В наше время очень актуальны задачи экологического воспитания дошкольников. Важно уже в детстве сформировать у детей бережное и ответственное отношение к окружающей среде. И начинать эту работу надо с ознакомления детей с природой родного края.
Я разработала ряд развлечений по теме “Путешествие по родному краю” где использовала как знакомый для детей материал, так и новый. Я подобрала доступный и увлекательный материал для ознакомления детей с флорой и фауной Приморского края и в частности Уссурийского района.
Одно такое развлечение я представляю на фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
Город Уссурийск расположен на слиянии трех рек Раковка, Комаровка и Раздольная. Конечно, красота этих мест требует к себе бережного отношения со стороны людей. Наши воспитанники с родителями часто выезжают отдыхать на живописные речные берега. Для того, что бы дети закрепили свои знания по экологическому воспитанию на практике, я разработала развлечение “Здравствуй, река Раздольная” Проигрывая конфликтную ситуацию на занятии, дети лучше усваивают правила общения с природой, более осознано применяют свои знания в повседневной жизни. После летних путешествий, дети с большим интересом делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, что интересного они увидели, и как старались с родителями сохранить чистоту и красоту природы.
Данный конспект помогает организовать в игровой форме интересное путешествие к реке. На берегу реки ребят ждут неожиданные встречи и приключения. Дети встречают Андрейку – бармалейку, который не знает как правильно вести себя у реки, но постепенно, с помощью ребят, он меняется и осваивает азы экологической безопасности. Появляются на берегу и другие персонажи – муравьи, оса, бабочка, русалка, чьи роли исполняют дети. Отдых у реки проходит весело – ребята исполняют песни, читают стихи, выполняют творческие задания, играют и закрепляют свои знания о флоре и фауне реки Раздольной. В конце развлечения Андрейка перевоспитывается и понимает, что неправильное поведение человека наносит вред окружающей среде. И только бережное отношение к природе и дружба помогут все исправить.
“Золотистые солнца колечки
На воде закачались рябой.
Начинается с маленькой речки
В нас к Отчизне большая любовь”
Зал оформлен как лес, на центральной стене изображена река. Оформление закрыто ширмой.
Под веселую музыку дети заходят в зал и садятся на приготовленные места.
Музыкальный руководитель: Ребята, наступили теплые деньки. Так хочется поиграть на улице, посидеть под деревом в тени, а еще приятней отдыхать у воды – у реки или на море. Есть у нас район в городе, который называется – Междуречье. Находиться этот район между двух рек. Одна река называется – Комаровка, а другая – Раковка. Как вы думаете, почему так назвали реки? (Ответы детей)
Река Комаровка впадает в большую красивую реку Раздольная. А река Раздольная впадает в Амурский залив Японского моря. Река Раздольная берет свое начало в Китае, в горах.
Раньше она называлась – Суйфун что в переводе с китайского на русский язык означает – “шило” Впоследствии реке дали русское название – Раздольная.
Рисунок 1. Фото реки Раздольной
Музыкальный руководитель: Ребята понравилась вам река Раздольная? Предлагаю отправиться в путешествие и отдохнуть у реки. Поедем на электричке и по дороге споем песню.
“Веселые путешественники” – А.Старокадомского
Во время песни дети выполняют игровые действия – ритмично двигают согнутыми в локтях руками, хлопают в ладоши, прихлопывают руками по коленям.
( Отрывается оформление центральной стены.)
Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и приехали к реке Раздольной. Дети, посмотрите какая красота вокруг.
Аудиозапись “Звуки леса”
“Здравствуй речка, здравствуй лес полный сказок и чудес
Солнце ласково смеется. Светит ярче веселей,
И с пригорка звонко льется разговорчивый ручей.
Сколько звуков, сколько пенья в это светлый день весенний
Здравствуй милая река. Рады встречи: ты и я”
Подходите ближе к реке. Присаживайтесь у речки.
