Нормативное построение словосочетаний

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепить сведения о нормах построения словосочетаний; организовать деятельность учащихся по отработке навыков правильного построения словосочетаний; разобрать задания ЕГЭ А1, А5, В3
  • способствовать развитию критического и логического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Презентация к уроку (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.

II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)

Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.

Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.

(Взаимопроверка Слайд 3)

Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.

III. Стадия вызова.

Вопросы учителя к классу

  1. Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)
  2. А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
  3. А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).
  4. Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).
  5. Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).
  6. Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.
  7. (пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”

Кластер

  1. Проверка кластера консультантами.
  2. Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)

Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.

IV. Стадия осмысления.

  1. Как вы думаете, вид связи в словосочетании зависит только от того, к какой части речи относится главное слово? (при определении вида связи важно обращать внимание и на главное, и на зависимое слово)
  2. А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.

  1. Внимание на экран (Слайд 12). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.

Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)

  1. Словосочетания какого вида вы выписали?
  2. Какой вид подчинительной связи вы указали?

Физкультминутка “Колобок” (Приложение 2)

V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.

Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)

  1. Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.

Внимание на экран (Слайд 13,14)

1. Укажите пример с ошибкой в управлении

1.1. Преимущество перед ними
1.2 Согласно договору
1.3. Показать о чём-то
1.4. Огорчён чем-то

2. Укажите пример с нарушением норм согласования

2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.

Задание В3, которое связано с умением находить в тексте словосочетания и определять типе связи с них, либо в предложенных словосочетаниях.

(Работа с тестами ЕГЭ по группам Приложение 3)

3.  Редактирование

Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” (Слайд 15,16)

  1. На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.
  2. В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”
  3. В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.
  4. В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.
  1. Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.
  2. Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.
  3. Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.
  4. Ошибка в управлении: “Точка создания”.

Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!

VI. Самостоятельная работа по вариантам. Тест (Приложение 4)

VII. Итоги урока. Рефлексия.

Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?

Для чего нам это надо знать?

Где будем использовать полученные знания?

Чему вы научились на уроке?

Что осталось непонятным?

VIII. Домашнее задание

Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.

По желанию: пополните “Коллекцию ошибок”.

Список литературы

  1. Вовк С.М. “Вид подчинительной связи в словосочетании” Урок по технологии РКМЧП. Газета “Русский язык” , №2, 2011г.
  2. Единый государственный экзамен 2011.Русский язык.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ– М.:2011.
  3. Золотарёва И.В., ДмитриеваЛ.П. “Поурочные разработки по русскому языку 10 класс”. М.:2009
  4. Куприн А.И. Повести и рассказы. Том 1. М.:2003
  5. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2006
  6. СенинаН.А. “Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А,В,С (модели сочинений). 10–11 классы.-Учебное пособие– Ростов-на-Дону:2011.