Цели:
- на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
- способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
- развивать речь детей, обогатить словарь;
- закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущем уроке;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения; организовать индивидуальную и дифференцированную работу на уроке;
- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические);
- стимулирования и мотивации учебной деятельности (стимулирование интереса к учению, организационно-деятельностная игра);
- контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы).
Оборудование: компьютер, экран, карточки с заданием разных уровней, памятки, таблица падежей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте! Откройте тетради и запишите в них сегодняшнее число, слова «Классная работа».
Дети выполняют задание.
– Две строчки мы заполнили, а что должно быть на третьей?
Дети. Тема урока.
У. Правильно. Но её вы сами сформулируете и запишите в конце урока.
II. Повторение. Подготовка к основному этапу (учебно-игровая форма).
Всем ученикам выдаются комбинированные карточки со словами (карточки трёх цветов для сильных и более слабых учеников). Каждому склонению соответствует свой цвет
|
|
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|
У. Дети, почему карточки состоят из
двух частей?
Д. Первая часть обозначает основу,
вторая – окончание.
У. Почему вторая часть карточки
разделена на шесть частей?
Д. У существительного шесть падежей.
У. Почему вторая часть карточки не
разделена?
Д. Она обозначает основу. А основа слова
не меняется. Меняется только окончание.
У. Вода, воде, воды – это разные слова?
Д. Нет. Это формы одного слова.
У. Почему это одно и то же слово?
Д. У них одна основа – вод и
изменяются только окончания.
У. Повторим падежи. Сколько их?
Д. Шесть.
У. В каком порядке они распределены?
Перечислите их. Назовите вспомогательные
слова к ним. Можно заглянуть в лист «Падежи».
На экране детям демонстрируется таблица падежей.
Название падежа |
Падежный вопрос |
Вспомогательные слова |
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный |
кто? что? |
существует нет дать вижу горжусь думаю |
– Чем отличается именительный падеж от всех
остальных?
Д. Форма именительного падежа считается
начальной формой слова.
У. А теперь вы будете исследователями.
Интересно, кто из вас самый наблюдательный?
Возьмите карточки со словом конфета и
карандашом впишите окончания.
Дети выполняют задание. После этого они
обмениваются карточками и взаимо проверка.
У. Назовите только окончания.
Д. Это а, ы, е, у, ой, е.
Учителем на экране в столбик записываются только окончания.
На экране: А |
У. У всех так?
Д. Да.
Аналогично проводится работа со словом кастрюля. В результате на экране появляется запись:
На
экране: А Я |
У. Сравните эти окончания.
Дети выполняют задание.
– Буквы а и я это разные
окончания или варианты одного и того же?
Д. Разные.
У. Почему?
Д. Буквы разные.
У. Кто считает, что это варианты?
– Объясните.
Д. Мы же знаем: если буква я
стоит после согласной, то обозначает мягкость
предыдущего л [a].
На
экране: ЛЯ – [Л] [А] |
У. Теперь всем понятно, что это
варианты одного и того же окончания.
– А теперь точно также рассмотрите слова дядя
и Саша.
Проделав эту работу, ученики называют окончания, а учитель на экране показывает их. Учащиеся убеждаются, что эти окончания совпадают с предыдущими.
На основании этого делается вывод: Существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на а и я, относятся к 1-му склонению.
После этого так же рассматриваются карточки со словами: облако, поле, день, стол, ночь, молодёжь.
У. Итак, что же такое склонение?
Д. – Это изменение по падежам.
– Это однотипное изменение по падежам.
– Это аналогичное изменение по падежам.
У. Ребята, мы с вами вспомнили, что в
русском языке есть три склонения, вспомнили,
какие существительные к какому склонению
относятся. Слово, однажды попав в склонение,
никогда из него не выбирается. Слово верно своему
склонению, значит, склонение слова – постоянный
его признак.
На экране:
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
Ж.р. М.р. -а, -я -а, -я |
С.р.
М.р. -о, -е Ь (нулевое окончание) |
Ж.р. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий
У. Слово ключ вам
знакомо. А какие значения оно имеет?
Д. – Ключ от двери.
– Ключ – родник.
– Ключ – шифр, расшифровка.
(По мере ответов детей, на экране
появляются различные изображения значения
слова ключ).
У. Какое же из этих трех значений мы
имеем в виду, когда говорим, что будем
пользоваться словом-ключом для правильного
написания окончания имён существительных?
Д. Третье значение этого слова –
слово-шифр.
У. Вручаю вам слова-ключи для
каждого из склонений. Вот они.
(На экране написаны слова-ключи), а также детям
раздаются карточки со словами-ключами:
земля, вода, конь, окно, печь, степь.
– Проследите за окончаниями этих слов. Что вы
заметили такого, что позволяет данным словам
быть волшебными, быть словами-ключами?
Д. Ударные окончания.
У. Почему ударные окончания делают эти
слова волшебными?
Д. По ударным окончаниям можно
проверять безударные в каждом склонении.
У. Мы узнали, что в каждом из трёх
склонений есть слова-ключи. Они являются
«помощниками» для правописания, потому что имеют
ударные окончания, по которым проверяются
безударные окончания слов.
Далее детям раздаются листы «Главное правило
правописания безударных падежных окончаний имён
существительных». (Такая же схема появляется на
экране).
IV. Физкультминутка
Главное правило Безударные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склонении Например: 1-е скл.
Как работают слова-ключи в каждом склонении 1-е
скл.
2-е
скл.
3-е скл. Алгоритм. I шаг. Определяю, к какому склонению
относится слово. |
V. Первичная проверка понимания нового материала
К доске вызываются три ученика, которым предлагается просклонять слова: девочка, мыло, речь. Остальные ученики склоняют слова самостоятельно, пользуясь памяткой, а затем сверяют с работой у доски.
VI. Закрепление знаний и способов действий
Игра-соревнование. Дети получают задание по трём вариантам-командам.
Для 1-го варианта: записать имена существительные, обозначающие животных (10 слов), указать склонение и просклонять слово корова.
Для 2-го варианта: записать имена существительные, обозначающие растения (10 слов), указать склонение и просклонять слово камыш.
Для 3-го варианта: записать имена существительные, обозначающие школьные принадлежности (10 слов), указать склонение и просклонять слово тетрадь.
Выигрывает та команда, которая быстрее всех выполнит задание.
VII. Обобщение изученного материала
У. В конце нашего занятия ответьте
на вопросы:
1. Что значит просклонять имя существительное?
2. Что такое склонение?
3. Как распределяются имена существительные по
склонениям?
4. Как определить склонение имен существительных?
5. Какую тему урока мы запишем?
Д. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». (Записывают на оставленных в начале работы строчках).
VIII. Подведение итогов занятия, домашнее задание
У. Мы узнали сегодня много нового: о склонениях, о словах-ключах, об алгоритмах работы при определении безударных окончаний существительных. Пользуясь полученными знаниями дома просклоняйте слова: товарищ, помощь, пень, кошка.