Метапредметное занятие по окружающему миру на тему "Что такое воздух?" 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Предметные:
    • Определить особенности воздуха и воды;
    • Сравнить свойства воздуха и воды.
    • Систематизировать знания о правилах поведения в природе.
    • Определить взаимоотношения воздуха и воды.
  • Метапредметные:
    • Сформулировать причины, почему человек может держаться на воде, но не может держаться в воздухе.
    • Сформулировать причины, почему человек без воды может прожить несколько дней, без воздуха только несколько минут.

Предметные результаты: оценивание правильности поведения людей в природе;

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы: индивидуально, в паре, в группе; умение совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;
  • Познавательные: умения перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; добывать новые знания: используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
  • Коммуникативные: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.

Образовательная напряженность:

– О чем сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если отгадаете… загадки.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (Вода)

– Так что же такое воздух и что такое вода? (Определения детей.)
– Предложите свою версию происхождения воздуха. (Ответы детей).
– Предложите свою версию происхождения воды. (Ответы детей)
– Недавно я читала о воде, и меня удивил «Эффект Мпемба».
А что такое «Эффект Мпемба»?

Дополнительно для учителя.

Интересно о воде.

Горячая вода замерзает быстрее холодной?

Возьмем две емкости с водой: в одну нальем горячую, а в другую – холодную воду, и поместим их в морозильную камеру. Горячая вода замерзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей, первой должна была превратиться в лед холодная вода: ведь горячей воде надо сначала остыть до температуры холодной, а потом уже превращаться в лед, в то время как холодной воде остывать не надо. Почему же так происходит?
В 1963 году один танзанский студент по имени Эрасто Б. Мпемба (Erasto B. Mpemba) замораживая приготовленную смесь для мороженого, заметил, что горячая смесь застывает в морозильной камере быстрее, чем холодная.
Когда юноша поделился своим открытием с учителем физики, тот лишь посмеялся над ним. К счастью, ученик оказался настойчивым и убедил учителя провести эксперимент, который и подтвердил его открытие: в определенных условиях горячая вода действительно замерзает быстрее холодной.
Теперь этот феномен горячей воды, замерзающей быстрее холодной, носит название «эффект Мпемба».

Правда, задолго до него, это уникальное свойство воды было отмечено Аристотелем, Френсисом Бэконом и Рене Декартом. Ученые так до конца и не понимают природу этого явления, объясняя его либо разницей в переохлаждении, испарении, образовании льда, конвекции, либо воздействием разжиженных газов на горячую и холодную воду.

– Сравните воздух и воду, назовите особенности воздуха и воды.

Проводятся опыты по выявлению свойств воды и воздуха.

Воздух и его свойства. Демонстрация опытов

Опыт 1

Учитель показывает детям пустую пробирку.
– Что в этой пробирке? (Ничего нет.)
– Что ж, давайте проверим, что там действительно пусто.
Учитель берет пробирку и топит ее в стакане с водой.
– Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите – «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочки, кого вы­дали пузырьки? (Наверное, воздух?)
Воздух – это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Азота 78%, кислорода 21%, углекислого газа 1%. Соотношение этих газов в воз­духе можно показать на рисунке:

Опыт 2

Один из учеников надувает воздушный шарик.

– Готово? Теперь вдохни воздух, вдохни — выдохни. Еще можешь? (Нет.)
– Почему не можешь? (Кислорода, воздуха, сил и т. п. не хватает) А теперь ответьте, для чего мы комна­ту проветриваем? (Чтобы был всегда свежий воздух, а значит, и много кислорода.)
Скажите, сколько вы можете прожить без воздуха? Попробуйте задержать дыхание и не дышать две минуты. (Продержались меньше минуты. Без кислорода не может жить ни человек, ни растения, ни жи­вотные.)
– А как вы думаете, для чего ещё необходим кислород? (Варианты ответов детей)
– Кислород необходим не только для дыхания.

Опыт 3

– Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)
– А теперь накрываю ее стаканом. Раз, два, три... погасла.
– Почему? (Варианты ответов детей)
– Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если...
– Продолжите мысль, как мы можем почувствовать воздух? (Ответы детей.)
– Поднимите руку и резко ее опустите. Быстро пройдите по классу. Что вы почувствовали? (Появился ветер.)
– Что такое ветер? (Ветер — это движущийся воздух.)
– Почему дует ветер? (Ученики вспоминают, что они уже знают про ветер из курса первого класса.)
– Какое значение имеет вода и воздух для растений, животных, человека?

Работа в группах

– Подумайте, почему человек может держаться на воде, но не может держаться в воздухе, почему человек без воды может прожить несколько дней, без воздуха только несколько минут? Какие опыты вы бы провели, что бы доказать свою точку зрения?
– Подумайте и нарисуйте рисунки.

Предъявление результатов

Демонстрация образовательной продукции

– А сейчас, используя рисунок, расскажите.

Выслушиваются рассказы учеников. (Человек может держаться на воде потому, что он легче воды, т.к. состоит из воды и воздуха, а воздух легче воды. Можно провести опыт, если сосуд с воздухом опустить на дно водоёма, то воздух тут же поднимется вверх).
– Вспомните, отчего загрязняется воздух? (Ответы детей.)

«Чистый, свежий воздух нужен всему живому: и растениям, и животным, и человеку. Вода – важнейшее усло­вие для существования жизни растений и животных».

Рефлексия

Цель рефлексии – осознание учениками своей исследовательской деятельности, использованных и усвоенных способов, полученных результатов, возникших трудностей и проблем.

Вопросы учителя: Что каждый из нас делал сегодня на занятиях? Что было главным? Каковы основные результаты? Чего удалось достигнуть? Что каждый понял, чему научился?

Ученики кратко формулируют свои ответы.

Домашнее задание

  1. Составить рассказ о красоте воды;
  2. Написать синквейн о воде и синквейн о воздухе.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Например слово: дружба.

Дружба

Важна и нужна.
Сорит, мирит, помогает.
На моих чувствах играет.
Привязанность.
Можно использовать написание синквейна для рефлексии на уроке.

Фрагмент этого занятия разработан мною на дистанционных курсах Института образования человека, http://www.eidos-institute.ru. E-mail: info@eidos-institute.ru .