Дети походят к оформленной стене. Рассаживаются в произвольном порядке на стульчики.
Песня “На бережку”
(песня Кота Леопольда)
Музыкальный руководитель: Как красиво расцвели цветы возле реки.
Девочки читают стихи:
1.Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное.2. Знакомы нам с детства родные ромашки
Как белые звезды средь розовой кашки
В букете сияют мои лепестки
И крыльями машут вокруг мотыльки3. В лесной глубокой балочке,
Под снегом, в низине.
Красавица-фиалочка проснулась по весне.
Приветлива, душиста, как звездочка лучиста.
Танец с цветами
Танцуют девочки
Музыкальный руководитель: У реки всегда дует легкий ветерок. Словно приглашает поиграть с вертушками.
Игра “Вертушки”
Играют мальчики
Выбегает Андрейка (взрослый): О, хорошая полянка сейчас я разведу здесь костер.
(Начинает укладывать из веток костер, подкладывает бумагу, достает спички).
Музыкальный руководитель: Мальчик подожди. Что ты хочешь делать? Как тебя зовут?
Андрейка: Меня зовут Андрейка-бармалейка. А хочу я развести костер.
Музыкальный руководитель: Я вижу, ты не знаешь как вести себя в лесу?
Андрейка: Что такое? Что не так?
Музыкальный руководитель: Наши дети очень хорошо знают как вести себя в лесу. Послушай первое правило поведения в лесу.
Ребенок: Пожар в лесу ведь мог случиться. Сгорят в огне и зверь и птица. Огонь враг леса, он хитер.
Все дети: Не разводи в лесу костер!
Музыкальный руководитель: А ты знаешь, что лес питает реку. Все лесные ручейки бегут к реке. И если в лесу будет пожар то и река погибнет. Русло реки будет завалено упавшими обгоревшими деревьями, ветками. Зола, сажа засыплет ручьи и ключи. Замутится вода в реке и рыба пропадет. А если не будет леса, то обмелеет река. Надо беречь лес тогда и река не погибнет.
Андрей: Ну вот еще, как бы не так. Учить меня тут будет всяк. Поду один по лесу гулять.
Музыкальный руководитель: А ты не хотел бы с нами посидеть на берегу реки. В реке Раздольная водиться отличная рыба. Мы собираемся порыбачить.
Андрейка: Нет не хочу!! (Уходит.)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какая рыба водится в реке Раздольная.
Музыкальный руководитель показывает изображение рыб.
Рисунок 2. Красноперка
Рисунок 3. Сом
Рисунок 4. Карась
Рисунок 5. Сазан
Дети смотрят, обсуждают форму, цвет рыб. Запоминают названия.
Музыкальный руководитель: Вот какая красивая и разная рыба водятся в реке Раздольной. Давайте вспомним поговорки о рыбной ловле.
Дети проговаривают поговорки и пословицы про рыбалку
Рыбак рыбака видит издалека
Без труда не вынешь рыбку из пруда
Рыба в реке – еще не в руке.
Хорош клев, да мал улов.
На зорьке не встал – рыбалку потерял
Игра “Поймай рыбку”
По типу игры “Ловушка”
На голову дети надевают бумажные шапочки с изображением рыб
Аттракцион “Рыбачек”
(Настольная игра с удочкой и рыбками)
Во время игры заходит Андрейка и садится в уголок. Делает вид что кушает и бросает коробочку от сока, пакет, газету, шкурки мандарин.
Музыкальный руководитель: Андрейка, посмотри, что ты натворил? Разве так можно вести себя в лесу. Послушай, правило, которое надо выполнять в лесу.
Ребенок: “Не сори, не шуми, и не груби”
Андрейка: Ну и набросал. Ну и что?
Музыкальный руководитель: Ну, то ж смотри сам. Эй, лесные жители выходите – и неряху накажите.
Выходят Муравьи: “Мы команда – раз два три, боевые муравьи.
