Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время, игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора, повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью, Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения, опровергать другие и т. д.) Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях. Игры своим содержанием, формой организации, правилам и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и др., что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность, Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к обучению.
В последние годы среди учеников появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Чем же увлечь детей, как заинтересовать? И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а наоборот развивая их индивидуальные способности.
Буквально с первых дней на уроки к нам «приходила» кукла Минутка. Она помогала нам быстро подготовить к уроку все необходимое.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадка?
У Минутки в руках часы – циферблат. Пока стрелка пройдет круг, дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку. Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» – активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку. Кукла Минутка помогала нам и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. Это игры типа «Что можно сделать за одну минуту?» (Чтение текста, решение примеров, письмо слов и т. д.)
Одна из важнейших задач – это развитие целенаправленного внимания и тренировка памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на то, что необходимо запомнить, заготавливаем яркое, интересное панно, выставляем его на несколько минут: смотрим, проговариваем, закрываем глаза, представляем себе увиденное, пишем и проговариваем, сверяем. Эта работа занимает 2-3 минуты, но повторяется в течение всей недели несколько раз. Работа по тренировке памяти и развитию внимания проводятся в системе, игровые задания усложняются. Игра «Успей запомнить за минуту». Эта игра развивает зрительную память. На доске слова. Нужно запомнить слова, обозначающие предметы или слова с безударной гласной «о»и т.д.
Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее». Ученик называет слово и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слов, относящееся к этой группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Например:
1. Слон
2. Слон,тигр
3. Слон, тигр, лев
4. Слон, тигр, лев, медведь т. д.
Игры «Кто самый зоркий?», «Что изменилось?» также нацеливают на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Приведу примеры вариантов игры «Кто самый зоркий?» Дан текст. Задание – тщательно проверить написанное и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые согласные, звонкие, глухие, найти слово в котором звуков больше, чем букв и т. д.) Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком.
Внимание, наблюдательность, развитие речи у детей развивает игра «Художник». Ребенок, взявший на себя роль художника, дает устный портрет кого-нибудь или чего-нибудь, остальные ученики должны быстро определить о ком или о чем идет речь. Игра «Эхо», учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец, так, чтобы получилось слово. Например, смех – мех, крот – рот, и т. д. Большое значение придаю игровому использованию пословиц, поговорок, позволяющих решать не только учебные задачи, но и ощутить силу родного языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу: Чем зря кричать, лучше… ( помолчать); От лени болеют, от труда…(здоровеют)
Использую игры – шарады «Отгадай слова»:
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (Завязка)
Очень нравятся детям такие задания, в которых им надо найти в тексте слова с одинаковым произношением, но имеющие разный смысл:
Однажды кот подкрался к попугаю,
– Сейчас тебя я, братец, попугаю!Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка – здесь, а норки нет
Многие игры содержат материал различной степени трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний и учебной подготовленности, Например, учащимся предлагается самостоятельная работа в форме игры « Кто первый?». Каждый ученик получает карточку с заданием. Задача у всех одна и та же, но хорошо подготовленным детям предлагаем решить задачу по ее краткой записи; слабо успевающим – закончить начатое решение задачи. И т. п.
Дети любят уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки сказки, любят разгадывать кроссворды, ребусы, решать занимательные задачи. Игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, активизируют познавательную деятельность.