Интегрированный урок "информатика + статистика". Тема: "Среднее арифметическое, мода, медиана. Использование формул в электронных таблицах, сортировка данных"

Разделы: Математика, Информатика


Тип урока: интегрированный (с ИКТ), комбинированный урок (введения новых знаний и закрепления ранее изученного материала).

Цели и задачи (статистика): Повторить теоретические основы понятий среднее арифметическое ряда чисел, моды, медианы; закрепление практического навыка вычисления данных величин.

Цели и задачи (ИКТ): Научить учащихся вычислять статические величины в электронных таблицах Excel при помощи формул и встроенных функций, повторить на практике знания о создании и форматировании таблиц.

Материалы, используемые на уроке: презентация к уроку, опорный конспект практической работы, компьютерный класс, MS Office (Excel), мультимедиа установка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Повторение ранее изученного материала (статистика).

На экране слайд 3 (страница из классного журнала). Учащиеся отвечают на вопрос:

  • Как определить какую оценку получит за четверть ученик?
  • Рассчитайте четвертную оценку (среднее арифметическое) ученика №6 (слайд 4).
  • Какая отметка была получена учеником большее количество раз?
  • Как называется такая характеристика?
  • Приведите примеры числовых рядов, в которых мода отсутствует.
  • Является ли приведенный в примере числовой ряд упорядоченным?
  • Для вычисления какой характеристики необходимо обязательно упорядочить ряд?
  • Найдите моду и медиану числового ряда.

3. Введение новых знаний (ИКТ).

Учитель: Вернемся к таблице, рассмотренной в начале урока, и попробуем вычислить все изученные ранее статистические характеристики с помощью возможностей электронных таблиц. Вы уже знаете, как создаются и форматируются таблицы в Excel. Вам предстоит построить, ввести данные и отформатировать таблицу, как показано на рисунке в вашем опорном конспекте. Однако в нашей таблице есть три не заполненных столбца: среднее арифметическое значение, мода и медиана. Конечно, в случае, когда вы имеете немного значений в числовом ряду, то эти величины легко вычислить в уме, но когда встречаются ряды из 50 и более чисел эффективнее эту операцию автоматизировать, т.е. поручить машине. Любые вычисления в электронной таблице всегда начинаются со знака “=”. Далее вы можете записать выражение, содержащие числа, знаки арифметических действий и ссылки на ячейки, в которых хранятся данные, необходимые для вычислений. Также при вычислениях могут использоваться функции, встроенные в программу, в том числе и статистические. Рассмотрим на примере. Учитель показывает на экране работу программы Excel для ряда чисел, демонстрируя введение формулы содержащей только числа и содержащей ссылки на ячейки с данными. Демонстрирует поиск нужной функции по названию.

4. Практическая работа.

Практическая работа выполняется учащимися на основе объяснений учителя и использования опорного конспекта (Приложение 1). Данная работа содержит задания, выполняя которые учащиеся должны использовать не только знания, полученные на данном и предыдущих уроках, но и материалы опорного конспекта и справочной системы программы. Учителя в процессе выполнения работы оказывают консультативную помощь, направляя действия учащихся так, чтобы они максимально самостоятельно справились с заданиями.

5. Подведение итогов.

Работа каждого учащегося проверяется учителями (и с точки зрения статистики и с точки зрения ИКТ), при этом каждый учащийся получает две оценки. Лучшая работа демонстрируется на экране с необходимыми пояснениями (в случае, если у части учащихся возникли трудности в выполнении заданий).

6. Домашнее задание.

ИКТ: Найти рассмотренные возможности электронных таблиц в установленном дома ПО (MS Office, OpenOffice, LibraOffice и т.д.).

Статистика: Параграфы 10-12 повторить, стр.53 №5(а,в), 11 (учебник “Теория вероятности и статистики” Тюрин Ю.Н. и др., М.: МЦНМО “Московский учебник”, 2008г.).

Список использованной литературы:

  1. Тюрин Ю.Н. и др. учебник “Теория вероятности и статистики”, М.: МЦНМО “Московский учебник”, 2008 г.