Музей открыт 9 мая 1998 г. Этому предшествовала большая работа директора школы Н.В.Шумной, педагогического и ученического коллективов. Первые экспонаты в будущий музей были принесены Шумной О.П. еще в 1997 году. В 2001 музей получил свидетельство о регистрации. (Слайды 2,3) Общий фонд музея насчитывает более 450 экспонатов, среди которых награды и медали за “Боевые заслуги”, “За оборону Кавказа”, “За отвагу”, орден “Красной Звезды”, орден “Отечественной войны 1 степени”, личные вещи участников гражданской, Великой Отечественной и Афганской войн; фотографии тех, кто ценою своей жизни отстоял нашу Родину. Через стекла витрин можно прочитать дневниковые записи тех, кто с самых первых дней Великой Отечественной войны встал на защиту Родины, пожелтевшие листки писем, исписанные быстрым почерком. В них – строки из простой, человеческой жизни, и в то же время это живой голос прошлого.
Эмоциональное воздействие на посетителей музея усиливается световыми и звуковыми эффектами и использованием современных информационных и цифровых технологий.
Уже много лет музей “Служу Отечеству” МБОУ гимназии № 111 становится лауреатом смотра-конкурса школьных музеев г. Ростова-на-Дону. И это не случайно. “Служу Отечеству” – не просто музей, а хороший воспитатель чувства патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств. Музей – неотъемлемый субъект культурно-образовательного и воспитательного пространства гимназии. С 2005 года существует план инновационной деятельности музея, который был составлен в соответствии с программой деятельности музея на 2005-2010 год. На сегодняшний день разработана и принята программа деятельности музея на 2011-2015 год.
Активная работа ведется советом музея совместно с администрацией школы, Парламентом школьной республики, общественностью микрорайона, детскими и молодежными объединениями города, Ростовской Лигой Юных Журналистов. Через музей проходят все мероприятия, проводимые в гимназии.
На базе музея реализуются многие школьные программы. Вот некоторые из них (Слайд 4).: “Служу Отечеству”, “Духовное возрождение”, “Юные патриоты России”, “Поиск”, “Северный ветер”, “Доброе сердце”, “Надежда России”, “Культура Дона”. Все программы работают на те цели и задачи, которые ставят перед собой работники музея. (Слайд 5,6). Система патриотического воспитания, работа школьного музея “Служу Отечеству” в МБОУ гимназии № 111 является творческим процессом воспитания подрастающего поколения. Образовательно-воспитательная функция музея “Служу Отечеству” имеет несколько потенциальных уровней реализации:
– это межпредметный кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам (или используют экспонаты музея на своих уроках);
– это форма внеклассного дополнительного образования;
– это форма профессиональной ориентации обучающихся.
(Слайды 7–8). Ведь то, что вкладывается в ребят в школьные годы, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Музей – неотъемлемая часть школьной воспитательной системы. (Слайд 9) Педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. (Слайд 10)
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МУЗЕЕ ГИМНАЗИИ № 111 “СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ” ЯВЛЯЮТСЯ (Слайд 11)
- Духовно-нравственное.
- Историко-краеведческое.
- Гражданско-патриотическое.
- Социально-патриотическое.
- Военно-патриотическое.
- Спортивно-патриотическое.
ВИДЫ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЯ “СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ”
Экскурсионная работа. (Слайд 12) Одна из важнейших задач экскурсионного метода – научить “видеть”, то есть рассматривая экспозицию в целом и отдельные ее элементы, выявить их существенные черты, получить заложенную в них информацию.
Основные этапы подготовки экскурсии: (Слайд 13)
- Определение темы экскурсии.
- Составление плана.
- Изучение литературы и источников по теме.
- Разработка структуры экскурсии, определение методов ее проведения
- Выбор объектов показа для каждой части экскурсии.
- Составление методической разработки экскурсии.
Результатом работы экскурсоводов являются призовые места на городском конкурсе экскурсоводов. Не стал исключением и этот учебный год. (Слайды 14–15) Занятия в музее повышают успеваемость обучающихся, значительно расширяют их кругозор, формируют определенное мироощущение и социальную активность, приучают самостоятельно анализировать информацию и делать собственные выводы. Ведется активная поисково-краеведческая и научно-исследовательская работа. Результаты этой работы представляются на школьной краеведческой конференции. (Слайд 16) Лучшие из них принимают участие в муниципальном этапе всероссийского конкурса исследовательских работ “Отечество”, в Донской Академии Наук Юных Исследователей. (Слайд 17 – 18)
Музейные уроки. (Слайд 19)
Урок в музее организуется с целью приобретения учащимися знаний по определенной проблеме, или углубление и закрепление знаний, полученных на уроках. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания.
Кроме того, Совет музея разработал и внедрил в жизнь уроки мужества для всех категорий школьников. (Слайд 20)
– Мир памяти, мир сердца, мир души.
– Я – Ростовчанин!
– Урок памяти, посвященный победе над фашизмом.
– Урок мужества “Вечно живые”.
– Дорога к храму.
– Богатыри земли русской.
– “И помнит мир спасенный!”
– “Великие символы славной Отчизны” и др.
Но главное, даже не количество проводимых в музее мероприятий, лекций и экскурсий, и не использование современных технологий в нем. А важнее – эта та связь поколений, которая закрепилась в гимназии. Особенно, когда ветераны и герои России встречаются со школьниками, а у последних на глазах появляются слезы от осознания величия своей Родины. (Слайд 21) В преддверии 66-летия Великой Победы музей объявил начало акции “Письмо на фронт (Слайд 22). Акция проводилась с 1 апреля по 7 мая 2011 года. Это был конкурс на самое “сердечное” письмо, теплое пожелание ветеранам.
