Форма: работа в группах.
Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся на уроке.
Задачи:
- образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- обогащение запаса знаний о дикорастущих и культурных растениях;
- познакомить с разнообразием культурных растений;
- повторить строение деревьев, кустарников, травянистых растений;
- развитие речи учащихся, умения рассуждать;
- развитие логического мышления и памяти учащихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Раздаточный материал:
- Конверты с картинками (Приложение
1)
- изображение дуба
- изображение яблони
- изображение крыжовника
- изображение лещины
- изображение клевера
- изображение ириса
- Лист и ручка
Оборудование: иллюстрации (Презентация)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– В течение своей жизни человек окружён
растениями. А что было бы, если бы они вдруг
исчезли? (Ответы детей)
– Сегодня мы продолжим нашу беседу о
разнообразии растений.
2. Актуализация знаний
На столах у детей конверты с картинками с изображением следующих растений: дуб, яблоня, крыжовник, лещина, клевер, ирис (Приложение 1)
– Рассмотрите карточки на ваших столах. Что
изображено на них? Назовите их одним словом. (Растения)
– Разложите эти карточки на три группы.
Объясните, по какому признаку вы их
группировали. (Работа в группах).
– Проверяем. Каждая группа при проверке считает
количество карточек, расположенных неверно,
перекладывает их в нужную группу (Презентация,
слайд 2).
– У какой группы все карточки лежали правильно? У
какой группы одна карточка лежала неправильно? и
т.д.
– Приведите свои примеры к каждой группе.
– Молодцы, справились с заданием.
3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
– Теперь задание усложняется: разложите эти же
карточки на 2 группы, объясните, по какому
признаку группировали. (Работа в
группах. Во время выполнения задания учитель
ходит между рядами и фиксирует неправильное
деление на группы.)
– Проверяем. Могут получиться разные варианты.
Сначала учитель спрашивает те пары, у которых деление не совпадает с делением на дикорастущие и культурные. В конце подводит детей к мысли о делении растений на те, которые человек не сажает (дикорастущие) и те, которые человек выращивает специально (культурные). Учитель вводит эти понятия и их определения. (Презентация, слайд 3).
– Сверьте расположение своих карточек с расположением названий на экране.
4. Работа по теме урока.
– Скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего
сегодняшнего урока. (Растения дикорастущие и
культурные).
– Правильно, сегодня мы будем с вами подробно
рассматривать растения, которые называются
культурные и дикорастущие.
– Какие растения мы называем дикорастущими? А
культурными?
– Приведите примеры.
С помощью схемы учитель подводит детей к выводу: дикорастущие растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; культурные растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
Физ минутка (игра с сигнальными карточками)
– Давайте поиграем. Если я называю культурное растение, вы показываете зелёную карточку, если дикорастущее растение – красную.
– В свою очередь культурные растения делятся так же на несколько групп, и сейчас вы их сами попробуете назвать!
5. Работа со слайдами (4-9).
– Назовите изображенные растения (огурцы,
свёкла, капуста). Что общего у всех? (Овощи).
Эта группа называется овощные.
Приведите свои примеры.
– Назовите изображённые растения (яблоня,
груша, лимон). Что общего? (Фрукты, плоды).
Эта группа называется плодовые.
Приведите примеры.
– Назовите изображённые растения (овёс, рожь,
пшеница). Что общего у всех растений? (Наличие
зёрен). Эти растения называются зерновыми.
– Назовите изображённые растения (георгин,
ирис, фиалка). Для чего они нужны человеку? (Для
красоты.) Эта группа растений называется декоративными,
так как в переводе с латинского языка «decorer»
означает «украшение». Приведите свои примеры.
– Эти растения называются хлопок и лён. Где вы
встречали такие названия? (В одежде).
Правильно, так как из этих растений
вырабатываются волокна, из которых в свою
очередь прядут нити для изготовления ткани.
Такие культурные растения называются прядильными.
– Давайте ещё раз назовём группы культурных
растений. (Называют группы, которые учитель
показывает указкой на экране).
– А что значит культурные растения? Дикорастущие
растения?
6. Проверка усвоения знаний
– Проверим себя, всё ли мы с вами запомнили? Если не всё, посмотрим, на что нужно будет обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.
Индивидуальная работа на листочках. Если выражение верное, дети чертят «+», если не верное чертят «–».
1. Редиска – дикорастущее растение.
2. Пшеница – зерновое растение.
3. Тополь – культурное растение.
4. Подорожник – дикорастущее растение.
5. Крапива – культурное растение.
При проверке дети сверяют свой узор с узором на экране. (Презентация, слайд 10).
– Поднимите руку те, у кого узор получился. У кого одна ошибка? Две?
7. Подведение итогов
– Посмотрите, сколько мы узнали сегодня! (Презентация, слайд 11).
– На какие группы делятся растения? На какие
группы делятся культурные растения?
– Посмотрите, культурные растения нас кормят,
одевают, украшают нашу жизнь. А дикорастущие?
Нужны ли они нам? (Все растения нужны, так как
все дают кислород, многие съедобны, много
лекарственных растений.)
– Как мы должны относиться к растениям? (Ответы детей)
Показ разных растений на экране. (Презентация, слайд 12).
– Растения разнообразны, но все они необходимы нам: и высокие, и низкие, и колючие, и водяные, и с цветами, и без цветов. Мы должны заботиться о них, беречь их, сохранить их для потомков.
8. Объявление отметок за урок. Запись домашнего задания
– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу.