Музей "Служу Отечеству" – центр учебно-воспитательной работы в образовательном пространстве гимназии

Разделы: Внеклассная работа


Музей открыт 9 мая 1998 г. Этому предшествовала большая работа директора школы Н.В.Шумной, педагогического и ученического коллективов. Первые экспонаты в будущий музей были принесены Шумной О.П. еще в 1997 году. В 2001 музей получил свидетельство о регистрации. (Слайды 2,3) Общий фонд музея насчитывает более 450 экспонатов, среди которых награды и медали за “Боевые заслуги”, “За оборону Кавказа”, “За отвагу”, орден “Красной Звезды”, орден “Отечественной войны 1 степени”, личные вещи участников гражданской, Великой Отечественной и Афганской войн; фотографии тех, кто ценою своей жизни отстоял нашу Родину. Через стекла витрин можно прочитать дневниковые записи тех, кто с самых первых дней Великой Отечественной войны встал на защиту Родины, пожелтевшие листки писем, исписанные быстрым почерком. В них – строки из простой, человеческой жизни, и в то же время это живой голос прошлого.

Эмоциональное воздействие на посетителей музея усиливается световыми и звуковыми эффектами и использованием современных информационных и цифровых технологий.

Уже много лет музей “Служу Отечеству” МБОУ гимназии № 111 становится лауреатом смотра-конкурса школьных музеев г. Ростова-на-Дону. И это не случайно. “Служу Отечеству” – не просто музей, а хороший воспитатель чувства патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств. Музей – неотъемлемый субъект культурно-образовательного и воспитательного пространства гимназии. С 2005 года существует план инновационной деятельности музея, который был составлен в соответствии с программой деятельности музея на 2005-2010 год. На сегодняшний день разработана и принята программа деятельности музея на 2011-2015 год.

Активная работа ведется советом музея совместно с администрацией школы, Парламентом школьной республики, общественностью микрорайона, детскими и молодежными объединениями города, Ростовской Лигой Юных Журналистов. Через музей проходят все мероприятия, проводимые в гимназии.

На базе музея реализуются многие школьные программы. Вот некоторые из них (Слайд 4).: “Служу Отечеству”, “Духовное возрождение”, “Юные патриоты России”, “Поиск”, “Северный ветер”, “Доброе сердце”, “Надежда России”, “Культура Дона”. Все программы работают на те цели и задачи, которые ставят перед собой работники музея. (Слайд 5,6). Система патриотического воспитания, работа школьного музея “Служу Отечеству” в МБОУ гимназии № 111 является творческим процессом воспитания подрастающего поколения. Образовательно-воспитательная функция музея “Служу Отечеству” имеет несколько потенциальных уровней реализации:

– это межпредметный кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам (или используют экспонаты музея на своих уроках);
– это форма внеклассного дополнительного образования;
– это форма профессиональной ориентации обучающихся.

(Слайды 7–8). Ведь то, что вкладывается в ребят в школьные годы, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Музей – неотъемлемая часть школьной воспитательной системы. (Слайд 9) Педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. (Слайд 10)

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МУЗЕЕ ГИМНАЗИИ № 111 “СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ” ЯВЛЯЮТСЯ (Слайд 11)

  • Духовно-нравственное.
  • Историко-краеведческое.
  • Гражданско-патриотическое.
  • Социально-патриотическое.
  • Военно-патриотическое.
  • Спортивно-патриотическое.

ВИДЫ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЯ “СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ”

Экскурсионная работа. (Слайд 12) Одна из важнейших задач экскурсионного метода – научить “видеть”, то есть рассматривая экспозицию в целом и отдельные ее элементы, выявить их существенные черты, получить заложенную в них информацию.

Основные этапы подготовки экскурсии: (Слайд 13)

  1. Определение темы экскурсии.
  2. Составление плана.
  3. Изучение литературы и источников по теме.
  4. Разработка структуры экскурсии, определение методов ее проведения
  5. Выбор объектов показа для каждой части экскурсии.
  6. Составление методической разработки экскурсии.

Результатом работы экскурсоводов являются призовые места на городском конкурсе экскурсоводов. Не стал исключением и этот учебный год. (Слайды 14–15) Занятия в музее повышают успеваемость обучающихся, значительно расширяют их кругозор, формируют определенное мироощущение и социальную активность, приучают самостоятельно анализировать информацию и делать собственные выводы. Ведется активная поисково-краеведческая и научно-исследовательская работа. Результаты этой работы представляются на школьной краеведческой конференции. (Слайд 16) Лучшие из них принимают участие в муниципальном этапе всероссийского конкурса исследовательских работ “Отечество”, в Донской Академии Наук Юных Исследователей. (Слайд 17 – 18)

Музейные уроки. (Слайд 19)

Урок в музее организуется с целью приобретения учащимися знаний по определенной проблеме, или углубление и закрепление знаний, полученных на уроках. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания.

Кроме того, Совет музея разработал и внедрил в жизнь уроки мужества для всех категорий школьников. (Слайд 20)

– Мир памяти, мир сердца, мир души.
– Я – Ростовчанин!
– Урок памяти, посвященный победе над фашизмом.
– Урок мужества “Вечно живые”.
– Дорога к храму.
– Богатыри земли русской.
– “И помнит мир спасенный!”
– “Великие символы славной Отчизны” и др.

Но главное, даже не количество проводимых в музее мероприятий, лекций и экскурсий, и не использование современных технологий в нем. А важнее – эта та связь поколений, которая закрепилась в гимназии. Особенно, когда ветераны и герои России встречаются со школьниками, а у последних на глазах появляются слезы от осознания величия своей Родины. (Слайд 21) В преддверии 66-летия Великой Победы музей объявил начало акции “Письмо на фронт (Слайд 22). Акция проводилась с 1 апреля по 7 мая 2011 года. Это был конкурс на самое “сердечное” письмо, теплое пожелание ветеранам.

Ветеранам, которые не смогли прийти на концерт, дома вручены лучшие письма и подарки. (Слайд 23). Перспективной для средней и старшей школы является проектная деятельность (Слайд 24) обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проект побуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. В 2010-2011 учебном году обучающиеся работали над следующими проектами:

  • Благотворительный проект: “Игрушки детям”.
  • “История семьи в истории Дона”.
  • “Ценности семейной педагогики, как основы взаимного обогащения культур разных народов”.
  • Экология Дона.

Музейные выставки. (Слайды 25, 26)

Помимо постоянных, в музее создаются и временные экспозиции – выставки. Выставки посвящаются актуальным крупным политическим событиям, юбилеям, информации о текущем моменте. Временность выставок отражается на составе экспонатов. Обычно выставляем экспонаты, которые даются на определенное время, а потом возвращаются хозяевам, либо экспонаты не отвечающие теме музея (например, по Донскому краю, по городу Ростову-на-Дону и т.д.) Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. В этом учебном году выставки посвящены 66-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию первого освобождения г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков.

Над созданием экспозиций работает большой коллектив. Разрабатывается концепция будущей экспозиции, тематико-экспозиционный план, художественный проект. В процессе проектирования и монтажа принимают участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив гимназии – дело находится каждому. Экспозиция музея (Слайды 27–29) посвящена Великой Отечественной войне. Несколько стендов и витрин оформлены на основе краеведческого материала, собранного учителями и обучающимися гимназии.

Методами работы (Слайд 30) музея являются:

– проведение городских и музейных экскурсий силами обучающихся;
– устные выступления с рассказом о памятниках культурного наследия;
– составление фотоальбомов и иллюстрированных рефератов;
– составление Слайдфильмов;
– оформление краеведческих экспозиций;
– компьютерные проекты;
– публикации, подготовленные отдельными обучающимися, авторскими коллективами ;
– участие в подобных мероприятиях, проводимых городскими и общественными организациями на уровне района или города.
– компьютерные проекты;
– разработка виртуальных экскурсий.

Кружки и клубы. (Слайды 31-32)

Все кружки и клубы, существующие в школе, очень тесно связаны с работой музея. Почти в каждом кружке участники получают навыки музейной работы. Для всех классов работает кинолекторий, в фонде которого собрано более 50 военных фильмов. После просмотра фильма обязательно проходит беседа и обсуждение увиденного. Помимо этого при музее созданы клубы: “Сыны Отечества”, почетным председателем которого до недавнего времени являлся ветеран войны Агарков Владимир Петрович, “Точка зрения”, где обсуждаются темы, волнующие старшеклассников, военно-патриотический клуб “Звезда”, члены которого принимают активное участие в соревнованиях, военно-спортивных играх (Слайды 33–34). Ежегодно совершаются походы по местам боев в Ростовской области и на Северном Кавказе, поисковые экспедиции. (Слайды 35-36).

Музей гимназии № 111 функционирует уже более 10 лет. За это время выросло не одно поколение выпускников, которые выходили в жизнь с четкой патриотической и гражданской позицией, прекрасно владеющие разнообразными видами практической деятельности. Они прекрасно адаптированы к жизни, умеют проводить исследовательскую работу, что позволяет им очень быстро включиться в жизнь института и достичь там определенных успехов.

Первые выпускники музея уже давно нашли себя в жизни. Каждый связал свою профессию с работой с людьми. Гареев Рустам работает детским хирургом в областной больнице, Инютин Никита избрал для себя профессию государственного служащего. Они известные и уважаемые люди.

Многие избрали профессию тесно связанную с экскурсионной деятельностью. Так, Полякова Ирина, неоднократный победитель ДАНЮИ и конкурса экскурсоводов обучалась в ЮФУ на геофаке по специальности экскурсионное дело и сейчас работает в экскурсионном бизнесе. Будучи еще студенткой 3 курса, она работала на круизном теплоходе с иностранными туристами, показывая им достопримечательности нашей Родины. Николай Соколов, также неоднократный победитель всевозможных конференций и ДАНЮИ, работает на Дон-ТР корреспондентом, он стал победителем нескольких профессиональных журналистских конкурсов. Ребята говорят о том, что без работы в музее, без исследовательской работы, которую они вели с 6 класса, им было бы труднее адаптироваться и проявить себя в жизни. Печищева Дарья, Тупогуз Виктор, Челышев Сергей и многие другие очень успешно зарекомендовали себя в профсоюзной деятельности своих ВУЗов (ЮФУ, РИИЖТ, Педагогический институт ЮФУ). Многие из “работников” нашего музея закончили школу с медалью и сейчас продолжают учиться на получение красного диплома (Красножон Анастасия, Греховодова Люба, Урокова Юля, Тихончук Юля и др.).

Челышев Сергей, поступив и окончив педагогический университет (исторический факультет), и сейчас продолжает заниматься наукой. Булыгин Юрий – кандидат исторических наук.

Можно привести еще много примеров, т.к. бывшие выпускники продолжают оставаться внештатными сотрудниками нашего музея. Но несомненно одно, музей “Служу Отечеству” оказал большую социализирующую функцию в становлении гражданской позиции выпускников. (Слайды 37 – 38).

Мы все – России верные сыны

Презентация