Ветеранам, которые не смогли прийти на концерт, дома вручены лучшие письма и подарки. (Слайд 23). Перспективной для средней и старшей школы является проектная деятельность (Слайд 24) обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проект побуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. В 2010-2011 учебном году обучающиеся работали над следующими проектами:
- Благотворительный проект: “Игрушки детям”.
- “История семьи в истории Дона”.
- “Ценности семейной педагогики, как основы взаимного обогащения культур разных народов”.
- Экология Дона.
Музейные выставки. (Слайды 25, 26)
Помимо постоянных, в музее создаются и временные экспозиции – выставки. Выставки посвящаются актуальным крупным политическим событиям, юбилеям, информации о текущем моменте. Временность выставок отражается на составе экспонатов. Обычно выставляем экспонаты, которые даются на определенное время, а потом возвращаются хозяевам, либо экспонаты не отвечающие теме музея (например, по Донскому краю, по городу Ростову-на-Дону и т.д.) Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. В этом учебном году выставки посвящены 66-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию первого освобождения г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков.
Над созданием экспозиций работает большой коллектив. Разрабатывается концепция будущей экспозиции, тематико-экспозиционный план, художественный проект. В процессе проектирования и монтажа принимают участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив гимназии – дело находится каждому. Экспозиция музея (Слайды 27–29) посвящена Великой Отечественной войне. Несколько стендов и витрин оформлены на основе краеведческого материала, собранного учителями и обучающимися гимназии.
Методами работы (Слайд 30) музея являются:
– проведение городских и музейных экскурсий силами обучающихся;
– устные выступления с рассказом о памятниках культурного наследия;
– составление фотоальбомов и иллюстрированных рефератов;
– составление Слайдфильмов;
– оформление краеведческих экспозиций;
– компьютерные проекты;
– публикации, подготовленные отдельными обучающимися, авторскими коллективами ;
– участие в подобных мероприятиях, проводимых городскими и общественными организациями на уровне района или города.
– компьютерные проекты;
– разработка виртуальных экскурсий.
Кружки и клубы. (Слайды 31-32)
Все кружки и клубы, существующие в школе, очень тесно связаны с работой музея. Почти в каждом кружке участники получают навыки музейной работы. Для всех классов работает кинолекторий, в фонде которого собрано более 50 военных фильмов. После просмотра фильма обязательно проходит беседа и обсуждение увиденного. Помимо этого при музее созданы клубы: “Сыны Отечества”, почетным председателем которого до недавнего времени являлся ветеран войны Агарков Владимир Петрович, “Точка зрения”, где обсуждаются темы, волнующие старшеклассников, военно-патриотический клуб “Звезда”, члены которого принимают активное участие в соревнованиях, военно-спортивных играх (Слайды 33–34). Ежегодно совершаются походы по местам боев в Ростовской области и на Северном Кавказе, поисковые экспедиции. (Слайды 35-36).
Музей гимназии № 111 функционирует уже более 10 лет. За это время выросло не одно поколение выпускников, которые выходили в жизнь с четкой патриотической и гражданской позицией, прекрасно владеющие разнообразными видами практической деятельности. Они прекрасно адаптированы к жизни, умеют проводить исследовательскую работу, что позволяет им очень быстро включиться в жизнь института и достичь там определенных успехов.
Первые выпускники музея уже давно нашли себя в жизни. Каждый связал свою профессию с работой с людьми. Гареев Рустам работает детским хирургом в областной больнице, Инютин Никита избрал для себя профессию государственного служащего. Они известные и уважаемые люди.
Многие избрали профессию тесно связанную с экскурсионной деятельностью. Так, Полякова Ирина, неоднократный победитель ДАНЮИ и конкурса экскурсоводов обучалась в ЮФУ на геофаке по специальности экскурсионное дело и сейчас работает в экскурсионном бизнесе. Будучи еще студенткой 3 курса, она работала на круизном теплоходе с иностранными туристами, показывая им достопримечательности нашей Родины. Николай Соколов, также неоднократный победитель всевозможных конференций и ДАНЮИ, работает на Дон-ТР корреспондентом, он стал победителем нескольких профессиональных журналистских конкурсов. Ребята говорят о том, что без работы в музее, без исследовательской работы, которую они вели с 6 класса, им было бы труднее адаптироваться и проявить себя в жизни. Печищева Дарья, Тупогуз Виктор, Челышев Сергей и многие другие очень успешно зарекомендовали себя в профсоюзной деятельности своих ВУЗов (ЮФУ, РИИЖТ, Педагогический институт ЮФУ). Многие из “работников” нашего музея закончили школу с медалью и сейчас продолжают учиться на получение красного диплома (Красножон Анастасия, Греховодова Люба, Урокова Юля, Тихончук Юля и др.).
Челышев Сергей, поступив и окончив педагогический университет (исторический факультет), и сейчас продолжает заниматься наукой. Булыгин Юрий – кандидат исторических наук.
Можно привести еще много примеров, т.к. бывшие выпускники продолжают оставаться внештатными сотрудниками нашего музея. Но несомненно одно, музей “Служу Отечеству” оказал большую социализирующую функцию в становлении гражданской позиции выпускников. (Слайды 37 – 38).
Мы все – России верные сыны