Как родился естественно-математический марафон

Разделы: Математика


Я учитель математики в МОУ Ржавская СОШ Агаповского района Челябинской области.

Шесть лет назад на одном из школьных праздников ко мне подошел выпускник с вопросом: «Как сложить три кубометра дров?». Ответив на этот вопрос, я задумалась: почему выпускник средней школы, изучивший геометрию, не смог решить практическую задачу, ведь я же на уроке раздаю прямоугольные параллелепипеды, и все ученики успешно находят и площадь поверхности, и объем? Затем я вспомнила одну смешную историю, которая случилась на уроке математики в пятом классе. Я предложила ученикам рассчитать среднюю длину шага каждого из них. Мы договорились отложить отрезок длиной 30 метров, прошагать, посчитав количество шагов, а затем вычислить среднюю длину шага. Класс разделился на группы по три человека и все приступили к выполнению задания. И вдруг я слышу: «Раиса Николаевна, а нам рулеток не хватает!».  Три ученика положили свои рулетки на землю, соединив их концы, при этом соединения  они придерживали руками  и, конечно, длина трех рулеток не составляла тридцати метров. Одноклассники дружно посмеялись над неудачей, я объяснила, как при помощи одной рулетки можно отложить отрезок длиной тридцать метров, и задание было выполнено. На том уроке я обвинила себя в том, что не проверила умения учащихся откладывать отрезки, которые длиннее, чем линейка или рулетка.

Сопоставив две ситуации, я пришла к выводу, что для учащихся отложить отрезок на бумаге и отложить отрезок на местности – это разные умения. Вычислить объем прямоугольного параллелепипеда и выстроить прямоугольный параллелепипед заданного объема на местности – это тоже разные задачи, и этому нужно учить. Родилась идея проведения естественно-математического марафона, где ребята на практике будут показывать умения, приобретенные в процессе получения знаний в учебном году. В нашей школе прошло уже шесть марафонов.

Почему марафон естественно-математический? Дело в том, что школа у нас небольшая, поэтому методическое объединение объединяет учителей математики, физики, биологии, географии, ОБЖ. Когда я предложила проводить такое мероприятие, учителя с энтузиазмом включились в это увлекательное дело. Каждый учитель разработал для всех классов практические задания по вопросам, изученным за прошедший год. Школьный двор был разбит на квадраты, которые мы именовали площадками: математическая, биологическая и т.д. Каждый класс – это команда, которая имеет название, эмблему. Общее построение, рапорт о готовности и получение маршрутного листа проходит на спортивной площадке с поднятием флага, звучащей из окон школы музыкой. Все красиво, эстетично. Дается старт марафону, и ребята идут по заданному маршруту. Каждый класс  выходит на свою площадку, где они находятся двадцать минут, а затем переходят на следующую, при этом в маршрутном листке за работу на площадке выставляются баллы.

Интерес к мероприятию велик, все хотят победы. Но чтобы ее получить, необходимо готовиться. Учителя-предметники заранее объявляют задания, которые нужно будет выполнить на площадке, и тогда уже не учитель следит за тем, чтобы умениями овладел каждый ученик, а весь класс болеет за результат марафона, ученики помогают друг другу, и это здорово.

А теперь я предложу вашему вниманию набор различных заданий с математической  площадки.

Если вас заинтересует такое мероприятие, то позвольте посоветовать придумывать задания каждый год разные, ориентируясь на вашу территорию, так интереснее.

5-6 классы:

  • Составить раствор заданного процентного содержания.
  • Рассчитать среднюю скорость движения предмета с наклонной плоскости (в качестве наклонной плоскости используем горку).
  • Вычислить процентное содержание погибших за зиму деревьев.  (У нас в школьном саду имеется посадка вишни, где всегда имеются сухие кусты).

7-8 классы

  • Определить высоту дерева
  • Определить расстояние до недоступной точки.
  • Вычислить площадь предложенного  участка.

10 класс:

  • Рассчитать затраты на отсыпку баскетбольной площадки.