Урок-путешествие по теме "Закрепление знаний табличного умножения и деления". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обучающие:
    • совершенствование вычислительных навыков;
    • формирование умений решать задачи от простых до составных;
  • Развивающие:
    • формирование и развитие учебной мотивации;
  • Воспитательные:
    • воспитание интереса к предмету;
    • воспитание умения работать дружно;
    • воспитание умения слушать друг друга.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, постановка целей урока

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать по стране, название которой, я думаю, вы назовёте сами в конце урока. Этой страны нет ни на одной карте Мира, но каждый человек, живущий на Земле побывал в ней.
– Чему же мы будем учиться, путешествуя по этой стране?

(Учитель открывает доску, на которой написано всё задание к уроку.)

Ученики: Сравнивать числа и выражения, находить значения выражений, вычислять площади, решать задачи.

Учитель: Молодцы, что вы это увидели. И самое главное мы повторим таблицу умножения и деления, и каждый себя проверит: хорошо ли он её знает.

2. Путешествие

– Для того, чтобы путешествовать, нам нужен какой-то транспорт.
– Отгадайте, на чём мы будем путешествовать?

(Учитель показывает ребус. Там зашифровано слово «самолёт». После разгадывания ребуса на доску прикрепляется самолёт.)

– А для того, чтобы сесть в самолёт, нам нужен билет.
– Нам нужно составить номер билета.

(Учитель показывает карточки с примерами. Дети ставят ответы на доске, выбирая нужную карточку у себя на парте.)

– Посмотрите на получившейся ряд чисел. Как вы думаете, какое число будет следующим?

Ученик: 21, так как здесь каждое следующее число увеличивается на 3.
Учитель: Какой пример я могла бы вам задать, чтобы поставить это число в ряд?
Ученики: 3 · 7,  7 · 3.
Учитель: И так мы в городе Сравнений. Здесь надо поставить знаки «больше», «меньше» или «равно» Дети выполняют самостоятельно.

507 … 705
42 : 6 + 29 … 36
36 + 18: 9 … 16 + 3 · 8
А6 … А5
7С … 9С

(Проверяется работа.)

– Что мы получили?

Ученик: Равенства и неравенства.
Учитель: Покажите равенство и докажите, что это равенство.
Учитель: Летим в город Площадей. В этом городе много площадей.

(На доске плакат с геометрическими фигурами)

Учитель: Разделите эти фигуры на 2 группы.
Ученик: Фигуры с углами и без углов.
Учитель: А на 3 группы можно разделить?
Ученик: По цвету: синие, жёлтые, зелёные.
Учитель: Ещё в этом городе есть удивительный мост, по которому мы сможем пройти, если его площадь будет больше 20 кв. м.

Найдите площадь этого моста.

Ученик: 12 кв. м.
Учитель: Сможем ли мы по нему пройти? Почему?
Ученик: Площадь меньше 20 кв. м.
Учитель: Что же нужно сделать, чтобы площадь моста была больше 20 кв. м.?
Ученик: Увеличить длину и ширину, например на 2м., тогда 6 · 8 = 48кв.м. Или увеличить только длину на 2м., тогда 3 · 8 = 24кв.м.
Учитель: И так мы перешли мост. А теперь давайте немного отдохнём. (Физминутка.)

На доске:

1   2   3   4   5
6   7   8   9   10
11  12  13  14  15

– Я показываю чётные числа – вы будете хлопать, а когда показываю числа, делящиеся на 5 – вы будете топать.
– А теперь отправляемся в город Выражений.

На доске:

  1. 72 – 9+ 17 =
  2. 24 : 4 + 28 =
  3. 63 + 5 * 4 – 64 : 8 =
  4. 46 + 14 – 12 – 8 =
  5. 40 : 8 + 3·8 : 6 =
  6. 23 + 4 · 7 – 7 = (Ответы закрыты.)

Разделите эти выражения на 3 группы.

Ученик:Первая группа выражения в которых два действия; вторая – в которых 3 действия; третья – в которых 4 действия.

(Учитель каждую группу подчеркивает своим цветом.)

Учитель: Выберите любую группу и найдите значения выбранных выражений.

(Проверка выполненной работы. Учитель открывает ответ, дети сверяют со своим.)

– А это что здесь снежком припорошило? (Открывает и на доске: х · 6 = 42)
– Это тоже выражение. Но как оно называется?

Ученик: Уравнение.
Учитель: Найдите корень этого уравнения. Нам пора отправляться в город Задач.

На доске: На стоянке стояло 9грузовых машин, а легковых в 3 раза меньше.

– Что здесь записано и чего нет?
Ученик: Записано условие задачи. Нет вопроса.
Учитель: Зависит ли от вопроса решение задачи?
Ученик: Задача может решаться в одно или несколько действий.
Учитель: Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в одно действие.
Ученик: Сколько легковых машин на стоянке?
Учитель: Ответьте на вопрос.
Ученик: На стоянке стояло 3 легковые машины.
Учитель: Каким действием вы решили задачу?
– Что надо изменить в условии задачи, чтобы она решалась умножением?
Ученик: В 3 раза больше.
Учитель: Повторите условие задачи.
– Ответьте на вопрос.
– А теперь, измените вопрос задачи, чтобы она решалась в два действия.
Ученик: Сколько всего машин стояло на стоянке?
Учитель: Запишите решение задачи выражением.
(Дети записывают: 9 · 3 + 9 = 36(м.))
– Почему задача решается в два действия?
Ученик: Нельзя сразу ответить на вопрос.
Учитель: Что узнали первым действием? Что узнали вторым действием?
– Попробуем добавить условие задачи, чтобы она решалась в три действия.
Ученик: Приехало ещё 7 машин.
Учитель: Повторите, какая задача получилась.
Ученик: На стоянке стояло 9 грузовых машин, а легковых в 3 раза больше. На стоянку приехало ещё 7 машин. Сколько всего машин на стоянке?
(Все изменения учитель фиксирует на доске.)
Учитель: Какое действие надо добавить к нашему решению, чтобы ответить на вопрос новой задачи?
Ученик: Прибавить 7.
Учитель: Запишите решение выражением.
(Записывают: 9 · 3 + 9 + 7 = 43(м.))

3. Подведение итогов

Учитель: По какой же стране мы с вами путешествовали?
Ученик: По стране «Математика».
Учитель: Чему мы учились, путешествуя по стране «Математика»?
Интересно вам было?
– Какое задание больше всего понравилось?
– В каком задании испытали трудности?
– Мы с вами только приоткрываем дверь в эту страну. (На доске дверь с надписью «Математика».) Хотите узнать, что за этой дверью? (Берёт математическую энциклопедию и из неё выпадают «пятёрки»)
– Это вам оценки за урок. Спасибо вам за работу. Урок окончен.