Цель урока: “Выявить и закрепить знания об одежде и обуви”.
Задачи урока:
- закрепить знания и умения по теме одежда и обувь; межпредметная связь (между развитием речи (окружающим миром) и трудовым обучением); учить отгадывать загадки; отвечать на поставленные вопросы; способствовать социализации учащихся.
- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Термины: одежда, обувь, швея, сапожник, иголка, маскарадная одежда, спортивная одежда, деловая одежда, школьная одежда, стильный человек;
Оборудование: карточки с иллюстрациями к заданиям, нитки, иголки, ткань, перья, кусочки кожи, шерсти и меха, пуговицы, цветные карандаши, бумага, клей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Сообщение цели урока.
– Сегодня вас ожидает интересный познавательный урок, посвященный знакомой нам теме “Одежда и обувь”.
Вас ждут занимательные рассказы из истории и интересные задания.
Ваша задача быть активными на уроке, дружелюбными и инициативными.
3. Актуализация знаний
(Во время этой работы ученикам дается карточка, на которой нарисованы платье, передник, шорты) Приложение 1.
– Определите, что общего в этих предметах? (это одежда)
– Какими словами можно продолжить этот ряд? (Блузка, пальто, плащ, джинсы, брюки, свитер, носки и т. д.)
– Вспомним с вами, что такое одежда?
– Одежда – совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела “вокруг”.
(Карточки с сапогами, валенками, ботинками)
– А что общего между этими предметами? (Это обувь.)
Обувь и, ж. Предмет одежды для ног: изделие из кожи или других плотных материалов. Кожаная, текстильная о. Зимняя, летняя о. Модельная, спортивная, домашняя о.
– Откуда же пошла одежда и обувь? Послушайте небольшой отрывок из истории.
4. Работа по теме урока.
История возникновения одежды.
Человек всегда старался выглядеть как можно лучше. Древние люди обматывали вокруг тела звериные шкуры, а на шею вешали ожерелье из разноцветных камешков. Все, что попадалось человеку под руку, шло в дело — кора деревьев, шкуры животных, перья птиц.
– Посмотрите, пощупайте шкуру. Что вы почувствовали? Какая она?
– Как вы думаете, для чего нужны были перья? Посмотрите на них. Пощупайте. Какие они на ощупь? А сейчас, в наше время, где используются перья?
Одежда, помимо всего прочего, имела еще и некоторый символический, магический смысл. Заворачиваясь в шкуру какого-то животного, древний человек пытался тем самым отпугнуть от себя злых духов. А в ледниковый период людям приходилось кутаться в меха животных, чтобы хоть как-то согреться.
Постепенно человек стал выделывать все более мягкие и прочные шкуры, а от сорока до пятидесяти тысяч лет тому назад была изобретена игла, ставшая основным портняжным инструментом на многие годы.
Позднее люди научились прясть шерсть и скручивать ее в длинные нити.
В регионах с холодным климатом главным предназначением одежды было уберечь человека от холода. Именно из-за низких температур одежда, которую носили люди в этих местах, должна была плотно облегать человека и сохранять тепло. В этих-то странах и были изобретены теплые штаны и другая хорошо защищающая от холода одежда.
История возникновения обуви.
Когда древнему человеку приходилось преодолевать острые камни, он понял, что ему нужно что-то надевать на ноги, чтобы защитить их. Поэтому первая обувь, которую он изобрел (возможно, это были сандалии) была сделана из травы, полосок кожи или плоских кусочков дерева. Человек прикреплял их к подошвам ног веревкой.
Конечно, в холодных странах сандалии не защищали ноги от мороза, поэтому к ним прикрепляли другие материалы: сандалии превратились в ботинки.
Чтобы защитить большой палец, носок ботинка загибали кверху.
В более холодных странах независимо друг от друга люди начали создавать теплую обувь. Иногда они носили мешочки, подбитые травой и привязанные к ноге.
А обувь, напоминающую современную, изобрели воины, ходившие в длительные походы. Для того чтобы защитить ноги, им были нужны ботинки, служившие достаточно долгое время.
- Что первоначально служило одеждой для древних людей?
- Каково главное назначение одежды в холодных регионах?
- Почему возникла необходимость создания обуви?
- Из чего была сделана первая обувь?
- Как вы думаете, какой внешний вид она имела?
