Тип урока: интегрированный (с ИКТ), комбинированный урок (введения новых знаний и закрепления ранее изученного материала).
Цели и задачи (статистика): Повторить теоретические основы понятий среднее арифметическое ряда чисел, моды, медианы; закрепление практического навыка вычисления данных величин.
Цели и задачи (ИКТ): Научить учащихся вычислять статические величины в электронных таблицах Excel при помощи формул и встроенных функций, повторить на практике знания о создании и форматировании таблиц.
Материалы, используемые на уроке: презентация к уроку, опорный конспект практической работы, компьютерный класс, MS Office (Excel), мультимедиа установка.
Ход урока
1. Организационный момент
.Приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Повторение ранее изученного материала (статистика).
На экране слайд 3 (страница из классного журнала). Учащиеся отвечают на вопрос:
- Как определить какую оценку получит за четверть ученик?
- Рассчитайте четвертную оценку (среднее арифметическое) ученика №6 (слайд 4).
- Какая отметка была получена учеником большее количество раз?
- Как называется такая характеристика?
- Приведите примеры числовых рядов, в которых мода отсутствует.
- Является ли приведенный в примере числовой ряд упорядоченным?
- Для вычисления какой характеристики необходимо обязательно упорядочить ряд?
- Найдите моду и медиану числового ряда.
3. Введение новых знаний (ИКТ).
Учитель: Вернемся к таблице, рассмотренной в начале урока, и попробуем вычислить все изученные ранее статистические характеристики с помощью возможностей электронных таблиц. Вы уже знаете, как создаются и форматируются таблицы в Excel. Вам предстоит построить, ввести данные и отформатировать таблицу, как показано на рисунке в вашем опорном конспекте. Однако в нашей таблице есть три не заполненных столбца: среднее арифметическое значение, мода и медиана. Конечно, в случае, когда вы имеете немного значений в числовом ряду, то эти величины легко вычислить в уме, но когда встречаются ряды из 50 и более чисел эффективнее эту операцию автоматизировать, т.е. поручить машине. Любые вычисления в электронной таблице всегда начинаются со знака “=”. Далее вы можете записать выражение, содержащие числа, знаки арифметических действий и ссылки на ячейки, в которых хранятся данные, необходимые для вычислений. Также при вычислениях могут использоваться функции, встроенные в программу, в том числе и статистические. Рассмотрим на примере. Учитель показывает на экране работу программы Excel для ряда чисел, демонстрируя введение формулы содержащей только числа и содержащей ссылки на ячейки с данными. Демонстрирует поиск нужной функции по названию.
4. Практическая работа.
Практическая работа выполняется учащимися на основе объяснений учителя и использования опорного конспекта (Приложение 1). Данная работа содержит задания, выполняя которые учащиеся должны использовать не только знания, полученные на данном и предыдущих уроках, но и материалы опорного конспекта и справочной системы программы. Учителя в процессе выполнения работы оказывают консультативную помощь, направляя действия учащихся так, чтобы они максимально самостоятельно справились с заданиями.
5. Подведение итогов.
Работа каждого учащегося проверяется учителями (и с точки зрения статистики и с точки зрения ИКТ), при этом каждый учащийся получает две оценки. Лучшая работа демонстрируется на экране с необходимыми пояснениями (в случае, если у части учащихся возникли трудности в выполнении заданий).
6. Домашнее задание
.ИКТ: Найти рассмотренные возможности электронных таблиц в установленном дома ПО (MS Office, OpenOffice, LibraOffice и т.д.).
Статистика: Параграфы 10-12 повторить, стр.53 №5(а,в), 11 (учебник “Теория вероятности и статистики” Тюрин Ю.Н. и др., М.: МЦНМО “Московский учебник”, 2008г.).
Список использованной литературы:
- Тюрин Ю.Н. и др. учебник “Теория вероятности и статистики”, М.: МЦНМО “Московский учебник”, 2008 г.