Урок окружающего мира "Культурные и дикорастущие растения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Форма: работа в группах.

Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся на уроке.

Задачи:

  • образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • обогащение запаса знаний о дикорастущих и культурных растениях;
  • познакомить с разнообразием культурных растений;
  • повторить строение деревьев, кустарников, травянистых растений;
  • развитие речи учащихся, умения рассуждать;
  • развитие логического мышления и памяти учащихся;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Раздаточный материал:

  1. Конверты с картинками (Приложение 1)
    • изображение дуба
    • изображение яблони
    • изображение крыжовника
    • изображение лещины
    • изображение клевера
    • изображение ириса
  2. Лист и ручка

Оборудование: иллюстрации (Презентация)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– В течение своей жизни человек окружён растениями. А что было бы, если бы они вдруг исчезли? (Ответы детей)
– Сегодня мы продолжим нашу беседу о разнообразии растений.

2. Актуализация знаний

На столах у детей конверты с картинками  с изображением следующих растений: дуб, яблоня, крыжовник, лещина, клевер, ирис (Приложение 1)

– Рассмотрите карточки на ваших столах. Что изображено на них? Назовите их одним словом. (Растения)
– Разложите эти карточки на три группы. Объясните, по какому признаку   вы их группировали. (Работа в группах).
– Проверяем. Каждая группа при проверке считает количество карточек, расположенных неверно, перекладывает их в нужную группу (Презентация,  слайд 2).
– У какой группы все карточки лежали правильно? У какой группы одна карточка лежала неправильно? и т.д.
– Приведите свои примеры к каждой группе.
– Молодцы, справились с заданием.

3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

– Теперь задание усложняется: разложите эти же карточки на 2 группы, объясните,  по какому  признаку группировали. (Работа  в  группах. Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и фиксирует неправильное деление на группы.)
– Проверяем. Могут получиться разные варианты.

Сначала учитель спрашивает те пары, у которых деление не совпадает с делением на дикорастущие и культурные. В конце подводит детей к мысли о делении растений на те, которые человек не сажает (дикорастущие) и те, которые человек выращивает специально (культурные). Учитель вводит эти понятия и их определения. (Презентация, слайд 3).

– Сверьте расположение своих карточек с расположением названий на экране.

4. Работа по теме урока.

– Скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Растения дикорастущие и культурные).
– Правильно, сегодня мы будем с вами подробно рассматривать растения, которые называются культурные и дикорастущие.
– Какие растения мы называем дикорастущими?  А культурными?
– Приведите примеры.

С помощью схемы учитель подводит детей к выводу: дикорастущие растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; культурные растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.

Физ минутка  (игра  с сигнальными карточками)

– Давайте поиграем. Если я называю культурное растение, вы показываете зелёную карточку, если дикорастущее растение – красную.

– В свою очередь культурные растения делятся так же на несколько групп, и сейчас вы их сами попробуете назвать!

5. Работа со слайдами (4-9).

– Назовите изображенные растения (огурцы, свёкла, капуста). Что общего у всех? (Овощи). Эта группа называется овощные. Приведите свои примеры.
– Назовите изображённые растения (яблоня, груша, лимон). Что общего? (Фрукты, плоды). Эта группа называется плодовые. Приведите примеры.
– Назовите изображённые растения (овёс, рожь, пшеница). Что общего у всех растений? (Наличие зёрен). Эти растения называются зерновыми.
– Назовите изображённые растения (георгин, ирис, фиалка). Для чего они нужны человеку? (Для красоты.) Эта группа растений называется декоративными, так как в переводе с латинского языка «decorer» означает «украшение». Приведите свои примеры.
– Эти растения называются хлопок и лён. Где вы встречали такие названия? (В одежде). Правильно, так как из этих растений вырабатываются волокна, из которых в свою очередь прядут нити для изготовления ткани. Такие культурные растения называются прядильными.
– Давайте ещё раз назовём группы культурных растений. (Называют группы, которые учитель показывает указкой на экране).
– А что значит культурные растения? Дикорастущие растения?

6. Проверка усвоения знаний

– Проверим себя, всё ли мы с вами запомнили? Если не всё, посмотрим, на что нужно будет обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.

Индивидуальная работа на листочках. Если выражение верное, дети чертят «+», если не верное чертят «–».

1. Редиска – дикорастущее растение.
2. Пшеница – зерновое растение.
3. Тополь – культурное растение.
4. Подорожник – дикорастущее растение.
5. Крапива – культурное растение.

При проверке дети сверяют свой узор с узором на экране. (Презентация, слайд 10).

– Поднимите руку те, у кого узор получился. У кого одна ошибка? Две?

7.  Подведение итогов

– Посмотрите, сколько мы узнали сегодня! (Презентация, слайд 11).
– На какие группы делятся растения? На какие группы делятся культурные растения?
– Посмотрите, культурные растения нас кормят, одевают, украшают нашу жизнь. А дикорастущие? Нужны ли они нам? (Все растения нужны, так как все дают кислород, многие съедобны, много лекарственных растений.)

– Как мы должны относиться к растениям? (Ответы детей)

Показ разных растений на экране. (Презентация,  слайд 12).

– Растения разнообразны, но все они необходимы нам: и высокие, и низкие, и колючие, и водяные, и с цветами, и без цветов. Мы должны заботиться о них, беречь их, сохранить их для потомков.

8. Объявление отметок за урок. Запись домашнего задания

– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу.