель: И всё-таки, спирты – вред или польза?

Учащиеся высказываются и на весы кладут метку (чёрную – вред, белую польза).

Учитель (подсчитав метки, делает вывод): Мы не можем дать однозначного ответа на поставленную проблему, давайте попробуем рассмотреть её поглубже в течении 4 уроков, что отводятся на тему «Спирты».

Класс делится на четыре группы (Презентация. Слайды). Для работы над мини проектом.

  1. Группа медики.
  2. Группа историки.
  3. Группа химики.
  4. Группы бытовые потребители.

Группам выдаются карточки с дополнительным материалом. Работа каждой группы это исследование, способ поиска информации и  оформление результатов.

Работа над мини-проектом:

  1. Помощь каждой группе, обсуждение вопросов их исследования, способы поиска информации.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3.  Промежуточные дискуссии, консультации учителем.
  4. Оформление результатов проекта в виде презентаций, статей, буклетов, рисунков, фотогалереи.

“Историки”:  Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 тыс. лет до нашей эры. Первые алкогольные напитки были изготовлены из меда, плодовых соков, дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в VI-VII вв., арабы и назвали его “алькоголь”, что означает “одурманивающий”. В древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или вино, крепость которых не превышала 5-10%. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Водка в страну стала проникать из-за границы, в России появились первые кабаки (в переводе с татарского означает постоялый двор). Широко насаждались кабаки при Иване Грозном. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать доходы от продажи водки. В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии, но и казенная монополия не устранила пьянства. Водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Водка стала главным алкогольным напитком. В России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в 1914 году “сухой закон”, который просуществовал до 1925 года. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 года население России выросло на 35%, а производство и потребление алкоголя на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра вино - водочных изделий. Повторно “сухой закон” был введен М.С. Горбачевым в 1985-1987 годах, за этот период родилось на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет, увеличилась продолжительность жизни мужчин на три года.

“Медики”:  Спирт быстро всасывается в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, поступает во все клетки организма, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных пластинок. Учеными установлено, что, нарушая функцию клеток, спирт вызывает их гибель:

100 граммов пива – погибает 3 тысячи клеток мозга;
100 граммов вина – 500 клеток;
100 граммов водки – 7500 клеток.

Токсическое действие алкоголя сказывается и на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени равно 1,45, а в головном мозге 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен нервной ткани, передачу нервных импульсов. Наблюдается расширение кровеносных сосудов головного мозга и их кровоизлияния. Попав в организм, алкоголь расщепляется в печени, что приводит к её циррозу. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это тем, что бурно растущий организм имеет интенсивный обмен веществ, большую скорость кровотока и большие просветы сосудов. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая её у тканей организма. Поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя.

«Химики»: Проведите  химический эксперимент “влияния этанола на молекулы белков”, постарайтесь  найти причины этого явления. Результаты исследования запишите по схеме: цель – выводы – аргументы.

«Бытовые потребители»: Этанол служит не только для производства алкогольных напитков, его применяют гораздо шире. Он входит в состав лекарственных препаратов, содержится во многих косметических средствах. Этанол - один из самых распространенных химических реактивов. Он не заменим в химической практике и технике как растворитель – для разбавления лаков, красок. Спирты выступают в роли исходного сырья для получения многих веществ – эфиров, органических кислот, лекарств, полимеров, искусственного каучука. Метиловый спирт применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений. Его можно использовать даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина. Метанол – Яд. Используется для технических целей и всегда сопровождается надписью, хранится в специальном помещении или сейфе. Многоатомные спирты тоже применяются в химической промышленности для синтеза многих органических продуктов. Этиленгликоль идет на производство антифризов. Глицерин применяют в быту, в медицине, пищевой промышленности и парфюмерии, получают взрывчатые вещества, полимеры и т.д.

Учитель: Подводя итог нашему уроку, можно сказать, что спирты – одни из самых важных продуктов, которые когда-либо получили химики. Пожалуй, нет ни одного класса химических соединений, которые противоречиво вошли в историю человека, как спирты, и главным образом благодаря одному своему представителю – этиловому спирту.

Домашнее задание: работа над мини проектом.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3