– Ребята, сейчас мы с вами попробуем сделать одежду и обувь, в которой раньше ходили древние люди. Для этого вам потребуются, кусочек шерсти, кожи, меха, перья и клей. У вас на партах лежат листочки с изображением древнего человека, его вы и будете одевать. Приступайте к работе. Подумайте, что теперь носят в нашем современном мире, когда холодно? Перечислите. Приложение 2.
5. Практическая часть урока.
– Ребята, а почему мы не можем пойти в школу, например, в пижаме или халате? Или зимой на улицу выйти в сарафане, а летом в шубе?
То есть, мы можем сказать, что для каждого случая есть свой вид одежды? Какая бывает одежда? Вспомним с вами. Для этого посмотрите на доску. Когда мы будем надевать эту одежду? (маскарадный костюм) Как она называется? А когда эту? (спортивный костюм) Для чего предназначена эта одежда? (деловая) Ребята, а как называется ваша одежда, в которой вы ходите в школу? Рассмотрим ее. Что необходимо одевать девочкам? А мальчикам? Приложение 3.
– Молодцы.
– Скажите, какое время года наступило у нас сейчас? Кто мне скажет, во что сейчас одеваются люди? В какую одежду? Какую обувь носят?
Посмотрите на доску и скажите мне, правильно ли одета девочка Аня? По погоде ли? А как она должна быть одета? Почему? (на доске карточки с названием одежды) Ребята, сейчас вам необходимо выбрать карточки с тем названием одежды, в которой должна быть одета наша девочка Аня. Поможем ей, чтобы она не замерзла и не заболела. Приложение 4.
– Карточки, с какими названиями вы выбрали? Перечислим. Почему вы выбрали именно их? Объясните.
– Ребята, вы хорошо справились с работой, молодцы. Сейчас мы с вами немножко отдохнем.
Релаксационная игра. (Физкульминутка)
Ребята, садитесь по-удобнее. Слушаем меня:
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело,
И расслаблено всё тело…
Будто мы лежим на травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя
Мы спокойны, нам хорошо, легко.
Пальчиковая гимнастика
Отдохнули? А теперь займемся делом.
– Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? Что необходимо сделать? Когда вы правильно расположите буквы, то узнаете название интересных профессий. (У каждого ученика набор карточек с буквами)
В Е Ш Я С А Ж О Н И К П
– Кто такая швея?
Швея – специалист, по производству изделий из тканей, кожи и других материалов.
– А кто такой сапожник?
Сапожник – мастер, занимающийся изготовлением обуви.
– Скажите мне, с какими инструментами работает швея? А сапожник? И у швеи и у сапожника есть общий, самый необходимый инструмент для изготовления одежды и обуви. Что это за инструмент? Отгадайте загадку.
Сшить штанишки,
платье сшить,
Да ботиночки прошить
Помогу вам,
так и быть...
Без меня не будет толку,
Потому что я... ИГОЛКА
– Для чего нужна иголка?
Пальчиковая гимнастика.
Задание “Пришей пуговицу”.
– Ребята, мы с вами говорили о том, как должен выглядеть человек. Какой должна быть его одежда и обувь. Какой? Давайте вспомним вместе с вами? Посмотрите на данное изображение и скажите мне, что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы мальчик выглядел опрятно? (Пришить пуговицу) Правильно. Перед вами лежат ткань и пуговица. Вспоминаем последовательность работы. Первым делом вы что делаете? Отмеряете нитку с помощью локтя, отрезаете, вставляете в ушко, завязываете узелок, пришиваете пуговицу, завязываете узелок и убираете иголку на место. Вспоминаем технику безопасности работы с иглой и ножницами.
Техника безопасности работы с иглой и ножницами:
Ножницы
- Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробку.
- Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
- Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
- Следить за движением и положением лезвий во время работы.
- Использовать ножницы только по назначению.
Иглы и булавки
- Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
- Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
- Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
- Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
- Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
- Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
- Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
6. Закрепление изученного материала.
– Какие вы молодцы, помощники для своих мам! Ребята, человек должен быть не только опрятным и аккуратным, но также и стильным, т.е. он должен уметь подбирать одежду, которая будет ему идти, подбирать правильно вид одежды и соответствующую обувь к ней. Сейчас мы с вами в этом потренируемся. Перед вами лежат карточки с изображением одежды и обуви. Вам будет необходимо правильно подобрать соответствующий наряд к обуви и соединить их линиями. Приложение 5.
7. Итог.
– Вы хорошо работали сегодня на уроке. Подведем итоги.
О чем мы с вами говорили на уроке? Что выполняли? Что вспомнили? Что нового узнали? Что полезного для себя усвоили?
– Молодцы. Спасибо за урок.