Кто сор кидает на траву? Объявим мы тому войну”
Оса:
Осы, пчелы все сюда. Вижу, в лес пришла беда.
И того, кто этот мусор не захочет убирать.
Все мы вместе, дружным роем, будем жалить и кусать.
Музыкальный руководитель: Слышишь, летит рой ос и пчел? (дети жужжат)
Андрейка: Ладно, ладно извините, не кусайте, не жужжите, я сейчас все уберу и тропинки подмету.
Музыкальный руководитель: Андрейка, берега реки Раздольной очень красивые и надо беречь эту красоту и не засорять ни лес, ни реку. Ребята, вы знаете, что в реке Комаровка, которая впадает в реку Раздольную, обитает удивительная раковина “Приморская жемчужница”
Рисунок 6. фото “Приморской жемчужницы”
Музыкальный руководитель: Эта раковина занесена в Красную книгу. А что такое Красная книга?
Ответы детей – В Красную книгу вносят животных и растения, которых осталось очень мало на Земле.
Все растения и животных, которые занесены в Красную книгу, надо охранять и беречь. И Приморскую жемчужницу тоже надо беречь и охранять.
Андрейка: Что-то скучно мне стало. Пойду я цветов нарву.
(Убегает. Вдали слышаться крики Андрейки –“Ого– го хали– гали, ого го ого го!!!”)
Летит бабочка, одно крыло у нее не поднимается:
Что за слон пришел к нам в лес, только шум стоит да треск!
Все цветочки затоптал, крылышко мое сломал!
Наступил на червяка, чуть не задавил жука.
Как теперь я полечу? Нужно мне скорей к врачу!
Муравьи:
Мы санитары леса в труде и день и ночь
Готовы мы больному от всей души помочь!
2Отвезем тебя сестрица в муравьиную больницу!
Будешь скоро ты опять ловко крылышком махать!
Муравьи уводят бабочку. Выбегает Андрейка, размахивает веткой.
Музыкальный руководитель: Вот видишь, что ты натворил! В лесу, где хочешь, ты ходил!
Ребенок: Не мни зеленую былинку. В лесу ходи лишь по тропинкам.
Андрейка: Я не знал раньше таких правил. Но теперь я понял, что вел себя не правильно и постараюсь не вредить теперь никому в лесу и у реки.
Музыкальный руководитель: Мы рады, что ты исправился. А хочешь, мы тебя научим веселой песенке?
Песня “Любитель рыболов” М. Старокадомского
Дети инсценируют песню
Выходит Русалка-девочка: Здравствуйте ребята. Я – русалка. Живу в речке Раздольной. Мне очень понравилась ваша песня. Я знаю, что рыбалка очень увлекательное дело. Но чтобы рыба не переводилась, надо разводить рыбу. Я предлагаю вам наловить мальков для того, что бы потом вырастить из них взрослых рыбок и отпустить их в реку
Андрейка: Я тоже хочу разводить мальков. Я понял, что лес и реку надо беречь.
Эстафета “Кто быстрей”
Две команды выстраиваются в колонну. Напортив тазик с водой и плавающими в воде спичками –“мальками”. По сигналу первые участники берут ложку и бегут к тазику. Ложкой вылавливают спичку и возвращаются к своей команде. “Малька” выпускают в ведерко, а ложку предают следующему участнику.
Андрейка: Спасибо, ребята, что научили меня беречь природу.
Если речку не беречь
Перестанет речка течь
Зарастет высокою
Острою осокою
Буду лес любить оберегать,
Взрослым в этом деле помогать.
Беречь лес поля и реки
Что б сохранилось все навеки.
Музыкальный руководитель: Андрейка больше никто тебя не будет звать Андрейка – бармалейка. Теперь ты Андрей – самый лучший из друзей. Наша прогулка закончилась и на прощание предлагаю спеть песню.
Песня “Синеглазая речка” Я. Дубравин
Рисунок 7. Река Раздольная.